Квест игра "Сохраним природу Донского края"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Адарченко Наталья Анатольевна

Экологическая игра для детей 3-7 лет , направленая на формирование экологическрого сознания дошкольников, родителей, сотрудников ДОУ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Создать условия для формирования у участников образовательного процесса /дошкольники, родители, педагоги/ основ экологической культуры, правильного   отношения к окружающей их  природе, к себе и          людям как части 

Образовательные задачи.

  1. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
  2. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
  3. Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
  4. Привлекать детей к посильному участию в акциях, проектах  по охране и защите родной природы.

Развивающие задачи.

Развивать:

  • у детей  способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
  • эстетические, гражданские чувства и высокие морально - нравственные качества;
  • умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею.

Воспитательные задачи

Воспитывать:

  • чувство ответственности за все живое на Земле.
  • бережное отношение к миру природы, природному наследию родного края.

Доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде.

Участники: дети  2младшей, средней, старшей и подготовительных групп, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-эколог, физ. инструктор, музыкальный руководитель, родители.

Предполагаемый результат:

  • повышение уровня экологической воспитанности;
  • проявление ответственного и гуманного отношения к окружающей среде и природе родного края;
  •  понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
  •  становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
  • умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
  • освоение знаний об экологии родного края;
  •  расширение знаний детей о правилах поведения на природе;
  •  формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.

Дошкольники собрались в музыкальном зале.  У всех эмблемы команды, у капитана - большая эмблема команды, и еще два знака ( «Не рвите первоцветы!», « Не сорите!»)

Презентация Слайды о  природе  Донского края.

Любимый край степной...

Любимый край Донской

И луг цветущий здесь весной...

И степь Донская всегда со мной

И вся вот эта красота …

Казачья Родина моя !

Ведущий: Дорогие, ребята! Сегодня мы приглашаем  Вас  отправиться в уникальное, очень интересное и познавательное  экологическое путешествие по родному краю. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу.  А помогать Вам будут  маршрутные листы. За правильные ответы, активность команды будут награждены  жетонами. В конце маршрута будут подведены  итоги и определен победитель. Капитаны  групп получите  маршрутные листы. Пусть Вам  будет сопутствовать удача. Вперед!

Дошкольник отправляются по остановкам , на которых выполняют задания

 ОСТАНОВКА- « ВИЗИТКА».

Дошкольников встречает хозяйка первой остановки, которая называется «Визитка»

Я рада приветствовать Вас у себя в гостях. А кто вы такие?

Называют команду сове название  и называют  свой девиз «кричалку».

Младшие и средние дошкольники

Старшие дошкольники

Как называется наша страна?

/Россия/

Как называется место, где вы живем?

/станица Тацинская/

Как называется наша область?

/ Ростовская область

Центр области- Ростов-на-Дону/

А как называется место, где вы живете?

/станица Тацинская /

Назовите  президента РФ?

/Путин Владимир Владимирович/

Назовите  президента РФ?

/Путин Владимир Владимирович/

Назовите  губернатора РО?

/Голубев  Василий Юрьевич/

Назовите атамана  войска Донского?

/Гончаров Виктор Георгиевич/

В какой экологической зоне находиться Ростовская область?

/Степь/

А вы знаете дети, был такой случай,

 Ехали люди с работы домой.

Только доехали – вот чудеса!

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Где наша улица, где же наш дом?

Не с вами, это произошло!?

Назовите, как называется детский сад, который вы посещаете?

/ «Колокольчик» /

Назовите, как называется детский сад, который вы посещаете?                  /«Колокольчик»/                                                     А адрес, на котором находится наш детский сад?

/ переулок Комсомольский,8/

За правильные ответы-получите жетоны.

ОСТАНОВКА  «СОРТИРОВОЧНАЯ»

Дошкольников встречает  Лесовичок.

Ребята, совсем недавно ко мне в гости  приходили ребята, а когда они ушли, то  оставили на полянке о себе неприятные воспоминания.

Бом – бом – бом!

Начинался здесь  погром?

Выезжали на природу,

Сколько было  здесь народу?!

Здесь костер и там костер,

Банки, склянки, всякий сор

Теперь мы, лесные жители, живем  в «мусорном царстве –государстве». Барсук, совсем недавно повредил себе лапу консервной банкой, зайчонка еле вытащили из пластикового пакета, да что там говорить , попробуйте сами.

Лесовичок: Я  предлагаю  Вам поиграть в

                                          «Мусорную карусель»

Дети становятся в круг. Ведущий берет прыгалку, на конец которой привязаны пластиковые бутылки, и по низу раскручивает их. Тех, кого коснулись, выходят и игры «мусор атакует».

После проведения проводиться беседа:

  • Удобно ли вам было играть?
  • Что мешало?

/Подводится итог, что разбросанный мусор мешает насекомым, птицам, зверям. Они могут пораниться и даже погибнуть. Вспоминают правила отдыха на природе: убирать за собой мусор, вести себя  тихо, не  трогать руками гнезд, цветами и окружающим миром только любоваться

Ежили, бумажки, и фантики ты бросаешь,
Ты планету засоряешь
Должен помнить ты, он, я –
Фантиком погубим муравья.
Хоть они красивы и легки,
Могут умереть от них жуки.
Правильно, друзья, поступит тот,
Кто свой фантик в урну отнесет.


Каждая команда получает по 3 мешку, для сбора отходов:

1 мешок- со знаком «Бумага», 2 мешок- «Пластик», 3 мешок-  «Природные отходы»/ветки, палки…/ Мусор команды собирают на протяжении всего маршрута. Команда, насобиравшая большее количество бумажного мусора –получает жетон.

В конце маршрута команды снова посещают остановку, где ведется подсчет, какого мусора больше, куда его необходимо относить.

 ОСТАНОВКА -  «ЖИВОТНЫЕ ДОНСКОГО КРАЯ»

Ребят встречает

Какая ширь здесь и приволье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам.

 Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь

А зовётся это…….. степь

  1.  В какой климатической зоне находиться Ростовская область?/степь/
  2. Каких животных называют дикими? (те, которые живут без помощи человека).
  3. Как дикие животные степи приспосабливаются к смене времен года? (линяют, впадают в спячку, перемещаются с места на место, ближе к жилью человека).
  4. Каким способом дикие животные передвигаются? (прыгают, ползают, ходят, скачут и т.д.).
  5. Как дикие животные защищаются? (сворачиваются, шипят, кричат, убегают, кусаются, маскируются, рычат и т.д.).
  6. Нужно ли их защищать их человеку?
  7. Назовите причины исчезновения животных?/применение ядохимикатов, загрязнение  окружающей среды, браконьерство…/
  8. Что нужно делать , чтобы сохранить животных? /запретить охоту, запретить чрезмерную добычу животных, запретить разрушать места обитания животных ,заботиться о размножении, охранять заповедники..)
  9. Что делается у нас в Ростовской  области, чтобы сохранить исчезающих животных ? /создан природно-заповедный фонд Ростовской области в который входят: Ростовский заповедник, государственный степной заказник «Цимлянский», Природный парк «Донской», водно-болотные угодия международного значения «Веселовское водохранилище  и «Озеро Маныч -Гудило».

Подвижная игра «Отзовитесь, животные!»

Дети выбирают себе маски животных степи. Ведущий подбрасывает верх мяч и говорит «Эй, дружище не ленись,  поскорее отзовись!»

Затем подбрасывает и мяч и кричит, например, лиса. .Дети «лисы», начинают догонять  и «ладовать» зверей. До кого дотронулись, те «замирают». Иногда ведущий называет животных других климатических зон. Играющие должны затопать ногами –выражая свой протест. Выигрывают те животные, которые больше всех догнали  участников.

ОСТАНОВКА - «РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ДОНСКОГО КРАЯ»

Детей встречает Фея  степи

Какие фрукты, которые растут в Ростовской области?

(виноград, яблоки, груши, алыча, слива,…)

Из каких растений на Дону изготавливают масло?(подсолнечник, лен,  рапсит.д.)

Какие  овощи растут в Ростовской области?

Помидоры, огурцы, баклажаны. Перец, капуста, лук

Из какого растения делают в РО сок? виноград, яблоко,слива….

Долгое время вырубали виноград, сады. Что нужно сделать чтобы получить хороший урожай?

Что нужно делать,  чтобы растения не исчезали?

Не жечь костры, не вырывать с корнями луковицами

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ  ЛИШНИЙ»

Помидор, картофель, лук, слива

Яблоко, груша, свекла,алыча

Арбуз, дыня, черешня

Капуста, виноград, арбуз, смородина

Хмель, чабрец, дыня, полынь

Загадки о растениях.

– У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены растения степи Донского края  . Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название растения .

Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена (берёза)

Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошёл – и деревцем
Маленьким он стал. (желудь, дуб)

Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы
Ну а ягоды вкусней. (рябина)


Видел я такой цветок
Золотистый ободок
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел. (одуванчик)

Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (ландыш)

В саду есть петушок
Лиловый гребешок
Цветок сиреневого цвета
Такая есть еще конфета (ирис)

И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку. (мать и мачеха)

Хороша трава-
Красная голова
И медку подарит
И чайку заварит. (Иван чай)

16. Травка та растет на склонах
Запах крепок и душист
А её цветок и лист нам с тобой идет на чай
Что за травка отгадай. (душица)

Жизнедеятельность человека нарушает мир растений.

Они исчезают  навсегда. Так как же остановить этот процесс.

Я предлагаю Вам варианты, а вы поднимаете карточки, если вы считаете этот ответ правильным –зеленую карточку, если нет-красную.

  • Перестать рвать первоцветы.
  • Строить заводы на местах, где растут целые поляны цветов дикорастущих
  • Перепахивать эти места
  • Оставлять цветы  только на фотографиях
  • Охранять в заповедниках, выращивать в ботанических садах,
  • Занести в Красную книгу

Предлагает детям разместить не территории ДОУ знаки «Не рвать цветы!»

Остановка «Живинка»- лекарственные растения

Ребят встречает врач степи

  1. Как называется горькая трава, растущая в сети? (полынь)
  2. Как называют полынь казаки? (вдовья трава)
  3. Какую траву называют седой? (ковыль)
  4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице);
  5. Почему казаки называли степь – Матушкой? (в степи казаки выращивали не только хлеб, но и собирали много лекарственных растений: 
  • чабрец от кашля, боли в горле, настой чабреца  успокаивает и обезболивает;
  •  пижма – от желудочных болезней; 
  •  шалфей и зверобой – от простудных заболеваний, головной боли; 
  • душица – от нервных болезней; 
  • чистотел – лечит кожные заболевания и т.д.).

Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Пижма, шалфей и зверобой!

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку!

- Молодцы ребята! Отгадав мои следующие загадки, вы вспомните, какие еще растут цветы на донской земле.

Я в траве густой расту,
Огоньком на ней цвету.
Семена коль соберут,
Пирожки вам испекут. (мак)

Я - травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)

Я шариком пушистым

белею в поле чистом,

а дунул ветерок -

остался стебелёк. (одуванчик)

Я предлагаю Вам поиграть в игру, которая так и называется

«Одувачник»

Дети делятся на две команды-«Одуванчики» и «Ловишки» .Все вместе говорят слова:

Одуванчик, одуванчик,

Скинул жёлтый сарафанчик,

Превратился в шар воздушный,

Шар воздушный – непослушный!

Мы его сорвать хотели,

А пушинки полетели!

С окончанием слов «ловишка» дует на одуванчик – и «пушинки разлетаются», начинается бег с ловлей и увёртыванием. Ребёнок, которого запятнали, выбывает из игры.

 Ребята, послушайте, что говорит степь.

Включают звуки, где завывает ветер.

Ребята, степь говорит о том, что на ее земле стали исчезать многие лекарственные травы. Что же делать.  Как помочь Матушки – степи?

  • Контролировать, чтобы  лекарственные травы правильно заготавливали
  • Не пахать землю там ,где растут растения.
  • Внести в Красную книгу

Какие вы молодцы!

Но просто так я Вас не отпущу. У меня есть волшебные напитки, в состав каждого входит степная лечебная трава . Отгадайте в каком сосуде какой напиток.

Дети пробуют и определяют, что в напитках (липа, малина, мята, чабрец).

Затем угощаются напитками

В завершении ребята возвращаются на остановку «СОРТИРОВОЧНАЯ». Показывают, какое  количество мусора  они собрали ,Обсуждают, что с ним делать.

Предлагают по территории ДОУ разместить знаки ,изготовленные совместно родителями и детьми «Не сорить»

После проведенной игры дошкольники возвращаются в зал. Делятся впечатлениями от проведенной игры. Рассказывают сколько мусора и где они собрали. Что с ним теперь нужно делать.

По итогам игры идет награждение команд

Прекрасна жизнь в донских краях
В придонье, на лугах, степях... 
Прекрасен Дон, и нет прекрасней мига,
Когда природы ты читаешь книгу.
А если лебеди в краю живут, 
Без страха по воде плывут... 
Знать жизнь прекрасна на Дону!
Любите Родину свою!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра «Путешествие по Донскому краю», посвящённая 80 летию Ростовской области

Игра, посвященная 80 летию образования Ростовской области поможет  детям закрепить знания о природе родного края , гостепреимстве и говоре  Донских казаков,...

Конспект НОД "Природа Донского края"

"Природа Донского края" ...

Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».

Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.Задачи:Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видо...

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...

Квест-игра «Природа моего края». (Целевая экскурсия с детьми и родителями в парк «Усадьба Белкино»)

Целевая экскурсия с детьми ставит цель познакомиться с достопримечательностью города Обнинска- Старой Усадьбой Белкино.Обобщить представления детей о растительном и животном мире Калужского края....

Конспект НОД «Природа Донского края»

Образовательная область: познавательное развитие.Тема: «Природа Донского  края» Цель: Формирование представлений о растительном мире родного края.Программное содержание...