Проект "Международный день птиц"
проект (старшая группа)

Бубликова Марина Сергеевна
Формирование у детей представления о птицах как живых существах, живущих на Земле, их значения для окружающей природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида

Выборгского района г. Санкт – Петербурга

Проект

«День Птиц»

https://drasler.ru/wp-content/uploads/2019/09/1-%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86-020.jpg

Разработала:

Воспитатель: Бубликова М.С.,

Санкт-Петербург

апрель 2024г.

Паспорт проекта

Тема: «День Птиц»

Участники проекта: дети, педагоги, учитель-логопед, родители

Возраст детей: 5-6 лет

Вид проекта: групповой, практико-ориентированный, информационно-творческий

Срок реализации: с 01.04.24 по 05.04.24 гг.

Продолжительность: краткосрочный

Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни

Актуальность проекта:

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общается с природой. Проведенная беседа показала, что дети имеют недостаточные знания о жизни птиц, знают мало о том, какую пользу приносят птицы, что для них вредно, а что полезно. Поэтому было решено углубить знания детей о жизни птиц через образовательную, совместную продуктивную деятельность, связь с русскими народными обычаями и обрядами, привлекая к работе и родителей.

Цель проекта:

Формирование у детей представления о птицах как живых существах, живущих на Земле, их значения для окружающей природы.

Задачи проекта:

Для детей:

1. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах.

2. Учить отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

3. Развивать любознательность, интерес к миру пернатых.

4. Развивать внимание, творческую активность.

5. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

6. Развивать интерес к русскими народным обычаям и обрядам.

Для педагогов: 

1. Пополнить методическую копилку.

2. Расширить предметно-развивающую среду материалами и оборудованием. 

Для родителей: 

1. Показать родителям значимость взаимодействия с ребенком.

2. Привлечь родителей к совместной деятельности по поиску информации о птицах (книг).

Ожидаемые результаты:

Дети:

  1. Научатся проявлять интерес к объектам природы - птицам, будут знать и называть птиц, обитающих в России.
  2. Расширят свои знания о русских народных обычаях и обрядах.
  3. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе.

Педагоги:

Пополнят методическую копилку и расширят предметно-развивающую среду материалами (мультимедийные презентации).

Родители:

Повысят уровень педагогической компетенции по проблеме формирования экологического сознание ребёнка.

Проблема:

Экологическое воспитание детей достигает огромного эффекта, если родители и педагоги находятся в сотрудничестве и взаимосвязи, создается необходимое условие для полноценного развития ребенка.

К сожалению, родители в связи с нехваткой времени и максимальной занятостью на работе мало уделяют время экологическому воспитанию.

Важно донести до родителей осознание необходимой целенаправленной работы, тесной взаимосвязи семьи. На начальном этапе задача педагога привлечь внимание родителей к проблеме, постепенно побуждая их к сотрудничеству в первую очередь с самими детьми.

Этапы проекта

Подготовительный этап:

Цель: выявить уровень знаний детей о птицах, обеспечить информационную, мотивационную, организованную готовность участников проекта.

  1. Подбор методической литературы, иллюстрационного материала, настольно - печатных, дидактических игр, художественной литературы для чтения, загадок по теме проекта.
  2. Беседа с детьми «Птицы нашего края».

Основной этап:

  1. Занятие.
  2. Беседы
  3. Чтение художественной литературы
  4. Дидактические игры
  5. Подвижные игры
  6. Физкультминутки
  7. Творческо-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование)

Работа с родителями.

  1. Беседы, консультации,
  2. Привлечение родителей к книжным выставкам по теме;
  3.  Размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек;
  4. Участие в изготовлении кормушек для птиц.
  5. Участие в акции «Птичья столовая», «Накормите птиц»  

Заключительный этап: Подведение итогов

Акция «Покорми птиц»!

Продукт проекта: Кормушки для птиц своими руками.

Перспективно-тематический план по проекту

Дни

недели

Формы, темы

Программное содержание

Словарная работа

Работа с родителями

Понедельник

1 апреля

«День птиц»

-Беседа «Птицы»

- Презентация «Перелетные птицы»

Чтение худ. Литературы

Углубить и расширить знания детей о птицах нашего края, обогащать и активизировать речь детей, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Закрепить названия перелетных птиц.

В. Звягиной «Воробей»,

С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»,

Т. Евдошенко «Берегите птиц», «Зимние гости» Ю.Никонова.

Класс птицы

Привлечь родителей к изготовлению кормушек.

Вторник

2 апреля

Беседа «Зимующие птицы нашего края»

Дидактическая игра «Расскажи о птице»

Оформление уголка книги

Развивать внимание, память. обогащать словарный запас. Воспитывать любовь к живым существам.

Развивать связную речь детей с наглядной опорой.

Развивать память, внимание, аккуратность при изготовлении книжки.

Подбор книг о птицах.

Перелетные, зимующие.

Филин, тетерева, овсянка, зимующие, корм.

Принести книги про птиц.

Среда

3 апреля

Чтение художественной литературы.

Чтение сказки «Сорока»

Самостоятельная деятельность детей.

Художественное творчество - рисование.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, правильно воспринимать содержание. Развивать умение высказывать свое мнение поступкам героев.

Продолжать учить детей передавать в рисунке образ птицы доступными средствами. развивать умение делать набросок простым карандашом. воспитывать художественно - эстетический вкус.

Сорока - белобока,

синичка,

сорочата.

Изготовление кормушек

сделанных совместно с родителями.

Четверг

4 апреля

Аппликация «Скворечник»

Подвижная игра на улице «Птичьи стайки»

Рассматривание мини альбомов про птиц.

«Птицы Красной книги»

Закреплять умение работать с ножницами.

Создать эмоционально радостное настроение в ходе игры. Воспитывать уважение к своим сверстникам.

Развивать внимание, память, речь.

Стая птиц

Пятница

5 апреля

Сюжетно - дидактическая игра «Птицы прилетели на кормушку».

Презентация «Птицы Красной книги»

Конструирование из бумаги «Птичка невеличка»

Музыка

Формировать представление детей о птицах, о том, как они приспосабливаются к жизни в зимний период. Выяснить представление детей о том, чем питаются птицы зимой.

Познакомить детей с птицами, занесенные в Красную книгу.

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Развивать мелкую моторику рук.

Прослушивание записи с голосами птиц

Гагара чернозобая,

цапля,

беркут,

дятел

Приложение 1

Конспект занятия в старшей группе

на тему: «Птицы нашего края»

Цель: Формировать представления детей о наиболее распространенных перелетных птицах.

Задачи:

- Расширить и систематизировать представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида; развивать связанную речь,

- Обогащать словарный запас детей;

- Учить детей отвечать на вопросы сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

- Воспитывать интерес и любовь к природе, заботливое отношение к природе.

Программное содержание:

Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес. Учить составлять паспорт для птицы.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке. Чтение произведений о птицах. Беседа о перелетных, кочующих и зимующих птицах. Проведение игры «Совушка». Беседа об орнитологах. Оформление карточек алгоритма заданий, для паспорта птицы.

Материал и оборудование:

Плакат «Птицы нашего края», конверт, письмо от орнитолога, аудиозаписи птичьих голосов, листы бумаги формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности, цветные карандаши, картинки с вариантами (по количеству детей).

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадку:

Любит семечки и сало,

Во дворе с утра летала

Эта маленькая птичка.

Отгадайте, кто?

(Синичка)

-1 апреля отмечается экологический праздник «День птиц». В этот день в разных уголках нашей страны готовятся к встрече птиц. Люди заготавливают для них подкормку, кормушки.

На магнитном плакате воспитатель просит детей разместить фигурки птиц. Уточняют, кто что ест.

-Ребята, какие бывают кормушки? Из каких материалов можно сделать кормушки? Куда можно повесить кормушки? А вешали ли вы кормушки? Какой корм можно насыпать в кормушку? А вы видели, какие птицы прилетали к кормушкам? При какой погоде птиц у кормушки больше? При какой меньше? Как вы думаете, почему? (ответы детей)

- Есть специалисты, которые наблюдают за птицами, изучают их жизнь и повадки и даже могут лечить птиц. Такие специалисты называются орнитологами. Один такой орнитолог прислал вам письмо.

Воспитатель достает конверт с письмом.

-Здравствуйте, уважаемые дети! Я работаю орнитологом. В нашей лаборатории создаются паспорта птиц, которые обитают в нашем крае. Педагоги, дети и родители начали готовить паспорта на птиц нашего края. Вот какой паспорт нам прислали дети из сибирского города Томска на кедровку. «Кедровка - это небольшая кочующая птица. Питается кедровыми орехами, желудями, семенами шишек, ягодами. Тело покрыто перьями. Кедровка откладывает яйца, из которых вылупляются птенцы. Окрашена в тёмный коричневато-бурый цвет с белыми пятнами, которых нет только на верхней стороне головы. На конце хвоста светлая полоска. "

Воспитатель показывает детям паспорт на птичку "Кедровка". предлагает оформить паспорта на птиц, обитающих в данной местности (хорошо знакомых детям).

На столах разложены листы формата А4 с изображением птиц, обитающих в данной местности. Каждый ребёнок выбирает лист и составляет паспорт птицы (птицы могут повторяться)

Воспитатель поочерёдно зачитывает задания.

Задание 1. «Вид птицы»

Ребёнку предлагаются 3 картинки со схематичными изображениями:

1 - зима в городе;

2 - пальма и летящие птички;

3 - лесной пейзаж.

Задание: Выбрать картинку в соответствии с тем, к какой группе относится птица - зимующая, перелётная или кочующая (обозначения: зимующая птица - зима в городе; перелётная птица - пальма и летящие птички; кочующая - лесной пейзаж.) Наклеить подходящую картинку под фотографией птицы.

Задание 2. «Чем питается птица».

Ребёнку предлагаются 3 картинки:

1 - конфеты;

2 - насекомые;

3 - семена растений.

Задание: определить, чем питается птица. Наклеить картинку с правильным ответом.

Задание 3. «Чем покрыто тело птиц».

Ребёнку предлагаются 3 картинки:

1 - перья;

2 - чешуя;

3 - шерсть.

Задание: Определить, чем покрыто тело птицы. Наклеить картинку с правильным ответом.

Воспитатель предлагает детям вспомнить игры, в которых упоминаются птицы. Проводится игра «Совушка».

Из числа играющих выбирается совушка. Остальные дети - птицы, жуки, бабочки. «Сова» влезает на дерево (садится на стульчик, а остальные дети «летают», имитируя движения птиц, жуков и бабочек. Воспитатель произносит «Ночь!». Играющие замирают на своих местах. Совушка «слетает» со своего дерева и медленно «облетает» ребят. Того, кто пошевельнётся, совушка уводит к своему дереву. Воспитатель произносит «День!», и совушка «забирается на дерево». Игра повторяется 3-4 раза. Роль совушки дети выполняют по очереди.

Задание 4. «Где птица откладывает яйца и выводит своё потомство?»

Ребёнку предлагаются 3 картинки:

1 - гнездо;

2 - коляска;

№ - будка.

Задание: определить, где птицы откладывают яйца и выводят своё потомство. Наклеить картинку с правильным ответом.

Задание 5. «Какие цвета могут быть в окраске птицы?»

Ребёнку предлагаются 10 цветных карандашей: чёрный, коричневый, жёлтый, зелёный, красный, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, розовый.

Задание: определить, какие цвета могут быть в окраске птицы. Нарисовать круг соответствующего цвета.

Дети (по желанию) рассказывают про птиц, используя паспорт. (Если ребёнок рассказал верно, звучит голос птицы.)

Воспитатель предлагает детям дома совместно с родителями включить дополнительную информацию в паспорта птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический день птиц "Это что за птица"

Тематический день птиц был посвящен Международному дню птиц, который отмечается 1 апреля....

Интегрированное занятие «Птицы в гостях у детей» (1 Апреля – День птиц)

Интегрированное занятие «Птицы в гостях у детей» (1 Апреля – День птиц) Образовательные области: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественн...

Проект "Наши птицы". Сценарий праздника «День птиц» (разновозрастная группа)

Проект "Наши птицы". Сценарий праздника «День птиц»  (разновозрастная группа)         Образовательная область: познание.Интег...

Сценарий досуга "День птиц", посвященный 1 апреля -Международному Дню птиц для младшей группы.

Сценарий досуга  "День птиц" - это песни о птицах, игры, слушание и просмотр видео материалов о птицах. Проводится на заранее выученном материале....

Развлечение на День птиц для детей старшего дошкольного возраста «Птицы рядом с нами - о них заботиться должны мы с вами»

Для формирования обобщенных пред ставлений о птицах, развития интере са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспос...

"День птиц" Аппликация - оригами "Сказочная птица"

Описание материала: Много разных праздников отмечается в мире, но наверное один из самых добрых праздников - это день птиц. Ведь очень важно, чтобы дети любили окружающую их природу и росли в гармонии...