Дидактическое пособие "Лэпбук" как средство формирование патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Зверева Юлия Иннокентьевна

Дидактическое пособие «Лэпбук» как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Лэпбук» как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста

В условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребёнка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития является создание методического пособия «Лэпбук». В дословном переводе («лэп» — колено, «бук» — книга) лэпбук обозначает «наколенная книга».

«Лэпбук» - новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Лэпбук - одна из интересных форм организации материала. Потому, что рассматривая и выполняя различные задания, дети получают много интересной и познавательной информации, это отличный способ для повторения пройденного материала.

Для того чтобы доступно и интересно объяснить детям данного возраста о нашей родине, я изготовила дидактическое пособие Лэпбук - «Наша Родина Россия».

Цель данного пособия - воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к своей родине России. Лепбук или как еще его называют интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка. Его можно использовать в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по патриотическому воспитанию.

На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по теме:

Задание: из разрезанных частей сложить символику нашей родины, рассказать, что они запомнили.

        

Собранная по теме информация, охватывает все пять образовательных областей.

Лэпбук можно рассматривать как часть развивающей предметно пространственной среды в ДОУ и отвечает требованиям ФГОС ДО:

  1. Информативен (информация, которая содержится в лэпбуке, должна быть в первую очередь доступна ребёнку)
  2. Прочен (учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким, прочным)
  3. Эстетичность (лэпбук должен быть оформлена так, чтобы у ребёнка появилось желание взять его в руки и изучить)
  4. Вариативен (желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части)
  5. Доступен (его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста). Взяв, лэпбук в руки, ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
  6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).

Какое значение имеет лэпбук для педагога? Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук как средство ознакомления с родным краем в дошкольной образовательной организации

 

 

 

Это тематическое пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и способно разрабатываться специально под конкретного ребенка с его степенью познаний. Помимо этого, широко применяются и «коллективные» тематические папки, изготавливаемые педагогами. Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет. Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука.

В чем же ценность и актуальность использования лэпбука как формы совместной деятельности взрослого и детей?

  • С помощью данного пособия можно решать разнообразные образовательные задачи, в том числе и задачи по приобщению детей к этнокультурным ценностям;
  • Лепбук способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно- тематического планирования;
  • Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми;
  • При создании лэпбука ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их в ходе самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме, что в дальнейшем, поможет ему при подготовке к написанию рефератов и курсовых.
  • Создаются условия для поддержки детской инициативы, появляется возможность индивидуализации образовательного процесса.
  • Лэпбук приобщает детей и родителей к совместному творчеству, при этом решается проблема по вовлечению последних в образовательное пространство ДОУ.

Приобщение дошкольников к истории, обычаям и традициям родного края средствами технологии лэпбук ставит перед собой следующие задачи:

1. Сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине, природе родного края.

2. Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

3. Воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, фольклором, национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

4. Воспитывать у дошкольников умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

5. Развивать познавательную активность и познавательный интерес, самостоятельность, инициативность в процессе сбора и организации информации.

6. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления, расширению и обогащению словарного запаса

7. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

8. Приобщить детей и родителей к совместному творчеству.

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий и состоит из нескольких этапов.

1. Определиться с темой будущего лэпбука.

Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. При её выборе можно опираться на тематические недели, которые прописаны в комплексно-тематическом планировании дошкольного учреждения, а также круг интересов и предпочтений детей. Практически в любом детском саду проходят такие тематические недели, как «Я и моя семья», «Люди вокруг нас», «Я – гражданин», «Мы такие разные», «Мой город», «Моя страна», «День защитника Отечества», «Знакомство с народной культурой и традициями», «Карелия – мой край родной», «Все работы хороши» и др., в рамках которых решаются задачи по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одним из первых лэпбуков по данному направлению стал лэпбук «Моя малая Родина город Беломорск».

2. Распланировать, какую именно информацию по выбранной теме будет содержать тематическая папка – составить план.

Лэпбук это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему, а для этого нужен план того, что планируется в этой папке рассказать. Дети старшего дошкольного возраста, знакомые с данной технологией, содержание папки могут выбирать самостоятельно.

Вот так, например, выглядит содержание лэпбука по теме «Традиции, обычаи, фольклор, промыслы поморов»:

  • Книжка – раскладушка «Промыслы поморов»;
  • Игра «Найди пару»;
  • Книжка – гармошка «Фольклор поморов»;
  • Кармашек «Особенности быта»;
  • Конвертик с пазлами «Собери рыбку»;
  • Раскраски «Национальности Беломорска»;
  • Конвертик с пословицами и поговорками.

3. Создать основу тематической папки, выбрав один из трёх вариантов: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый.

4. Нарисовать макет лэпбука на листе бумаги.

5. Продумать, какой вид будут иметь кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.

6. Изготовить кармашки, используя шаблоны и собственную фантазию.

7. Разместить на основу кармашки в соответствии с макетом.

Для ребенка лэпбук — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов (дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий), которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.

Для педагогов дошкольного образования тематическая папка - современный способ организации познавательной деятельности дошкольников.

Целесообразность использования лэпбука при формировании знаний о родном крае у детей старшего дошкольного возраста, заключается в том, что дети непосредственно в игровой деятельности, незаметно для себя, смогут приобрести и закрепить знания о родном крае и городе.

В качестве средства формирования знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, мы выделяем лэпбук, поскольку он востребован современной информационной ситуацией. Лэпбук направлен на активное, личностно значимое познание культурно-исторического наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного города, края, России, мира.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр  по нравственно -  патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка. Картотека дидактических игр по нравственному-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позво...

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения и...

Проект « Музыкальная деятельность как средство формирования патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста»

ull;Патриотическое воспитание подрастающего поколения — приоритетное направление современной образовательной политики. Согласно документу «Стратегии становления воспитания в Российской Ф...

картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР  ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Дидактическое пособие «Лэпбук» как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

Дидактическое пособие «Лэпбук» как средство формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста(из опыта работы)....