ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
статья (младшая группа)

Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому необходимо ребенку постоянно получать новые впечатления о живой и неживой природе. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом. Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведенья о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_v_mladshey_gruppe.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому необходимо ребенку постоянно получать новые впечатления о живой и неживой природе. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом. Маленькие «почемучки» ежедневно задают огромное количество вопросов. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведенья о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — это естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ведь всякий здоровый ребёнок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, ему интересно его узнать, понять те процессы и преобразования, которое происходят на его глазах. Маленький человек еще не осознает сущности всех явлений, но уже знает, что не все в мире одинаково и хочет узнать еще больше об окружающем его пространстве. Именно это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение. Ребенок в детском саду является исследователем, проявляя интерес к различным видам деятельности. Интерес и внимание привлекает детей, когда педагог показывает опыты и проводит экспериментирования.

Эксперимент обогащает память, мышление детей, так как совершаются операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения. В детском саду экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В ходе экспериментирования дети приобретают самостоятельные исследовательские умения, учатся ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, с удовольствием проводят различные эксперименты, охотно анализируют полученные результаты.

Экспериментально — исследовательская деятельность в дошкольном учреждении может осуществляться в разных формах:

‒ Познавательное занятие или часть занятия;

‒ Совместная исследовательская деятельность (опыты, эксперименты);

‒ Наблюдение, труд в уголке и на участке;

‒ Совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию рукотворного мира (художественно-продуктивная деятельность).

Теоретические основы проведения опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе ДОУ

В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не передаётся опыт в готовой форме, а показывается возможность его получения.

Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков.

Возрастные особенности детей 3–4 лет

В младших дошкольниках кипит любознательность, в совместной с педагогом исследовательской деятельности у воспитанников формируются умения и навыки опытной деятельности, на самостоятельных занятиях ребята будут их совершенствовать. Открытие информации постигается методом проб и ошибок, важно не оставлять без похвалы успехи маленьких экспериментаторов и научить не останавливаться, если что-то не получилось с первой попытки.

Для организации экспериментирования педагог учитывает возрастные особенности воспитанников второй младшей группы (3–4 года):

  • Любознательность. Дети активно изучают новые предметы и с интересом расширяют представления о знакомых явлениях и объектах.
  • Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление детей к приобретению новых знаний.
  • Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес и положительные эмоции. Однако долго удерживать внимание пока сложно, поэтому педагог учитывает потребность дошкольников в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.
  • Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.
  • Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха при подготовке будущего занятия.
  • Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по развитию речи и пополнению словарного запаса.

Цель и задачи опытно-экспериментальной деятельности

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач:

  • Образовательные:

- расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;

- формирование способности самостоятельного исследования предметов;

- обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).

  • Развивающие:

- совершенствование мелкой моторики и координации движений;

- развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;

- развитие внимания и памяти;

- развитие речевых способностей.

  • Воспитательные:

- создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;

- создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;

- развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;

- развитие умения следовать поручениям взрослого.

Виды опытно-экспериментальной деятельности

Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:

- Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что снег тает на улице весной, когда воздух начинает прогреваться. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.

- Поисковое экспериментирование: результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети могут не знать, из каких материалов предметы точно утонут, а какие останутся на поверхности воды. Опыт «Поплывёт или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.

- Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. В начале занятия в группу приходит Ёжик и жалуется ребятам, что в сказочном лесу поселилась фея дождя. Ливни по прогнозу будут идти до конца месяца. Ёжик хочет смастерить новый большой зонт, чтобы гулять под ним с ежатами, но он не знает, какой материал можно использовать для зонта. Перед ребятами — образцы бумаги, тканей, полиэтилена, клеёнки, они должны придумать способ проверки водонепроницаемости материалов.

Таблица: подборка практических занятий по видам экспериментирования

Иллюстративное экспериментирование

  • «Попробуй собери»: собрать разлитую воду при помощи салфетки, тряпочки, губки.
  • «Попробуй вылови»: выловить плавающие в миске с водой игрушки при помощи ложки, половника, сачка.
  • «Как получается лёд?»: разлить воду по формам, заморозить на улице.
  • «Строим горку из песка»: наносить кучку влажного песка в песочнице, слепить горку.
  • «Лепим снеговика»: скатать из мокрого снега шарики, сделать снеговичков.

Поисковое экспериментирование

  • «Тонет или нет»: опускать в воду предметы и наблюдать, какие из них останутся на поверхности, а какие пойдут ко дну.
  • «Как надуть пузырь»: экспериментирование с мылом, водой и воздухом.
  • «Почему плывёт кораблик»: игра-экспериментирование с игрушечными парусниками (передвигать их, дуя в сторону паруса).
  • «Как достать фигурки из воды»: процеживание воды решетом, сачком.
  • «Зачем растениям свет?»: поставить веточки (с почками или бутонами) в стаканы с водой, расположить на солнечной стороне группы и в тени, оценить результат через несколько дней.

Решение познавательных задач

  • «Как достать фигурки из кубиков льда»: растапливание льда различными способами.
  • «Как получить нужный цвет»: смешивание красок или разноцветной воды в стаканчиках.
  • «Раскопки»: в песочнице спрятаны фигурки, нужно раскопать их при помощи игрушечного экскаватора, грабелек, совка.
  • «Чем украсить рисунок?»: разорвать лист бумаги на маленькие кусочки, приклеить их к картинке («Падает снег», «Листопад», «Дождик кап-кап»).

Виды занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности

В рамках опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы можно проводить:

- Игры-эксперименты. Для возрастной группы 3–4 лет игра является основным видом деятельности. Изменяется психологический характер игры: она становится базой для поиска ответов об объектах окружающей действительности и благоприятным условием для общения и совместных действий. Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме. В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в фантастических условиях («Путешествие на дно морское», «В гости к фее воздуха», «Поможем капельке вернуться на небо»).

- Моделирование. Дети воспроизводят модели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, северное сияние, вихрь. Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной. Дети 3–4 лет способны смоделировать вихрь из кусочков бумаги и создания воздушного потока (дуют), буруны в стакане при помощи пластиковой трубочки. Во время зимней прогулки дети моделируют явления природы: снегопад — набрать в миску сухой снег и медленно его высыпать, буран — набрать в варежку пушистый снег, сдувать его сильным выдохом.

- Опыты и эксперименты. Собственно экспериментирование позволяет в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельное проведение опыта вызывает восторг у детей (эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы) и откладывается в памяти. Младшие дошкольники экспериментируют с водой (в твёрдой и жидкой формах), воздухом, различными видами почвы, магнитами, тканью, бумагой.

Исходя из уровня самостоятельности каждого воспитанника в процессе экспериментирования, одним ребятам можно давать задания на выполнение опыта без помощи педагога. Другой группе дошкольников следует предоставить подробный инструктаж, проговорить последовательность выполнения действий. Для ребят, неуверенно выполняющих практические действия, рекомендуется провести показ действий педагогом или одним из воспитанников. В младшей группе допускается совместная практическая деятельность воспитателя и ребёнка, когда взрослый направляет движения воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе «Знакомство с камешками»

Тема. " Знакомство с камешками»Цель:- познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит)- развивать наглядно-действенное мышление- воспитывать аккуратность, умение ...

Занятие с элементами экспериментирования 1 младшая группа.

Занятие с элементами экспериментирование для малышей, позволяет развивать у детей навыки исследовательской деятельности, знакомит со свойствами предметов....

Игра – экспериментирование в младшей группе по теме: "Чудесная Мука"

Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование....

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по экспериментированию в младшей группе на тему: «Какая ты, водичка?»

Задачи образовательных областей. Познание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: текучесть; прозрачность; Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Развивать познавательную а...

Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в младшей группе

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...

Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе "Воздух вокруг нас"

Данный материал был успешно использован в группе младшего возраста. Он способствовал обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;расширил представления детей о значимости воздуха в ...