Квест-игра «Промыслы донских казаков»
план-конспект занятия (старшая группа)

Каргина Виктория Борисовна
Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о промыслах донских казаков воспитывать уважение к труду и людям труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра «Промыслы донских казаков»

Цель: познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о промыслах донских казаков воспитывать уважение к труду и людям труда. 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • знакомить детей с промыслами и ремеслами донских казаков;
  • показать применение промыслов и ремёсел в современном мире.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • формировать навыки игровой деятельности;
  • вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • обогатить словарь детей словами (ремесло, промысел, лозоплетение, гончарное дело, кузнечное)
  • развивать умения выражать ход своих мыслей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • развивать уважительное отношение к истории родного края, чувство гордости за свой народ и как высшую ценность – любовь к Родине через знакомство с историей, бытом, традициями казачества

Методы и приемы:

Наглядный метод: приём показа предметов; приём показа образца; приём показа способов действий; приём использования ТСО.

Словесный метод :рассказ; беседа; художественное слово.

Практический метод: планирование выполнений заданий; постановка задания; анализ результатов.

Информативно - рецептивный метод:   рассматривание; образец воспитателя.

Игровой метод: загадывание загадок; организация игровой ситуации;

выполнение педагогом игровых действий;

Предшествующая работа: разучивание колыбельной песни, потешки

Материалы, оборудование:

демонстрационный материалНоутбук,  презентация о народных промыслах и ремёслах, изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, казачий народный костюм для взрослого, карточки с заданиями, дидактический материал. Иллюстрации, сюжетные картины,  глиняная посуда, вязаные салфетки, рушник, образцы красивых узоров кубанской росписи, деревянные ложки, шкатулка, ступка.

                                    НОД занятия

Организационный момент.

Воспитатель:- Здравствуйте ребята! Вы любите играть, разгадывать загадки?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я хочу вам предложить поучаствовать в квест-игре «Путешествие по Донскому краю» Хотите принять участие и проверить свои знания?

Дети: Да!

             1-ая остановка «донской край»

1.Как называют коренного жителя Ростовской области?

Ответ: казак. «Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».

2. Как раньше называлось жилище казака?

Ответ: курень.

3.Кто лучший друг казака? (Конь)

4. Чем погонял казак коня? (Нагайкой)

5. Чем занимались казаки большую часть своей жизни? (Воевали, ходили в походы)

Но, когда казаки были дома, они были заняты и другими делами, а какими, мы сегодня и расскажем.         

Промысел – это добыча чего-либо или охота. Это то, что можно взять у природы.
Ремесло 
- работа по изготовлению каких – либо изделий ручным способом.

Воспитатель: наши земляки были неутомимыми тружениками. Дон  всегда славился своими мастерами. Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани – создавались настоящие произведения искусства.      Они устраивали свой быт, изготовляли мебель, посуду, украшали свой дом и одежду. Казаки, знали и владели несколькими промыслами и ремеслами. 

 2-ая остановка « Закончи пословицу».

  • «Терпение и труд…» (всё перетрут)
  • «Землю красит солнце…» (а человека труд)
  • «Делу время…» (а потехе час)
  • «Кто не работает…» (тот не ест)
  • «Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)
  • «Больше дела…» (меньше слов)
  • «Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)

Воспитатель : Отгадайте загадку о материале, который использовал этот мастер:

В земле скрывается,

В руках преображается,

Огнем закаляется,

В посуду превращается (глина)

Гончарное ремесло на Дону было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для работы. Это прочный, пластичный материал, подаренный нам самой природой.

Подумайте, где гончар мог брать глину для своего ремесла? (Ее можно найти повсюду, в карьерах и по берегам рек. А как называется добыча глины - промысел)

Донская земля богата залежами глин с разнообразием цветовой гаммы: от белой и кремовой до темно-серой и коричневой. Формы и декор глиняной посуды информировали о том, для каких продуктов она предназначалась: светлые - для молока, темные - для кваса, с узким горлом - для постного масла, черная керамика - для приготовления пищи в печи, большие макитры - для засолки овощей были светлой окраски, чтоб видеть их в темноте погреба.

Воспитатель: И так отправляемся дальше с вами путешествовать, следующая остановка

3-ая остановка «Собери горшок»

Представьте, что археологи при раскопках нашли разбитые глиняные предметы, вам нужно их отреставрировать, т.е. собрать, склеить и распределить для каких продуктов она предназначалась.(Дети собирают пазлы- горшки)

Воспитатель: На Дону наиболее широкое распространение получила ковань – кузнечное дело. В древности очень ценилось железо и изделия из него.

 Кузнецы были главными мастерами. Они изготавливали все необходимое для быта – замки, ухваты, ножи, топоры, гвозди, подковы. Кузнецы были главными мастерами. В каждой станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

Дидактическая игра «Найди такой же»

В кузнице можно обнаружить множество оборудования , инструментов, приспособлений. Из имеющихся картинок вам необходимо выбрать инструменты и приспособления , изделия которые изготовляли кузнецы.

-Горн

-Оружие

-Подковы

-Емкость с водой

-Украшения

- Большая наковальня

-Инструменты сельскохозяйственные

-Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки

-Строительные элементы.

Воспитатель:А теперь посмотрите, что тут у меня. (Достаю из шкатулки салфетки с вышивкой и кружева, показываю детям). Ребята, мы с вами уже много говорила о Том, как жили в старину у нас на Дону, как отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались казачки?

Дети: Они вышивали, вязали, шили.

Воспитатель: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?

Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы.
Люди  трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб,  это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.

Воспитатель: (Показываю скатерть, рушник, фартук с вышивкой).  Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?

Дети:  Настольник, её клали на стол.

Воспитатель:А как на Дону называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).

Дети: Рушник.

Воспитатель: Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?

Дети:  Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.

Воспитатель : Вышитыми рушниками  украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны  девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд.  Женщины же пекли «жаворонков»  или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем.

Остановка 4 – Донские загадки

Дошколят встречает казачка

Воспитатель: Знание загадок, умение их разгадывать было у древних людей необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным, мудрым человеком; их знание приносило человеку счастье, незнание – гибель. Загадки помогали скоротать вечера, украшали досуг казаков. Их жизнь на Дону была суровой, приходилось много воевать.

На чужой спине едет, на своей груз везёт. Седло.

Шесть ног, две головы, один хвост.   Казак на коне.

Крепка, звонка да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой. Сабля

Мал мужичок – костяная ручка.Нож.

 Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. Подкова

Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)

Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка)

Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла)

Летала пташка промеж рта и чашки. (Ложка)

 В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)

Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю чести, а себе славы. (Казаки)


Остановка5- Игровая

Дошколят встречает удалой казак Григорий.

Собрались мы позабавиться

Да потешиться, поиграть. 
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит! 
Собирайся, детвора, 
Ждет казачья вас игра!


Игра«Кувшинчик». 

Ход игры: Избранный водящий берёт мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о Землю, поёт:

Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.
Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!

Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его.

Поймавший мяч отходит в сторону, все остальные, подняв руки и образовав над головой «круг–колесо», поют:

Мы знаем все подряд, что ребята говорят:
Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!

Игрок с мячом поёт:

Я знаю всё подряд, что ребята говорят:
Дуб зелёный, ландыш, мак, я бросаю мяч — вот так!

И бросает мяч кому–нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого попал, тот водит.

Остановка 6- Казачий говор

Дошколят встречает с лукошком бабка Степанида. Она достает из лукошка слова казачьи, а дети объясняют их значение

Баз – двор или огороженный загон для скота.

Байбак – степной зверек, сурок

Ведьмедь – медведь

Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать

Кочет – петух

Ноня – сегодня

Пестаться – нянчиться

Сабля – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие

Шашка – холодное оружие, символ всех прав у казака. 

Повечерять – поужинать

Курень – дом

Чурбак - полено дров

Хутор – казачье поселение 

Остановка 7- Донское гостеприимство

Не стесняйтесь, проходите

В нашу горницу, друзья,

И улыбки захватите –

Ведь без них никак нельзя.

От души признаться надо,

Что давно вас в гости ждем

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый дом

Здесь, без всякого сомненья,

Чай душистый всех вас ждет.

Много разного варенья,

Пироги, ватрушки, торт.

Мир вам, гости долгожданные,

Что явились в добрый час.

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас.

А знаете ли вы, что на Дону , гость считался божьим посланцем. Это вызывало к нему чрезмерное уважение. Самым важным был гость из далеких краев и незнакомых мест, который нуждался в приюте и опеке. 
Хозяин, который не оказал гостю должного почтения, подвергался презрению.

Гостю за столом отводилось самое почетное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.
Еще одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев. Поэтому, казаки редко останавливались на постоялых дворах. Это делалось только при посещении городских ярмарок.

А уж какие знатные казачки Донские . И варят и парят и кухарят. А назовите-ка, мне Донские блюда?

Дети соревнуются в названии блюд: уха, рыба жареная, круглик, узвар, вареники с капустой, лапша, квас, борщ, моченые яблоки, солянка, каша и другое.

Самых активных отмечают калачом, других потчуют бубликами.

Дошкольники собираются на казачий сход, подсчитывают свои жетоны, хвалятся количеством пирогов. Все награждаются грамотами или угощением.

Воспитатель:

Вы ребята, были сегодня активными, внимательными и сообразительными. Спасибо вам за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в старшей группе. ТЕМА: «Национальная одежда донского казака и казачки»

Целью занятия является: формирование знаний детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частях; развитие интереса у детей к национальным костюмам, орнаменту на одежде. ...

Конспект занятия "Донские казаки"

Формирование представлений детей об истории возникновения донского казачества, знакомство с творчеством, символикой, традициями, обычаями и бытом; закрепление знания о других народностях....

Квест игра "Сохраним природу Донского края"

Экологическая игра для детей 3-7 лет , направленая на формирование экологическрого сознания дошкольников, родителей, сотрудников ДОУ,...

Квест-игра «Путешествие по Донскому краю», посвящённая 80 летию Ростовской области

Игра, посвященная 80 летию образования Ростовской области поможет  детям закрепить знания о природе родного края , гостепреимстве и говоре  Донских казаков,...

Конспект интеллектуальной квест- игры «Путешествие по Донскому краю» (старшая группа)

АктуальностьЧто такое «квест», актуальность и особенности проведения с детьмиОгромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она являет...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме квест-игры «Путешествие по Донскому краю» (подготовительная к школе группа)

Цель: формирование у детей  интереса к истории своего края, творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, развитие воображения, эмоциональной сферы в процессе ознакомления детей с традициями...

Квест-игра "Народные промыслы"

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста. В увлекательной игровой форме дети могут расширять и формировать  представления о народном декоративно-прикладном творчестве...