Перспективный план работы кружка по сенсорному воспитанию для детей 2-3 лет
учебно-методический материал (младшая группа)

Перспективный план работы кружка по сенсорному воспитанию для детей 2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shamsetdinova_2021.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

Человеку с рождения даны 5 видов ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств. Когда ребенок получает  все больше новых впечатлений, развиваются не только его органы чувств, но и осуществляется нормального общее физическое и психическое развития ребенка.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

 Цель программы. Создание условий для развития восприятия ребенка и формирования представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Задачи программы: Создание условий для

  • формирования общей сенсорной способности, то есть способности к использованию сенсорных эталонов (6, а затем 8 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
  •  постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу. Следовательно, учить не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее.
  •  получения первых представлений о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьётся; бумага гладкая, мягкая, рвётся, промокает и так далее).
  •  формирования представлений о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). Учить правильно применять данные действия.
  • активного употребления слов, обозначающих действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
  • воспитания бережного отношения к предметам, использования детьми предметов в соответствии с назначением и их свойствами.

Сроки реализации программы: сентябрь 2018 – май 2019 года.

В реализации данной программы участвуют дети 2-3 лет.

Формы организации детей: игра-занятие длительностью 15минут (в первой части – общая дидактическая игра, во второй части – самостоятельные игры с игровыми пособиями  и игрушками по выбору детей, по необходимости с помощью взрослого).

Ожидаемые результаты освоения программы:

К концу учебного года у детей могут быть сформированы общие сенсорные способности, то есть способности к использованию сенсорных эталонов; они могут перейти от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу, могут не просто узнавать предмет и называть его, но и знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; цвет, форма, размер и так далее. Дети могут получить первые представления о различных материалах и их основных качествах. У них могут сформироваться представления о простейших перцептивных действиях, а также бережное отношение к предметам и использование предметов в соответствии с назначением и их свойствами.

Мониторинг знаний и умений детей осуществляется в ходе совместной деятельности взрослого и детей в сентябре и апреле.

Формы проведения итогов реализации программы: выступление перед родителями, презентации.

Сентябрь.

  1. Диагностика уровня сенсорных умений детей. Совместная деятельность педагога и детей. 2 занятия.
  2. Знакомство  с кабинетом. 2 занятия.
  3. Большой – маленький. Собачки.
  4. Большой – маленький. Зайчики.
  5. Большой – маленький. Мишки.
  6. Большой – маленький. Кошки.

Октябрь.

  1. Три медведя (три градации величины)
  2. Три ежика (три градации величины)
  3. Угадай, на чем играю (колокольчик – барабан)
  4. Угадай, на чем играю (металлофон – колокольчик - барабан)
  5. Узнай на вкус. 2занятия
  6. Узнай по запаху. 2занятия

Ноябрь.

  1. Узнай на ощупь (материалы). 2занятия
  2. Чудесный мешочек. 2занятия
  3. Спрячь мышку. Красный – зеленый.
  4. Спрячь мышку. Синий – желтый.
  5. Найди пару рукавичек.
  6. Бабочки ищут свои цветочки.

Декабрь.

  1. Разложи цветочки в 2 кружки. Сортер. Желтый – зеленый.
  2. Разложи цветочки в 2 кружки. Сортер. Красный – синий.
  3. Играем с цветным песком (2 цвета: желтый – синий) 2занятия
  4. Играем с цветным песком (2 цвета: красный - зеленый) 2занятия
  5. В царстве фигурок – человечков. Круг, квадрат, треугольник.2занятия

Январь.

  1. В царстве фигурок – человечков. Овал, прямоугольник. 2занятия
  2. Кто где спит. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
  3. Собери елочку.
  4. Собери елочку, укрась цветными шариками.
  5. Собери снеговика.

Февраль.

  1. Собери снеговика, укрась цветными помпонами.
  2. Заплатки. Квадраты
  3. Заплатки. Фрукты.
  4. Заплатки. Одежда.
  5. Геометрическая мозаика. Составь картинку. 2занятия
  6. Играем с сухим душем. Карусель
  7. Играем с сухим душем. Рыбки – прищепки

Март.

  1. Накорми цветных птичек разноцветными фруктами.
  2. Накорми цветных птичек разноцветными зернышками.
  3. Подбери зайчику хвост
  4. Подбери машинам колеса (крышечки)
  5. Подбери ежикам длинные иголки (прищепки)
  6. Помоги подружиться смешарикам (аппликация)
  7. Мозаика «Крышечки» 2занятия

Апрель.

  1. Раздай мишкам мисочки (4 градации величины)
  2. Накорми зайчиков морковками (4 градации величины)
  3. Раздай мишкам бочонки с медом (5 градаций величины)
  4. Накорми зайчиков капустой (5 градаций величины)
  5. Спрячь мышку (4 цвета)
  6. Спрячь мышку (6 цветов)
  7. Итоговая диагностика уровня сенсорных умений детей. Совместная деятельность педагога и детей. 2занятия 

Май.

  1. Лото «Цветные человечки» 2 занятия
  2. Развивающее лото «Цветные фигурки» 2 занятия
  3. Построим домики для фигур (из счетных палочек) 2 занятия
  4. Играем с палочками Кюизенера 2 занятия

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план для детей 2-3 лет

№ п/п

месяц

Тема

занятия

Задачи

Оборудование

1-2

С Е Н Т Я Б Р Ь

Диагностика уровня сенсорных умений детей. Совместная деятельность педагога и детей

Выявление уровня развития сенсорных способностей детей.

3-4

Знакомство  с кабинетом.

Знакомство детей с оснащением кабинета и способами его использования.

бизиборды

5

Большой – маленький. Собачки.

Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

Мягкие игрушки собачки: большая и маленькая, большой и маленький мячи, косточки, мисочки

6

Большой – маленький. Зайчики.

Продолжить знакомство детей с двумя градациями величин при сравнении двух предметов.

Мягкие игрушки зайчики: большой и маленький, большая и маленькая морковка, тарелка, лента для банта

7

Большой – маленький. Мишки.

Упражнять детей в сравнении двух предметов по величине, в обозначении величины соответствующими словами.

Плоскостные изображения медведей: большой и маленький; большие и маленькие бочонки меда, ягоды малины, яблоки

8

Большой – маленький. Кошки.

Упражнять детей в сравнении двух предметов по величине, в обозначении величины соответствующими словами.

Плоскостные изображения кошек: большая и маленькая; большая и маленькая рыба, клубок пряжи, мышка.

9

ОКТЯБРЬ

Три медведя.(три градации величины)

Ознакомление детей с тремя градациями величины при сравнении трех изображений предметов. Развитие глазомера.

Плоскостные изображения 3медведей, 3 стульев, 3 кроватей трех контрастных величин

10

Три ежика.(три градации величины)

Упражнение детей в сравнении трех изображений предметов по величине. Ознакомление со способом соотнесения предметов по величине (наложение и приложение).

Изображения 3 ежиков, 3 яблок, 3 листочков, 3 грибов контрастных величин

11

Угадай, на чем играю (колокольчик – барабан - бубен)

Ознакомление со звучанием колокольчика, барабана и бубна,  учить соотносить звучание музыкальной игрушки с ее изображением. Развивать устойчивость слухового внимания.

Колокольчик, барабан, бубен и их изображения, ширма

12

Угадай, на чем играю (металлофон – колокольчик – барабан - бубен).

Упражнять в соотнесении звучания музыкальной игрушки с ее изображением. Расширять словарь.

Колокольчик, барабан, металлофон, бубен и их изображения, ширма

13-14

Узнай на вкус

Развивать вкусовое восприятие, умение различать контрастные по вкусу продукты. Расширять словарь.

Кусочки моркови, помидора, соленого огурца и пр.

15-16

Узнай по запаху

Развивать восприятие запахов, умение различать контрастные по запаху продукты и вещества.

Морковь, свежий огурец, помидор, мед, чеснок, репчатый лук, гречка и пр.

17-18

НОЯБРЬ

Узнай на ощупь (материалы).

Развивать тактильное восприятие, умение различать на ощупь контрастные материалы, закрепить понятия «твердый – мягкий», «гладкий – пушистый»

дерево, металл, ткань, полиэтилен, вата, кожа, мех

19-20

Чудесный мешочек

Развивать тактильное восприятие, закреплять умение на ощупь различать предметы.

Чудесный мешочек, деревянные елочка, грибочек, мисочка, шар, матрешка и пр.

21

Спрячь мышку. Красный – зеленый

Ознакомление детей с цветами спектра: красный, зеленый и действием приравнивания к эталону.

Игра «Спрячь мышку» с карточками красного и зеленого цвета.

22

Спрячь мышку. Синий – желтый

Ознакомление детей с цветами спектра: синий, желтый и действием приравнивания к эталону.

Игра «Спрячь мышку» с карточками синего и желтого цвета.

23

Найди пару рукавичек

Учить подбирать цвета по принципу «такой – не такой», находить предмет определенного цвета по образцу.

Пары картонных рукавичек различных цветов.

24

Бабочки ищут свои цветочки

Упражнять детей в подборе предметов одного цвета по принципу «такой – не такой», в нахождении предмета определенного цвета по образцу.

Пары картонных цветов и бабочек различных цветов.

25

ДЕКАБРЬ

Разложи цветочки в 2 кружки. Сортер. Желтый – зеленый

Развитие действий соотнесения цвета предметов с эталоном цвета (желтый и зеленый), группировка по цвету. Закреплять в пассивном словаре названия основных цветов (желтый, зеленый). Развивать мелкую моторику.

Кружки желтого и зеленого цвета с отверстиями в съемных крышках, пластмассовые цветочки соответствующих цветов.

26

Разложи цветочки в 2 кружки. Сортер. Красный – синий

Развитие действий соотнесения цвета предметов с эталоном цвета (красный и синий), группировка по цвету. Закреплять в пассивном словаре названия основных цветов (красный, синий). Развивать мелкую моторику

Кружки красного и синего цвета с отверстиями в съемных крышках, пластмассовые цветочки соответствующих цветов.

27-28

Играем с цветным песком (2 цвета: желтый – синий)

Упражнять в дифференцировании контрастных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета. Развивать тактильную чувствительность. Переводить в активный словарь названия цветов.

Центр воды и песка. Синий и желтый песок. Песочные формочки соответствующих цветов.

29-30

Играем с цветным песком (2 цвета: красный - зеленый)

Упражнять в дифференцировании контрастных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета. Развивать тактильную чувствительность. Переводить в активный словарь названия цветов.

Центр воды и песка. Красный и зеленый песок. Песочные формочки соответствующих цветов.

31-32

В царстве фигурок – человечков. Круг, квадрат, треугольник

Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Знакомство с приемом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону.

Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

33-34

ЯНВАРЬ

В царстве фигурок – человечков. Овал, прямоугольник

Ознакомление детей с овалом, прямоугольником и их названиями. Знакомство с приемом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону.

Геометрические фигуры: овал, прямоугольник.

35

Кто где спит. Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник

Продолжить ознакомление с пятью геометрическими формами, их названиями и действием приравнивания к эталону.

Карточки с нарисованными контурами геометрических фигур и 5 отдельных геометрических фигур.

36

Собери елочку

Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Закрепить представления о треугольнике, название величин и понятий вверху, внизу.

Лист картона белого цвета, три зеленых треугольника разной величины.

37

Собери елочку, укрась цветными шариками

Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Закрепить представления о треугольнике, название величин, цветов и понятий вверху, внизу.

Лист картона белого цвета, три зеленых треугольника разной величины, помпоны различных цветов.

38

Собери снеговика

Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Закрепить представления о круге, название величин и понятий вверху, внизу.

Лист картона голубого цвета, три белых круга разной величины, изображение ведерка.

39

ФЕВРАЛЬ

Собери снеговика, укрась цветными помпонами

Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Закрепить представления о круге, название величин, цветов и понятий вверху, внизу.

Лист картона голубого цвета, три белых круга разной величины, изображение ведерка, помпоны различных цветов.

40

Заплатки. Квадраты

Упражнять детей в подборе геометрических фигур заданного цвета и размера.

Пособие «Заплатки. Квадраты» на каждого ребенка

41

Заплатки. Фрукты.

Упражнять детей в подборе геометрических фигур заданного цвета и размера.

Пособие «Заплатки. Фрукты» на каждого ребенка

42

Заплатки. Одежда.

Упражнять детей в подборе геометрических фигур заданного цвета и размера.

Пособие «Заплатки. Одежда» на каждого ребенка

43-44

Геометрическая мозаика. Составь картинку.

Упражнять детей в подборе геометрических фигур заданного размера и в составлении изображения по данному образцу.

Игра «Геометрическая мозаика»

45

Играем с сухим душем. Карусель

Создать у детей радостное настроение в процессе игр с сухим душем, дать почувствовать его приятное прикосновение. Закрепить представления о 6 цветах.

Сухой душ с лентами 6 цветов

46

Играем с сухим душем. Рыбки – прищепки

Создать у детей радостное настроение в процессе игр с сухим душем. Закрепить представления о 6 цветах. Развивать мелкую моторику в процессе игр с прищепками.

Сухой душ с лентами 6 цветов. Разноцветные прищепки.

47

МАРТ

Накорми цветных птичек разноцветными фруктами.

Упражнять детей в дифференцировании 4 контрастных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета с опорой на особенности внешнего вида различных фруктов. Переводить в активный словарь названия цветов.

Птички – сортеры 4 цветов и соответствующие по цвету фрукты.

48

Накорми цветных птичек разноцветными зернышками

Упражнять в дифференцировании 4 основных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета. Переводить в активный словарь названия цветов.

Птички – сортеры 4 цветов и соответствующие по цвету зернышки-крышечки.

49

Подбери зайчику хвост

Упражнять в дифференцировании 4 основных цветов, в соотнесении цвета части объекта с цветом всего объекта. Переводить в активный словарь названия цветов.

Карточки с изображением зайцев 4 цветов, без хвостиков. Помпоны 4 цветов.

50

Подбери машинам колеса.

Упражнять в дифференцировании 4 основных цветов, в соотнесении цвета части объекта с цветом всего объекта. Переводить в активный словарь названия цветов.

Карточки с изображением машинок 4 цветов без колес. Крышки от бутылок 4 цветов.

51

Подбери ежикам длинные иголки

Упражнять в дифференцировании 4 основных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета. Переводить в активный словарь названия цветов. Развивать мелкую моторику.

Плоскостные изображения ежиков 4 основных цветов (по одному на ребенка), прищепки 4 цветов (по 3-4 на одного ежика)

52

Помоги подружиться смешарикам

Упражнять в дифференцировании 4 основных цветов, в соотнесении цвета предметов с эталоном цвета. Переводить в активный словарь названия цветов. Развивать мелкую моторику в процессе приклеивания концов полосок к кругам.

Листы альбомной белой бумаги с наклеенными хаотично кругами 4 цветов. Полоски цветной бумаги 4 цветов (мостики). Клей – карандаш.

53-

54

Мозаика «Крышечки»

Упражнять детей в составлении изображения из разноцветных крышечек, путем дифференцирования 6 основных цветов с опорой на цвет основного поля.

Мозаика «Крышечки» 6цветная.

55

АПРЕЛЬ

Раздай мишкам мисочки (4 градации величины)

Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда из 4 предметов при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Развивать глазомер.

Карточки с изображением 4 медведей разной величины, расположенными в порядке убывания величины и 4 мисочки разной величины.

56

Накорми зайчиков морковками (4 градации величины)

Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда из 4 предметов при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Развивать глазомер.

Карточки с изображением 4 зайцев разной величины, расположенными в порядке убывания величины и 4 морковками разной величины.

57

Раздай мишкам бочонки с медом (5 градаций величины)

Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда из 5 предметов при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Развивать глазомер.

Карточки с изображением 5 медведей разной величины, расположенными в порядке убывания величины и 5 бочонков разной величины.

58

Накорми зайчиков капустой (5 градаций величины)

Упражнять детей в использовании способа построения сериационного ряда из 5 предметов при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины. Развивать глазомер.

Карточки с изображением 5 зайчиков разной величины, расположенными в порядке убывания величины и 5 кочанов капусты разной величины.

59

Спрячь мышку (4 цвета)

Упражнять детей в действии приравнивания к эталону цвета. Закреплять знание названий 4 цветов.

Пособие «Спрячь мышку» по 4 цвета на каждого ребенка.

60

Спрячь мышку

(6 цветов)

Упражнять детей в действии приравнивания к эталону цвета. Закреплять знание названий 6 цветов.

Пособие «Спрячь мышку» по 6 цветов на каждого ребенка.

61-

62

Итоговая диагностика уровня сенсорных умений детей. Совместная деятельность педагога и детей.

Выявление уровня развития сенсорных способностей детей.

63-

64

МАЙ

Лото «Цветные человечки»

Упражнять детей в подборе изображений и геометрических форм в соответствии с заданным цветом, формой и величиной. Развивать мелкую моторику, глазомер.

Лото «Цветные человечки»

65-

66

Развивающее лото «Цветные фигурки»

Упражнять детей в подборе геометрических форм в соответствии с заданным цветом. Развивать внимание, умение сравнивать.

Развивающее лото «Цветные фигурки»

67-

68

Построим домики для фигур (из счетных палочек и шнурков)

Закреплять представления о геометрических фигурах, их особенностях. Развивать мелкую моторику.

Счетные палочки, шнурки, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

69-

70

Играем с палочками Кюизенера

Упражнять детей в подборе палочек заданной длины для создания изображения. Развивать глазомер.

Палочки Кюизенера. Карточки для заполнения палочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка по сенсорному воспитанию "Калейдоскоп"

Пояснительная  записка     Игры, которые представлены в программе кружка, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разр...

Перспективный план работы кружка по экологическому воспитанию детей "Ребёнок и природа" для средней группы

План кружковой работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Перспективный план работы кружка по духовно-нравственному воспитанию.

Духовно-нравственное воспитание детей на основах православной культуры....

Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста

Перспективный план работы с родителями по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста № п/пМероприятияТемыСрок1.Родительские собрания«Роль дидактических игрушек в интеллектуальном ...

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для детей среднего дошкольного возраста.

Перспективный план работыпо нравственно-патриотическому воспитанию  детей  в  средней  группе  №1 «Сказка»  на 2019-2020 учебный год.Составлен воспитателем: Д...

Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Перспективный план работы по развитию сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические  игры...