В гостях у песочной Феи!
проект (средняя группа)

Варфоломеева Анна Александровна

Роль кинетического песка в жизни детей 4-5 лет и детей с различными видами ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_pesochnoy_fei_-_2024.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «В гостях у песочной Феи!» (4 - 5 лет)

Содержание:

  1. Актуальность проекта
  2. Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат
  3. Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей
  4. Литература
  5. Приложения
  • Приложение 1. Консультация для родителей
  • Приложение 2 - 5. Сценарии мероприятий
  • Приложение 6. Фото итоговых мероприятий

Актуальность: Игра является основной формой проявления активности ребёнка, важным фактором в становлении социального поведения, эффективности образовательного процесса.

          В настоящие время кинетический песок, благодаря своим замечательным качествам, стал одной из самых популярных, желанных игрушек для детей дошкольного возраста. Большая часть песка (по его составу) – это природный кварцевый песок, а наименьшая – силиконовый полимер. Он пластичен, как пластилин, имеет определённую вязкость, может держать форму, на нём чётко остаются различные отпечатки, рисунки. Песок не сыплется, не липнет к рукам, одежде. Наощупь песок прохладный, приятный, мягкий, пушистый, при прикосновении к нему вызывает ощущение комфортного состояния, релаксации. После игры его удобно собирать, складывать, сохранять даже на длительное время.

            Кинетический песок - это развивающий инновационный материал для творческих игр, упражнений, занятий. «Живой» песок имеет оттенки всех цветов радуги, очень яркий и привлекательный, формирует представление о сенсорных эталонах, развивает эстетическое восприятие, вызывает желание заниматься творчеством: лепить, рисовать, строить, делать отпечатки, выдавливать формы, т. е.  вовлекает в образовательный процесс.

            У дошкольника формируется познавательный интерес, развивается  инициатива, самостоятельность, целеустремлённость, усидчивость, фантазия, ребёнок с большим удовольствием участвует в развитии сюжета творческой игры (делает заборчики для курочек и цыпляток, чтобы лиса и волк не унесли их; строит необычные домики для мультяшных смешариков, чтобы им было весело жить в городке; домашним животным готовит пищу: кошке – рыбу, кролику – морковь, собаке – косточку, свинке – овощной салат, чтобы все были сыты; на день рождения кукол печёт кулинарные изделия: тортики, куличики, печение, бублики, украшая их декоративным материалом, чтобы куклам понравилось вкусное угощение.

            Игры и упражнения с кинетическим песком помогают эффективно развить у ребёнка ручной интеллект, мелкую моторику, формируют коммуникативные навыки общения с другими детьми.

            Использование уникального инструмента – кинетического песка в игровой деятельности способствует развитию мелких мышц рук, тактильной чувствительности, сенсомоторных функций, творческой активности обеспечивает наивысший результат гармонического формирования личности ребёнка, стабилизации эмоционального состояния (проявление ярких позитивных эмоций и новых впечатлений, формирование дружеских взаимоотношений).

          На данный момент, игровые упражнения и игры с кинетическим песком являются наилучшим, полезным средством, так как имеют терапевтическое свойство снижать психофизическое напряжение, регулировать эмоциональное состояние ребёнка, вызывают положительное желание ходить в детский сад, ускоряют прохождение адаптационного периода.

           Известно, что гиперактивные дети имеют повышенную возбудимость нервной системы.

Игровая деятельность с кинетическим песком содействует оптимальному развитию таких психофизических качеств личности: усиленного внимания, целеустремлённости, усидчивости, образной памяти, логического мышления, тактильной чувствительности.

          Песок имеет свойство успокаивать и расслаблять нервную систему, улучшать эмоциональное самочувствие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Дети с большой активностью проявляют заинтересованность, инициативу в развитии творческого замысла, тем самым удлиняется продолжительность игрового процесса, формируются коммуникативные навыки общения (дети учатся мирно играть, делиться игрушками, оказывать взаимопомощь), стабилизируется положительный эмоциональный фон в группе.  

Паспорт проекта

Вид проекта:

творческий, игровой

Тип проекта:

коллективный

Участники:

педагоги ДОУ, воспитанники  и их родители

Продолжительность:

краткосрочный

Сроки реализации:

1 месяц (февраль)

Условия реализации:

детский сад – открытая система, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада

Среда реализации:

развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности

Направление

творческий: 

( или исследовательские, информационно-практико-ориентированные, игровые) 

  • организация образовательной деятельности воспитанников в форме совместной партнерской деятельности;
  • повышение заинтересованности детей и родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении со всеми участниками.

Цель проекта: развитие и совершенствование игровой деятельности с кинетическим песком.

Задачи:

Образовательные:
- создать условия для  развития и совершенствования игровой деятельности с использованием кинетического песка, как инструмента в проведении дидактических, сюжетно – ролевых игр, упражнений;
- формирования трудовых навыков;

- сохранения и укрепления психического здоровья детей, обеспечивающее благополучное эмоциональное состояние.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, внимание, мышление, связную и диалогическую речь, творческий, игровой  замысел.
Воспитательные:
- создать благоприятные условия для  стабилизации эмоционального состояния детей, развития положительных впечатлений, коммуникативных навыков общения;
- воспитывать желание доводить начатое дело до конца,  доброжелательность, аккуратность в работе с кинетическим песком.

Ожидаемые результаты:

1. Должно существенно усиливаться желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

2. Предположительно, что будет развиваться «тактильная чувствительность», как основа развития «ручного интеллекта».

3. Будут более гармонично и интенсивно развиваться все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление, а также речь и моторика).

4. Должно совершенствоваться развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

5. Возможность создания комфортной обстановки для пребывания детей в группе во время прохождения периода адаптации и нахождения в детском саду, этот период должен проходить легче.

6. Будут установлены доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.

7. Во время игр с кинетическим песком дети должны получать знания в различных областях.

Этапы реализации проекта

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Задачи: - Перспективное планирование проекта.

- Создание необходимых условий для реализации проекта.

- Просветительская работа с родителями в форме консультаций, оформление информационного уголка для родителей и педагогов.

II. ЭТАП – ОСНОВНОЙ

Задачи: - Реализация проекта в соответствии с планом.

III. ЭТАП – ИТОГОВЫЙ

Задачи: подведение итогов эффективности проекта.

Взаимодействие с родителями:

  1. Папка – передвижка «Кинетический песок». (Приложение 1)

План  работ по реализации проекта «Этот загадочный космос»

Дата

Виды деятельности

Ответственные

1-я неделя

05.02.– 09.02.2024

1. Знакомство с правилами использования кинетического песка.

2. Знакомство со свойствами кинетического песка. (Приложение 2)

Варфоломеева А.А

2-я неделя

12.02 – 16.02.2024

1. Игра «Готовим печенье и кексики».  

2. Игра «Лепим из кинетического пека».

(Приложение 3)

Варфоломеева А.А

3-я неделя

19.02 – 22.02.2024

1. Игра «Ручеек бежит сквозь пальцы».

2. Игра «Паравозик  из Ромашково».

 (Приложение 4)

Варфоломеева А.А

4-я неделя

26.02 – 29.02.2024

1. Игра «Мы скатаем колобка».

2. Игра «Победитель злости».

(Приложение 5)

Варфоломеева А.А

Окончательные результаты:

1. Существенно усилилось желание детей узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

2. Началось развитие «тактильной чувствительности», как основа развития «ручного интеллекта».

3. Положено начало гармоничного и интенсивного развития всех познавательных функций (восприятия, памяти, внимания, мышления, а также речи и моторики).

4. Развивается предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем будет способствовать развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

5. Была создана комфортная обстановка для пребывания детей в группе во время нахождения в детском саду.

6. Установились доверительные отношения между ребенком, педагогом и родителями.

7. Во время игр с кинетическим песком дети активно получают знания в различных областях.

Список используемой литературы:

  1. Т.А. Андреенко «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками», СПб: «Детство пресс», 2017 г.
  2. Т.М.Грабенко «Чудеса на песке. Песочная игротерапия» Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева, СПб: «институт специальной педагогики и психологии», 2000г.
  3. О.Б. Сапожникова,  Е.В. Гарнова « Песочная терапия в развитии дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2014.
  4. Т.М.Грабенко «Практикум по песочной терапии» Т.Д.Зинкевич - Евстигнеева, СПб: «Речь», 2005г
  5. Е. В. Яковлева «Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников». Инновационные педагогические технологии: материалы III международной научной конференции г. Казань, 2015 г.
  6. Л. Н. Иваненко «Адаптация детей младшего дошкольного возраста», г. Казань, 2015 г.
  7. Е.Ю. Конаныхина «Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми» .М.: Генезис, 2016 г.

Приложения

        Приложение 1

Консультация для родителей

«Игры с кинетическим песком»

 

 https://i.ytimg.com/vi/kK_veclJ0TM/maxresdefault.jpg

 

 

 

 

        

Ваш ребёнок любит играть в песочнице? Думаю, ответ большинства мам будет положительным!!! Игра с песком одна - из форм естественной деятельности        детей. Она доставляет большое удовольствие. Строить замки, лепить куличики, просеивать камешки в мелкое сито- вот оно счастливое детство!! Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. При этом ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает у него в сознании.

Создавая свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником, он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. В работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладонью по песку и начни сначала. Песочные игры не только интересные, но и полезные.

Внимая интересам малышей, производители детских товаров разработали специальный песок, который можно использовать в домашних условиях. К его разновидностям относят кинетический, радужный и живой песок. В этой консультации я расскажу о кинетическом песке: чем он так нравится детям, и какие игры можно организовать с его помощью.

Кинетический песок – уникальный материал для занятий и игр с детьми всех возрастов. Он позволяет строить замки не хуже, чем из обычного влажного песка, при этом невероятно приятный на ощупь.

Для ребенка это не только интересное, но и полезное времяпрепровождение. А для взрослого – возможность расслабиться, ведь так приятно погрузить свои руки в мягкую массу.

Знакомить ребёнка с кинетическим песком можно начинать примерно с года. Играть он должен только под вашим присмотром. И вначале это будет простое  разминание песка. Но по мере взросления, игры будут усложняться, и в итоге вы не будете поспевать за фантазией ребенка.

Так же игра с кинетическим песком эффективна в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, для детей с нарушением речи. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает более воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения.

  • Развивается мелкая моторика пальцев рук при манипуляциях с мелкими предметами, фигурами, песком.
  • Развивается творчество, фантазия, когда ребенок придумывает целый мир на песке.
  • Развивается речь, потому что часто игра сопровождается комментариями, историями, диалогами.
  • Развиваются коммуникативные и социальные навыки, когда ребенок играет не одна, она взаимодействует с партнерами по игре.
  • Развивается эмоциональная сфера, потому что в игре находят воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические процессы:

восприятие, внимание, память, мышление.

Игры с кинетическим песком

  • Знакомство с материалом 

В самом начале, как правило, дети мнут песок, оставляют отпечатки ладошек, пропускают сквозь пальцы. Поговорите с ребенком о свойствах кинетического песка: какой он и чем отличается от обычного.  Закапываем ручки 

Даже взрослому приятно погрузить свою руку в эту чудесную массу, а уж ребенок тем более с удовольствием будет прятать и откапывать свою ручку.

 Лепим 

Попробуйте вместе с ребенком скатать колобка, расплющить его. Сделать из песка гору, забор.

  • Используем формочки 

Здесь подойдут обычные формочки для песка. Но можно разнообразить игру, взяв формочки для кексов или любые маленькие емкости.

 

Интересные конструкции получаются, если использовать для лепки обычные формочки для льда.

Именно поэтому я предлагаю вам, уважаемые родители, сделать минипесочницу дома, или играть с ребенком в песочнице на улице в теплое время года. (Играть с ребенком в песочные игры дома или на улице в теплое время года)

Что вам понадобится

Не все из списка обязательно, но поможет разнообразить игру.

  • Емкость с бортиками. Мы играем на подносе, но это не очень удобно, т.к. часть песка просыпается.  
  • Формочки для песочницы, для выпечки, для льда;
  • Маленькие игрушки (звери, машинки, игрушечные деревья и т.п.);
  • Разные небольшие предметы (ракушки, камушки, фасоль, пуговицы и т.д.);

Уважаемые родители!!!

Придерживайтесь следующих правил при организации игр на песке:

  • Подбирайте задачи, соответствующие возможностям ребенка;  

- Выключайте негативную оценку действий ребенка и его идей;

  • Поощряйте фантазию и творческий подход. Успехов Вам!

Приложение 2

  1. Знакомство с правилами использования кинетического песка.

ПРАВИЛА ИГРЫ С ПЕСКОМ:

  • Нельзя брать песок в рот!

  • При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки

  •          Нельзя   бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!

  • Нельзя высыпать песок за борта песочницы.

  •          Нельзя  вдыхать песок -   можешь задохнуться!

  • Нельзя разрушать  постройки других.

  • После игры с песком – помой руки!

  1. Знакомство со свойствами кинетического песка.

Цель: познакомить ребенка с кинетическим песком, с правилами игры с песком.

Взрослый: Сегодня мы познакомимся с песочком, но не простым, а Волшебным!

Потрогай песочек.  Какой он?

Положи не него ладошки.

Погладь песочек. Посмотри, какой он мягкий, нежный, ласковый, как живой!

Спрячь ручки в песок. Что ты чувствуешь?

Пошевели пальчиками, руками, посмотри, как он двигается, медленно вынимай ручки из песочка.

Поздороваемся с песочком, возьмем его в ладошки и посмотрим, как он оживает в твоих руках!

Возьми песочек и зажми в кулачок правой руки, левой руки, двумя руками.

Дотронься до песочка поочерёдно от большого пальчика к мизинцу и наоборот.

Собери песочек в кучку, слепи комочек, колбаску, оставь отпечатки ладошки, кулачка, пальчиков.

Приложение 3

  1. Игра «Готовим печенье и кексики».

Цель: развитие воображения, мелкой моторики, речи.

Оборудованиекинетический песок, формы для выпечки, кулинарные высечки, скалка, набор детской посуды, куклы.

Ход: предложите ребенку раскатать песок как тесто. При помощи форм-вырубок можно изготовить печенье различной формы и устраивать чаепитие для кукол и игрушек.

Аналогично из песка можно сделать «хлеб»«масло» или «колбаски», вручить ребенку пластиковый нож и предложить «нарезать хлеба» или «приготовить бутерброды» для гостей.

2. Игра «Лепим из кинетического песка»

       Передать всю прелесть кинетического песка на словах или фотографиях очень сложно, ее нужно прочувствовать, попробовав песок руками!

Кинетический песок отлично подходит для лепки фигур формочками.

Вы можете лепить из него различные формы и изучать их с ребенком, используя в качестве формочек фигурки из сортера или предложить ребенку слепить буквы и цифры (для облечения задачи можно предварительно распечатать трафареты на листе А4 или половины А4.

Приложение 4

1. Игра «Ручеек бежит сквозь пальцы».

Цель: развитие тактильной чувствительности.

Оборудование: кинетический песок.

Ход:эта игра поможет закрепить свойства кинетического песка — тягучесть, способность перетекать, перемещаться.

Напомните ребенку мультфильм про ручеек. Покажите, как ручеек из песка может перемещаться, протекать сквозь пальцы. Предложите поиграть с ручейком.

2. Игра «Паравозик  из Ромашково».

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики, речи.

Оборудование: кинетический песок, изображение паровозика, формочки, мелкие игрушки.

Ход: покажите ребенку изображение паровозика. Предложить сделать паровозик и вагончики из кинетического песка, используя формочки в виде геометрических фигур. При затруднении покажите, как из двух квадратов получить прямоугольник, из двух треугольников — квадрат и т. д.

В конце «рассадите в вагоны пассажиров», которыми могут служить мелкие игрушки, изображающие животных или человечков.

Приложение 5

1. Игра «Мы скатаем колобка».

Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, речи.

Оборудование: кинетический песок.

Ход: разделите заранее песок на маленькие комочки — это будут «мука»«масло»«сметана». Напомните ребенку сказку «Колобок». Предложите замесить тесто и слепить Колобка. Обыграйте готовый персонаж.

2. Игра «Победитель злости».

Цель: снятие психоэмоционального напряжение, знакомство с эмоциями.

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься?

(Ответы ребенка)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ученик по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Ученик может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ученик любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Ученик дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ученик руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Приложение 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием песочной игротерпии (социализация) в средней группе на тему: «В гостях у Песочной Феи»

Обучающие задачи:Обогащать сенсорный опыт детей, продолжая знакомить со свойствами песка;Совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства.Развивающи...

Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»

Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...

Конспект занятия с использованием песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности, проявление инциативность.  Задачи:- развитие фантазии,- развитие эмоционально сферы - развить образное мышление и тактильную чувств...

Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"

Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...

Занятие по песочной терапии для средней группы «В гостях у Песочного человека»

Цель: развивать детское экспериментирование, усложняя действия по преобразованию песка.Задачи:1) Формировать элементарные (обследовательские) действия (трогают, пересыпают, оставляют следы, сжима...

Конструкт НОД с применением технологий артпедагогики (песочная терапия) «В гостях у Песочной феи»

Разнообразные игровые занятия с песком способствуют коррекции психосоматических нарушений у детей. Песочная терапия развивает психомоторные навыки, речь, воображение и творческие способности реб...

Сценарий совместной деятельности в режимных моментах педагога с детьми 3-4 лет с элементами песочной терапии «В гостях у Песочной феи»

Образовательная область: познавательное развитие.Возраст детей: 3-4 годаФормы совместной деятельности: беседа, экспериментирование, динамическая пауза,  изобразительная  деятельность.Фо...