Экспериментально-исследовательская деятельность
план-конспект занятия (средняя группа)

Дарья Дмитриевна Крюкова

  Образовательная область: Познавательное развитие, цикл «Исследование объектов  живой и не живой природы»

Интеграция: коммуникативное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Задача:         развитие      познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

Цели:

  • Познакомить детей со свойствами воды
  • Развивать внимание, наблюдательность, логическое  мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы
  • Активизировать и обогатить словарь детей
  • Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру
  • Сформировать у детей знания о значении  воды в жизни человека

Возраст  детей: 4-5 лет (средняя группа)

Материал: капелька на магните большая «Капитошка, капли воды  маленькие, картинка с магнитами, глобус, воды, апельсиновый сок, молоко, пластиковые стаканчики, разноцветные пуговицы, соль, сахар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Свойства воды» (средняя группа)

Воспитатель:  Крюкова Д.Д

  Образовательная область: Познавательное развитие, цикл «Исследование объектов  живой и не живой природы»

Интеграция: коммуникативное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Задача:         развитие         познавательно-исследовательской         активности         детей, формирование навыков экспериментирования с водой.

Цели: 

  • Познакомить детей со свойствами воды
  • Развивать внимание, наблюдательность, логическое  мышление во время поисковой деятельности, навыки анализа и умение делать выводы
  • Активизировать и обогатить словарь детей
  • Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру
  • Сформировать у детей знания о значении  воды в жизни человека

Возраст  детей: 4-5 лет (средняя группа)

Материал: капелька на магните большая «Капитошка, капли воды  маленькие, картинка с магнитами, глобус, воды, апельсиновый сок, молоко, пластиковые стаканчики, разноцветные пуговицы, соль, сахар.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент –

Воспитатель

Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними  и друг с другом.

-Здравствуй  солнце золотое, здравствуй небо голубое, здравствуй  матушка земля, здравствуйте, мои друзья!

-Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Кто знает что это такое?

Дети

-Это глобус!

Воспитатель

- правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети

-Синего, голубого

Воспитатель

-Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? (ответы детей)

Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей земле. А кому нужна вода?

Дети

Животным, растениям, человеку

Воспитатель

- правильно, молодцы

2. Игровая ситуация –

- Ребята, кто-то пришёл к нам в гости! Кто же это?

Дети  Капелька

Воспитатель

Да ребята, это капелька, и зовут её Капитошка. Капитошка спрашивает у детей,  где живут у нас в группе её сестрички-капельки.

Ребята, давайте расскажем Капитошке, где в нашей группе живут сестричкикапельки, что они у нас делают  и какую приносят пользу. А я буду отмечать ваши ответы приклеивать их на мольберт к Капитошке.

(дети отвечают, где у нас есть вода и какую пользу она приносит: чтобы поливать цветы, мыть посуду, вытирать пыль, мыть игрушки, умываться, пить воду) - Ребята, а дома как мы используем воду?

( дети отвеют, для приготовления пищи, уборки, стирки одежды…)

(Все  вместе пересчитывают  капельки.)

3. Экспериментальная деятельность «Свойства воды»

Воспитатель

-ребята приглашаю Вас , отправиться в лабораторию  и как настоящие ученые провести опыты и узнать о свойствах  чудесного вещества- воды.

В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

  • Внимательно слушать воспитателя
  • Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу
  • Не забывать после каждого опыта делать выводы

А сейчас проходите в лабораторию, вставайте вокруг стола, напротив каждого стаканчика.  

Опыт № 1

Воспитатель

-ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы чувствуете аппетитный запах. А есть ли запас у воды? Чтобы ответить на этот вопрос  проведём опыт

Возьмите стакан с соком,  понюхайте. Какой это сок? (ответы апельсиновый)

Как вы догадались, что сок апельсиновый  ( пахнет апельсином)

А теперь возьмите  стакан с водой. Понюхайте, чем  пахнет (у воды нет запаха)

  • так есть ли запах у воды (изображение карточки с этим свойством) какой  Вывод  можно сделать: У воды нет запаха!

Опыт № 2

Воспитатель

-ребята, вы пробовали лимон, а какой он на вкус? ( кислый)

  • а конфета ( сладкая)

-интересно, а есть ли вкус у воды?  Возьмите стакан с яблочного сока, попробуйте сок. Какой вкус у яблочного сока? ( вкус яблока)

-а теперь возьмите стакан с водой и попробуйте. Какая она? Сладкая?

Кислая? Солёная? ( без вкуса)

Так есть ли вкус у воды? ( нет)

Вывод: У воды нет вкуса

Воспитатель

  • вы правы ребята, у воды нет в вкуса.

Опыт № 3

Воспитатель 

  • чтобы приступить к следующему опыту пройдем к следующему столу

-ребята посмотри, что перед вами на столе в тарелочках  

Дети 

-лёд

Воспитатель

-возьмите  его в руки. Какой лёд?

Дети 

-холодный

Воспитатель

Что еще  можно сказать про лёд. Лёд твёрдый?

Воспитатель  предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему

  • посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается?

Дети 

  • в воду.

Воспитатель

Сделаем вывод: лёд – это точно вода. Мы узнали ещё одно свойство воды -  она  может быть не только в жидком, но и в твёрдом  состоянии, когда замерзает, превращается в лёд.

Мы провели три опыта и чтобы узнать еще одно свойство воды перейдем к следующему столу, встанем вокруг него аккуратно.

Опыт № 4

-посмотрите, ребята, а вы знаете какого цвета молоко? (белого)

  • а что  вы можете сказать про воду? она белого цвета? Давайте проверим, какого  цвета вода? Закройте глаза. Я опущу в молоко пуговицу – ваша задача угадать, какого цвета пуговицу я опустила
  • открывайте глаза. Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком , вы можете сказать (нет) Почему? ( ответ детей) теперь предлагаю вытащить  пуговицы из молока на салфетку. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы может увидеть какого цвета  пуговица( да)

Почему ? ( потому что  вода - прозрачная)

-ребята вы молоды. Сделаем вывод  - вода не имеет цвета.

Опыт № 5

  • и последнее свойство, которое мы узнаем это какая у воды форму
  • Давайте  выльем нашу воду в тарелочку. Что произошло (ответы детей)  Действительно, она растеклась по тарелке потому, что не имеет формы. Можем ли мы сказать, что вода круглой формы, квадратной или прямоугольной? Нет. Сделаем вывод – вода не имеет формы.

Воспитатель подводит детей к доске  и еще раз повторим  свойства воды по схеме (вода не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, вода может быть, как в твердом и жидком состоянии)

  • вам  понравилось проводить эксперименты  с водой? Что тебе понравилось делать (вопрос адресуется к каждому ребенку) что нового узнали  о свойствах воды?

Вывод  общий  вода - чудесное вещество, она нужна не только человеку, но и растениям, животным для жизни. Без воды нет жизни на земле.

Источник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка «Эколошка» во второй младшей группе (экспериментально - исследовательская познавательная деятельность)

В младшем возрасте закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Решить проблемы младшего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьн...

Экспериментально-исследовательская, проектная деятельность дошкольников

Использование экспериментально-исследовательской, проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников....

Реализация экспериментально-исследовательской деятельности через различные виды деятельности

Предложенное занятие помогает развивать исследовательские навыки, зрительное восприятие мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений,...

Познавательно - исследовательский проект «Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках экспериментально-исследовательской деятельности»

Вид проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой.Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группыСроки реализации: долгосрочный: 2 года...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...