Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром профессий через использование дидактических игр
учебно-методический материал (младшая группа)

Описание опыта работы на тему:

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром профессий через использование дидактических игр

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Аттестационная работа 113.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

Уряшева Евгения Николаевна

Опыт работы

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с миром профессий через использование дидактических игр

1 категория

Миасс

2024

Содержание

ВВЕДЕНИЕ        2

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У        4

ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ        4

1.1 Особенности современного дошкольника        4

1.2 Методы и формы работы по ознакомлению детей с миром профессий        8

1.3 Дидактическая игра как средство формирования знаний детей о мире профессий        14

1.4 Методика проведения дидактической игры во второй младшей группе        18

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ        23

2.1 Первичная диагностика уровня формирование знаний о профессиях у детей младшего дошкольного возраста        23

2.2 Апробация дидактических игр с миром профессий детей 3-4лет        25

2.3 Повторная диагностика уровня формирование знаний с миром профессий детей младшего дошкольного возраста        28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29

Список литературы        31

ПРИЛОЖЕНИЯ        33

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Актуальность темы обусловлена тем, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования разностороннее развитие ребенка становится приоритетной целью и организация процессов обучения и воспитания должны строиться в форме соответствующих для дошкольников видов деятельности, одним из которых является игра.

В игре формируются или перестраиваются частные психические процессы. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их активно используя воображение тем самым развивая его.

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воздействия, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

Цель исследования: формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о профессиях взрослых через дидактическую игру.

Задачи исследования:

  1. изучить литературу по данной теме, обосновать актуальность изучаемой проблем;
  2. разработать и апробировать дидактические игры для детей 3-4 лет, направленные на ознакомление детей с миром профессий;
  3. провести первичную и повторную диагностику уровня сформированности знаний детей младшего дошкольного возраста с миром профессий;
  4. внедрить комплекс дидактических игр с целью ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром профессий.

Гипотеза исследования заключается в том, что при систематическом использовании в образовательном процессе, специально разработанных дидактических игр, уровень знаний детей 3-4 лет о профессиях взрослых повысится.

Практическая значимость разработанные игры могут использоваться воспитателями в работе с детьми второй младшей группы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У

ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ

1.1 Особенности современного дошкольника

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Дети, появившиеся на свет в конце XX – начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения. Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран: Выготский Л. С., Эльконин Д. Б., Водовозова Е.Н, Мария Монтессори и др.

Причины этого – изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Все эти социальные изменения привели к психологическим изменениям. Быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально – волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Каковы же причина таких изменений?

Во-первых, разрыв поколений родителей и детей. Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей. Большинство родителей плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса.

Лишь немногие родители знают о том, что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности. И ни одно техническое средство, ни одно СМИ не способно заменить живого человека.

Следующая проблема современного дошкольника – это рост «экранной» зависимости. Компьютер и телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры.

Дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения со взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей, особенно пап. Они не очень часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка и пр., но и для их психического развития.

Телевизор и компьютерные игры формируют душу и ум современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд. В результате подрастает поколение «экранных» детей.

Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей – отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более, чем в шесть раз. Но так как речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь, то отсутствие её приводит к тому, что ребёнок становится неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, с внутренней пустотой.

Ещё одной особенностью современных детей является часто отмечающаяся неспособность их к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, что характеризуется гиперрактивностью, повышенной рассеянностью и т. д.

Также подмечено, что многим детям сейчас становится трудно воспринимать информацию на слух, т. е. им трудно удержать предыдущую фразу и связать отдельные предложения. В результате таким детям неинтересно слушать даже самые хорошие детские книги, потому что они не в состоянии понять текст в целом.

Ещё один немаловажный факт, отмечаемый педагогами ДОО, это снижение любознательности и воображения у дошкольников, их фантазии и творческой активности. Такие дети не придумывают новые игры, не сочиняют сказки, им скучно рисовать, что-то конструировать. Обычно их ничего не интересует и не привлекает. Следствие этого – ограничение общения со сверстниками, ведь им неинтересно общаться друг с другом.

Этому же способствует то, что для современного ребенка практически исчезло детское «дворовое» сообщество, в котором дети могли свободно играть и общаться друг с другом.

Наблюдения за детьми показывают и некоторых их них недостаточную сформированность мелкой моторики и графических навыков, а это в свою очередь говорит о неразвитости соответствующих мозговых структур.

Практически все педагоги отмечают повышение тревожности и агрессии у современных детей. Чаще всего агрессия проявляется при недостатке общения. У детей агрессия часто становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Поэтому он ищет способы привлечения внимания, которые не всегда понятны родителям и педагогам, но для данного ребенка это единственное известное средство.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что обижают окружающих. Им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. И, кроме того, дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Хочется сказать ещё об одной проблеме в воспитании современного дошкольника. Это современные игрушки. Многие их них совсем не способствуют развитию игровой деятельности. А ведь именно игра является ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Сейчас игрушки нацелены на механическое использование заложенных производителем операций, а не способствует творческой игре.

В дошкольном возрасте хотя и заложены огромные резервы для развития ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются.

Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности ребёнка, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям дошкольника. Это разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.

Вот почему основной задачей воспитания современных дошкольников является создание условий, в которых у ребёнка есть возможность играть со сверстниками, решать с ними познавательные задачи, удовлетворять собственное любопытство, развивать воображение, творческие способности, выстраивать отношения с людьми, сопереживать, чувствовать заботу о себе и заботиться о других.

1.2 Методы и формы работы по ознакомлению детей с миром профессий

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка.

Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям:

  • приближение детей к труду взрослых;
  • приближение работы взрослых к детям;
  • совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности, по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.

Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?).

Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах деятельности.

Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых. Средством ознакомления с содержанием труда выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая репродукции мастеров, дети видят не только процесс труда, но и те изменения, которые со временем произошли в нём.

Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.

В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».

Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра, количество ёлок у лесника.

При ознакомлении детей с трудом взрослых с помощью непосредственно образовательной деятельности очень важно не только расширять, но и углублять знания о профессиях, ориентироваться не только на количество, но и на качество предоставляемой детям информации.

Именно основательность такой информации положительно сказывается на дальнейшем профессиональном самоопределении детей.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала дошкольной образовательной организации, можно организовать экскурсии: - в медицинский кабинет; - в прачечную; - в библиотеку; - в школу; - в магазин; - в аптеку; - в парикмахерскую; - в ателье; - к светофору; - на почту; - на приусадебный участок; - на работу к родителям.

В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии.

Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастёт, если они смогут принять в нём хотя бы небольшое участие. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых.

Очень важно отобрать для наблюдений содержание труда, которое наиболее ценно в воспитательном отношении и доступно для понимания детям, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.

Осознать общественную значимость труда взрослого ребёнку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

  •  игры с предметами;
  •  настольно-печатные игры;
  •  словесные игры.

 Игры с предметами подразумевают использование игрушек и реальных предметов с целью ознакомления с профессиями взрослых. Например, в игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры – «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами».

Настольно-печатные игры бывают нескольких видов:

1) подбор картинок по парам, например, «Найди два одинаковых инструмента»;

 2) подбор картинок по общему признаку, например, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине».

Дети подбирают картинки с соответствующими предметами, тем самым учатся классифицировать предметы как результат определённой трудовой деятельности;

3) составление разрезных картинок на профессиональную тему.

Словесные игры, например «Четвёртый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» помогают пополнить словарный запас ребёнка понятиями из профессиональной сферы.

Грамотное проведение дидактических игр позволяет расширить

Стоит обратить внимание и на проведение тематических праздников, например, День геолога, День нефтяника, День учителя, День энергетика.

Участие детей в различных творческих конкурсах также может носить профориентационный характер. Полученные в процессе вышеперечисленных форм работы с детьми представления о людях разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх.

Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации

Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.

Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даёт новых знаний. В ходе такой игры, ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.

 Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей: вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты; вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос); расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

  • подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
  • создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
  • подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
  • подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
  • подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
  • подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
  • выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
  • оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
  • оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
  • материалы для сюжетно-ролевых игр.

Неоценимую помощь в пополнении предметно развивающей среды дошкольной образовательной организации могут оказать родители, которых необходимо активно вовлекать в работу по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Таким образом, знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах и методах работы педагогов и родителей. Проводимая работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

1.3 Дидактическая игра как средство формирования знаний детей о мире профессий

В соответствии с ФГОС ДО (п.2.7) ведущим видом деятельности для освоения детьми дошкольного возраста социальных норм и взаимоотношений между людьми является игровая деятельность.

Наряду с сюжетно-ролевой игрой, где реализуются задачи развития у детей знаний о труде взрослых, в образовательном процессе детского сада используются дидактические игры, направленные на уточнение и систематизацию знаний детей о профессиях.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через дидактическую и игровую задачи, игровые действия, правила игры.

Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Однако ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

Игры с предметами и игрушками наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами, знакомиться с ними. Это такие игры как «Предмет – материал, из которого он сделан", "Профессия - результат".

Наиболее трудны для восприятия детей словесные игры. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Это такие игры как, "Кто больше назовет действий", "Назови профессии", «Угадайте, кто работает с этими вещами», «Определи профессию по результату труда». В игре «Назови профессии людей, у которых одинаковый предмет труда» детям предлагается назвать профессии людей, которые работают - с техникой: шофер, машинист, крановщик, экскаваторщик, водитель троллейбуса, трамвая, токарь, ткачиха; с людьми: учитель, врач, экскурсовод, воспитатель, юрист, милиционер, артист и т.д. - с бумагами: чертежами, документами, книгами (экономист, инженер, бухгалтер, секретарь и др.) - животными: ветеринар, дрессировщик, доярка, скотник, телятница, птичница) - с растениями: агроном, полевод, садовник.

Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности. Но в этих играх дается не сам предмет, а его изображение. Это такие игры как "Атрибут - профессия", ""Чья задумка?", "Женские - мужские профессии", "Как это получилось?" (в этой игре раскрываются компоненты деятельности), "Чей результат?" (в этой игре даются представления о материальных и нематериальных результатах труда, о его общественной значимости).

Дидактические игры органично находят свое место в образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности детей. Формы организации детей во время дидактических игр разные: индивидуальные, групповые, подгрупповые.

Особое внимание в образовательном процессе уделяется дидактической игре как самостоятельной игровой деятельности. Она осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.

Поэтому важно своевременно заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у детей угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется, если выиграет, т.е. является равноправным участником игры.

Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр. Такие игры, как "Умные машины", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушными, у них появляется желание играть в строителей, шоферов, работников супермаркета и т.д. Содержание игр формируют и углубляют знания о людях разных профессий. Дидактическая игра развивает речь детей, пополняет и активизирует словарь ребенка, формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о решении важной задачи - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или авто дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с окружающим миром, с природой, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность, основана на осознании этого процесса, самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила усвоены детьми. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер (например, учитель, как и дети, является непосредственным участником игры).

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление детей с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр по сенсорному восприятию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предмета.

В играх проявляются и такие черты характера ребёнка, которые могут служить примером для других: товарищество, отзывчивость, скромность, честность и др. воспитатель обращает внимание детей на эти качества, делая это очень осторожно.

Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр педагог устраняет нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

1.4 Методика проведения дидактической игры во второй младшей группе

Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игр, в распоряжении детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом.

В плане предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает.

В дидактических играх, как и на занятиях, применяются разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Но методика дидактических игр своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель должен стать как бы участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Необходимая в игре строгая дисциплина легко устанавливается, если дети сами заинтересованы в выполнении правил и следят за этим.

В игре неуместны требования, не связанные с ее задачей и правилами. Например, в игре «Наоборот» совсем не нужно, чтобы дети давали полный ответ, поднимали руку, как это делается на занятиях. Но в этой игре свои строгие правила: отвечает только тот, кого спрашивают, отвечает быстро, одним словом; подсказывать нельзя; если ошибся, спрашивают другого. Роль водящего обычно выполняет воспитатель, детям это трудно.

Дидактические игры кратковременны (10—20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Например, в игре «Что изменилось?» можно вызывать детей по очереди, но в таком случае активной умственной работой будет занят только один из играющих, остальные будут лишь наблюдать. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания.

Другая картина наблюдается, если та же задача предлагается всем играющим: они должны внимательно рассмотреть и запомнить расположение игрушек на столе, затем воспитатель закрывает игрушки ширмой или предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет игрушки. Все дети должны заметить изменения.

Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности.

 В младших группах воспитатель сам играет с детьми; объясняя им правила игры, он сам первый узнает предмет на ощупь, описывает картинку. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.

В игре, как мы уже говорили, проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения.

Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.

Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.

Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач.

Б. П. Никитин условно делит дидактическую игру на три этапа. Каждому этапу игры соответствуют и определённые педагогические задачи.

На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть.

На втором этапе педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.

На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  •  определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  •  выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
  •  определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  •  подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  •  подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ

2.1 Первичная диагностика уровня формирование знаний о профессиях у детей младшего дошкольного возраста

С целью выявления уровня знаний детей 3-4 лет о профессиях взрослых, на базе МБДОУ №15 была проведена диагностика по методике автора Т.И. Бабаевой. В диагностике участвуют группа детей младшего дошкольного возраста, списочный состав детей 30 человек, диагностики проведены с присутствующими 24 детьми.

В рамках проведения диагностики детям предлагалось выполнить следующие задания: раскладывали картинки по профессиям, собирали мозаику профессий, рассматривали картинки профессий и говорили, чем они занимаются.

В ходе проведения диагностики были получены следующие результаты, занесенные в таблицу 1.

Таблица №1

Первичная диагностика уровня формирование знаний с миром профессий детей младшего дошкольного возраста

Ф.И.О

Методика

«Собирали мозаику профессий»

Методика

«Раскладывали картинки по профессиям»

Методика

«Рассматривали картинки профессий и говорили, чем он занимается»

Уровень знаний

1.Айрапетян Араз

2

С

2

С

1

Н

С

2. Ахметшин Эмиль

1

Н

1

Н

1

Н

Н

3.Гарипов Идель

3

В

2

С

2

С

С

4.Звездин Марк

3

В

2

С

2

С

С

5.Исангильдина Риана

2

С

1

Н

1

Н

Н

6.Истомин Богдан

2

С

3

В

2

С

С

7.Карпенко Артем

2

С

2

С

2

С

С

8.Климов Андрей

1

Н

1

Н

2

С

С

9.Козляков Богдан

2

С

1

Н

1

Н

Н

10.Кузнецов Михаил

2

С

3

В

2

С

С

11.Лучевникова Вероника

3

В

3

В

3

В

В

12.Насыйров Артем

2

С

2

С

3

В

С

13.Никифирова Мария

2

С

2

С

2

С

С

14.Осокина Виктория

3

В

3

В

2

С

В

15. Причиненко Данил

2

С

2

С

2

С

С

16.Селиверстова Аглая

3

В

2

С

3

В

В

17.Скородумов Иван

1

Н

1

Н

2

С

Н

18.Фалько Вероника

3

В

3

В

3

В

В

19.Хуснутдинов Марат

1

Н

1

Н

1

Н

Н

20. Чулаков Степан

2

С

2

С

3

В

С

21. Шахова Василиса

1

Н

1

Н

2

С

Н

22. Шестаков Валерий

2

С

2

С

1

Н

С

23. Югина Ева

3

В

3

В

2

С

В

24.Ярош Вероника

3

В

3

В

3

В

В

Общие критерии оценки: В - высокий, С - средний, Н – низкий

Таким образом, из 24 детей на высоком уровне 6 человек, что составляет 25%, на среднем уровне – 12 человек, что составляет 50%, на низком - уровне 6 человека, что составляет 25%, т.е. в основном дети находятся на среднем уровне формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о профессиях взрослых через дидактическую игру.

В процентном отношении результаты диагностики можно представить в виде диаграммы на рисунке 1.

Рисунок №1

Отсюда следует, что необходимо провести дополнительную работу для развития уровня знаний о профессиях взрослых детей 3-4 лет с помощью дидактических игр.

2.2 Апробация дидактических игр с миром профессий детей 3-4лет

1. Дидактическая игра «Чемодан врача»

Цель: Формирование знаний детей о предметах, необходимых для профессии врач

Задачи:

Обучающая: упражнять в умении соотносить картинки с предметами.

Развивающая: способствовать развитию речи, ввести в активный словарь слова, обозначающие названия медицинских инструментов.

Воспитательная: Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

2. Дидактическая игра лото «В мире профессий»

Цель: Формирование знаний детей о профессиях: повар, воспитатель, врач, пожарный

Задачи:

Обучающая: учить соотносить атрибуты к профессиям

Развивающая: способствовать развитию зрительного внимания, памяти

Воспитательная: воспитывать уважение к труду взрослых

3. Дидактическая игра «Оденем куклу на работу»

Цель: Формирование знаний детей о рабочей одежде разных профессий  

Задачи:

Обучающая: закрепить знания детей о внешнем виде рабочих разных профессий

Развивающая: способствовать развитию памяти, зрительного внимания

Воспитательная: воспитывать уважение к труду взрослых

4. Дидактическая игра «Планета профессий»

Цель: Формирование умения соотносить орудия труда с профессией людей

Задачи:

Обучающие: закрепить знания детей о назначениях орудий труда

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания

Воспитательные: воспитывать уважение к труду взрослых

5. Дидактическая игра лото «Дополни картинку»

Цель: Формирование умения соотносить орудия труда с профессией людей

Задачи:

Обучающая: закрепить знания детей о назначениях орудий труда

Развивающая: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного внимания, памяти

Воспитательная: воспитывать уважение к труду взрослых

6. Дидактическая игра лото на липучках «Профессии»

Цель: Формирование умения соотносить орудия труда с профессией людей

Задачи:

Обучающая: закрепить знания детей о назначениях орудий труда

Развивающая: способствовать развитию зрительного внимания, памяти

Воспитательная: воспитывать уважение к труду взрослых

7. Дидактическая игра «Рентген медицинских инструментов»

Цель: Формирование знаний детей о профессии врач

Задачи

Обучающая: учить соотносить предметы необходимые для работы врачу

Развивающая: способствовать развитию мелкой моторики, зрительного внимания, памяти

Воспитательная: воспитывать уважение к труду взрослых

8. Дидактическая игра с прищепками «Кому что нужно для работы?»

Цель: Формирование знаний об орудиях труда профессий: повар, врач, пожарный.

Задачи:

Обучающая: учить детей отличать атрибуты (профессий повар, пожарный, врач) друг от друга

Развивающая: способствовать развитию памяти, логического мышления

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес и уважение к труду взрослых

2.3 Повторная диагностика уровня формирование знаний с миром профессий детей младшего дошкольного возраста

Повторная диагностика уровня формирование знаний с миром профессий детей младшего дошкольного возраста

Таблица № 2

Ф.И.О

Методика

«Собирали мозаику профессий»

Методика

«Раскладывали картинки по профессиям»

Методика

«Рассматривали картинки профессий и говорили, чем он занимается»

Уровень знаний

1.Айропитян Араз

2

С

3

В

3

В

В

2.Ахметшин Эмиль

2

С

2

С

1

Н

С

3.Гарипов Идель

3

В

2

С

3

В

В

4.Звездин Марк

3

В

3

В

3

В

В

5.Исангильдина Риана

2

С

2

С

2

С

С

6.Истомин Богдан

2

С

3

В

2

С

С

7.Карпенко Артем

2

С

2

С

2

С

С

8. Климов Андрей

1

Н

1

Н

2

С

С

9. Козлов Богдан

2

С

1

Н

1

Н

Н

10. Кузнецов Михаил

3

В

3

В

2

С

В

11. Лучевникова Вероника

3

В

3

В

3

В

В

12. Насыйров Артем

2

С

3

В

3

В

В

13.Никифирова Мария

3

В

2

С

2

С

С

14. Осокина Виктория

3

В

3

В

2

С

В

15. Причиненко Данил

3

В

2

С

2

С

С

16. Селиверстова Аглая

3

В

2

С

3

В

В

17. Скородумов Иван

2

С

2

С

2

С

С

18. Фалько Вероника

3

В

3

В

3

В

В

19. Хуснутдинов Марат

2

С

2

С

1

Н

С

20. Чулаков Степан

3

В

2

С

3

В

В

21. Шахова Василиса

2

С

1

Н

2

С

Н

22. Шестаков Валерий

2

С

2

С

2

С

С

23. Югина Ева

3

В

3

В

2

С

В

24.Ярош Вероника

3

В

3

В

3

В

В

Общие критерии оценки: В - высокий, С - средний, Н – низкий

Таким образом, из 24 детей на высоком уровне 12 человек, что составляет 50%, на среднем уровне – 10 человек, что составляет 42%, на низком - уровне 2 человека, что составляет 8%, т.е. в основном дети находятся на среднем уровне формирование знаний детей младшего дошкольного возраста о профессиях взрослых через дидактическую игру.

В процентном отношении результаты диагностики можно представить в виде диаграммы на рисунке 2.

Рисунок №2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Диагностика определения уровня знаний детей и апробация серии дидактических игр прошла в МБДОУ №15.

Для диагностики представлений детей о профессиях были определены показатели представлений детей о профессиях и подобраны в соответствии с ними и возрастными особенностями детей диагностический инструментарий, затем проведена диагностика.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей не имеют достаточно полных, исчерпывающих представлений о труде взрослых, особую трудность представляет выделение характерных трудовых действий, орудий и результатов труда. Для повышения уровня сформированности представлений о профессиях у детей младшего дошкольного возраста была разработана серия дидактических игр по ознакомлению детей с профессиями взрослых.

Апробация разработанной серии дидактических игр по повышению уровня представлений детей о профессиях позволила доказать необходимость и эффективность целенаправленной педагогической работы по формированию представлений у детей младшего дошкольного возраста о социальной значимости труда взрослых в процессе специально организованной деятельности.

Подтверждением этому служат положительные изменения количественных и качественных показателей в уровнях сформированности представлений у детей младшего дошкольного возраста о труде взрослых.

Анализируя результаты повторной диагностики, можно вывести результат по группе в целом: после первичной диагностики на низком уровне было 6 человек, а стало 2 человека, на среднем уровне было 12 человек, а стало 10 человек, высокий уровень на первичной диагностике показали 6 человек, а после проделанной работы стало 12 человек на высоком уровне.

Таким образом, все задачи решены, и поставленная цель выполнена. Гипотеза подтвердилась, при использовании в образовательном процессе специально разработанных дидактических игр с использованием различных видов деятельности, уровень формирования знаний детей 3-4 лет о профессиях взрослых повысился.

Данные методические разработки могут быть использованы в работе воспитателями ДОО и педагогами дополнительного образования, а также родителями воспитанников для ознакомления детей с профессиями.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного образования (ФГОС ДО.)
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 352 с.
  3. Г. Н. Кузнецова Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ.
  4. Программа «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019
  5. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник. – М.: ЮРАЙТ, 2019. – 812 с.
  6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2020. – 110 с.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2019. – 274 с.
  8. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 136 с.
  9. Бурмистова Н.Н. Путешествие в мир профессий.//Воспитатель ДОУ. – 2021. – №9. – С. 36-41.
  10. Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. – 2019. – №1. – С. 30-36.
  11. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2019. – С. 12.
  12. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры.//Дошкольное воспитание. – 2021. – №10. – С. 21-32. 57
  13. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2019. – 346 с.
  14. Игра дошкольника./Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2019. – 286 с.
  15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2021. – 416 с.
  16. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2019. – 52 с.
  17. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 128 с.
  18. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: Сфера, 2019. – 64 с.
  19. Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума)./Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М.: Просвещение, 2019. – 350 с.
  20. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений./Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М.: Академия, 2019. – 344 с.
  21. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2020. – 125 с.: ил.
  22. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Эксмо, 2020. – 126 с.
  23. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Гном, 2019. – 96 с.
  24. Юрьева Л. Руководство игровой деятельностью детей.//Дошкольное воспитание. – 2020. – №3. – С. 9-11.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

1.  Дидактическая игра «Чемодан врача»

Цель: Формирование знаний детей о предметах, необходимых для профессии врач

Задачи:

Обучающая: Упражнять в умении соотносить картинки с предметами.

Развивающая: Способствовать развитию речи, ввести в активный словарь слова, обозначающие названия медицинских инструментов.

Воспитательная: Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Словарная работа: бинт, шприц, вата, таблетки, градусник.

Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций из книги «Доктор Айболит», рассматривание игрушечных медицинских инструментов, проведение игры «Кукла заболела».

Оборудование: кукла Айболит, чемодан, карточки с картинками медицинских инструментов, подносы.

Ход игры:

Организационный момент: В игра участвуют 12 человек. Дети сидят полукругом

В: Здравствуйте, ребята! К нам сегодня в гости пришёл доктор Айболит.

Док: Здравствуйте, ребята, я пришёл к вам за помощью. Когда я торопился на вызов к маленькой обезьянке, то запнулся о камень и мой чемодан выпал из рук, в нём всё перепуталось. Я пришёл к вам в группу, потому что бы добрые и умные ребята, и обязательно мне поможете.

В: Ребята, поможем доктору Айболиту?

Д: Да!

В: Но для начала нам надо все инструменты из чемодана выложить, чтобы видеть, куда их складывать.

В: Чтобы нам всем вместе помочь доктору Айболиту, я буду по очереди вас приглашать к чемодану. Аня, пожалуйста, подойди.

Аня выбирает предмет

В: Аня, какой предмет ты выбрала?

А: Таблетки

В: Правильно! Теперь найди в чемодане место для них и положи.

В: Федя, пожалуйста, подойди к чемодану

Федя выбирает предмет

В: Федя, какой предмет ты выбрал?

Ф: Градусник

В: Правильно! Теперь найди в чемодане место для градусника и положи его.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не сложат все медицинские инструменты в чемодан.

В: Ребята, я думаю, что вы справились! Давайте послушаем, что нам скажет доктор Айболит

Док: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня каждый из вас был моим помощником. Спасибо вам большое! Мне уже пора бежать, в этот раз я буду аккуратным.

Приложение 2.

2.  Дидактическая игра лото «В мире профессий»

Цель: Формирование знаний детей о профессиях: повар, воспитатель, врач, пожарный

Задачи:

Обучающая: Учить соотносить атрибуты к профессиям

Развивающая: Способствовать развитию зрительного внимания, памяти

Воспитательная: Воспитывать уважение к труду взрослых

Оборудование: 4 карточки с изображение людей разных профессий, 24 карточки с изображением предметов, орудий труда принадлежащих данным профессиям.

Ход игры:

Организационный момент: В игре участвует воспитатель и 4 ребёнка. Дети сидят за столом.

В: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в лото. Я раздам вам карточки с разными профессиями людей, а вы мне скажете, кто вам попался

Саша: Врач

Маша: Пожарный

Кира: Воспитатель

Артём: Повар

В: Посмотрите, рядом с изображением человека есть пустое место, его вам  надо будет заполнить. Я сейчас буду поднимать картинку, которая подходит к какой-то профессии, а вам нужно будет положить только те картинки на карточку, которые подходят вашей профессии на карточке.

В: Сковородка

А: У меня!

В: Правильно! Повару необходима сковородка для приготовления разных блюд

В: Градусник

С: У меня!

В: Правильно, Саша! Для чего врачу нужен градусник?

Ответ ребёнка

В: А это называется – рукав, как вы думайте для чего и кому он нужен?

М: Рукав нужен для того, чтобы тушить пожар. Он нужен пожарному

Игра продолжается до тех пор, пока у каждого ребёнка не будет заполнена карточка

В: Ребята, вы все молодцы! А сегодня в нашей игре победила Маша, она раньше всех заполнила пустые места на карточке.

Приложение 3.

3.  Дидактическая игра «Оденем куклу на работу»

Цель: Формирование знаний детей о рабочей одежде каждой профессии

Задачи:

Обучающая: Учить детей соотносить рабочую одежду с профессиями человека

Развивающая: Способствовать развитию памяти, зрительного внимания

Воспитательная: Воспитывать уважение к труду взрослых

Оборудование: на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол (полицейский, врач, повар, парикмахер, продавец, пожарный), плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки.

Ход игры:

Организационный момент: В игре участвует воспитатель и 2 ребёнка. Игра проходит за столом.

В: Ребята, сегодня к нам в гости зашёл Саша и Ирина, они уже взрослые и ходят на работу, но зашли к нам в детский сад, чтобы мы помогли им. Вчера у них на работе была стирка специальной одежды для каждой профессии, и все вещи перепутались. Поможем Саше и Ирине найти свою форму одежды?

Д: Да!

В:  Саша работает полицейским, а Ирина работает поваром. Посмотрите,  для каких профессий здесь есть форма одежды.

Д: Врач, пожарный, повар, полицейский, парикмахер, продавец.

В: Правильно! Для каждой профессии есть своя форма одежды. Маша и Сейчас мы будем примерять каждую форму одежды на Сашу и Ирину, посмотрим кому какая форма подходит и назовём профессию у каждой формы одежды.

Дети по очереди одевают куклу, предполагают для какой профессии каждая форма одежды, с помощью воспитателя.

В: Ребята, вы большие молодцы, назвали все профессии. Давайте попрощаемся с Сашей и Ириной, им пора идти на работу.

Приложение 4.

4.  Дидактическая игра «Планета профессий»

Цель: Формирование знаний детей о профессиях взрослых

Задачи:

Обучающие: Учить детей соотносить орудия труда с профессией людей

Развивающие: Способствовать развитию памяти, внимания

Воспитательные: Воспитывать уважение к труду взрослых

Оборудование: на столе у педагога разложены прищепки с картинками для труда людей разных профессий, круг с изображением людей разных профессий (врач, полицейский, повар, пожарный, космонавт, почтальон): (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).

Ход игры:

Организационный момент: В игре воспитатель – ведущий. Участвуют вся группа 20-30 человек. Дети сидят полукругом на стульчиках.

В: Ребята, посмотрите, что сегодня лежит на моём столе?

Д: (рассматривают предметы на столе)

В: Сегодня мы будем с вами играть в очень интересную игру «Планета профессий!

В: Сейчас я вам расскажу правила этой игры. У меня на столе лежит вот такой круг (показывает) это планета профессий! На ней работают (Почтальон, космонавт, врач, полицейский, повар, пожарный). А рядом с этой планетой лежат вещи, которые связаны с какой-либо из этих профессий и  без которых люди этих профессий работать не смогут. Я буду звать каждого из вас к столу по очереди, подойдут все ребята. Вы будите подходить, брать прищепку с картинкой для профессии, поднимать и показывать ребятам. Когда мы назовём все вместе картинку на прищепке, вы её прикрепите к планете профессий и сядете обратно на свой стульчик, дальше к планете подойдёт следующий.

В: Кира, подходи к планете профессий, пожалуйста

Кира: (выбирает прищепку с картинкой: укол)

В: Кира, как ты думаешь, к какой профессии подходит укол?

Кира: врач

В: Ребята, а вы как думайте, Кира правильно ответила?

Д: Да!

В: Молодец, Кира, прикрепляй укол к профессии врач

В: Даша, подходи к планете профессий, пожалуйста

Даша: (выбирает прищепку с картинкой: фартук)

В: Даша, как ты думаешь, в какой профессии нужен фартук?

Даша: Почтальону

В: Ребята, посмотрите это фартук, человеку какой профессии он нужен?

Дарина: Повару

В: Правильно, Дарина! Фартук нужен повару, чтобы не испачкаться при приготовлении разных блюд

Игра продолжается до тех пор, пока все прищепки не будут прикреплены за профессией.

В: Ребята, вы большие молодцы, посмотрите какая большая и красивая стала наша планета! Людям этих профессий очень не хватало этих вещей, но сегодня вы им помогли! Они благодарят вас и прощаются с вами. Скажем им: До свидания!

Дети: До свидания!

В: Ребята, какие профессии сегодня были на нашей планете?

Д: Почтальон, космонавт, врач, полицейский, повар, пожарный

В: Молодцы, вы очень хорошо справились!

Приложение 5.

5.  Дидактическая игра лото  «Дополни картинку»

Цель: Формирование знаний детей о профессиях

Задачи:

Обучающая: Учить соотносить атрибуты к профессиям

Развивающая: Способствовать развитию мелкой моторики,  зрительного внимания, памяти

Воспитательная: Воспитывать уважение к труду взрослых

Оборудование: 4 карточки с изображение людей разных профессий (пожарный, врач, полицейский, повар), 24 карточки с изображением предметов, орудий труда принадлежащих данным профессиям.

Ход игры:

Организационный момент: В игре участвуют воспитатель и 4 ребёнка. Дети сидят за столом.

В: Ребята, посмотрите, какие профессии изображены на этих карточках?

Д: Пожарный, врач, полицейский, повар

В: Правильно! Сейчас мы с вами поиграем в лото (Воспитатель раздаёт по желанию детей карточки каждому ребёнку)

В: Вы помните как игра в лото? Сначала нужно выбрать ведущего (Считалочкой выбираем ведущего). Ведущий – Федя. Федя сейчас наугад поднимает карточку, называет предмет. А вы должны будите внимательно посмотреть на свою карточку, если у вас есть этот предмет, то вы берете карточку, кладёте её на подходящий силуэт для этого предмета. Выигрывает тот участник, который первым закроет все пустые поля.

В: Федя, начинай

(Федя мешает все картинки)

Ф: У кого фонарь?

Арина: У меня!

В: Арина, правильно! Какая у тебя профессия на карточке?

Арина: Полицейский

В: Полицейскому обязательно нужен фонарь, чтобы в темное время суток он помог полицейскому в поисках.

(Арина кладёт картинку фонаря на карточку)

Федя: У кого градусник?

Ксюша: У меня!

В: Ксюша, как ты думаешь, зачем врачу нужен градусник?

Ксюша: Чтобы измерить температуру человека и проверить заболел он или нет.

В: Правильно!

Федя: У кого кастрюля?

Катя: У меня! Она нужна повару, чтобы готовить

В: Правильно, Катя.

(Игра продолжается до тех пор, пока на карточке не заполнятся все предметы)

В: Ребята, вы все молодцы! Правильно разложили предметы для кадой профессии, а Федя нам в этом помог!

Приложение 6.

6.  Дидактическая игра лото на липучках «Профессии»

Цель: Формирование знаний детей о профессиях

Задачи:

Обучающая: Учить соотносить атрибуты к профессиям

Развивающая: Способствовать развитию зрительного внимания, памяти

Воспитательная: Воспитывать уважение к труду взрослых

Оборудование: 3 карточки с изображение людей профессии полицейский, врач, пожарный; 18 карточки с изображением предметов, орудий труда принадлежащих данным профессиям.

Ход игры:

Организационный момент: В игру играют 3 человека, ведущий – воспитатель.

В: Ребята, смотрите какое необычное лото я вам принесла сегодня. Это лото на липучках! Вам интересно было бы в него поиграть?

Д: Да!

В: Выбирайте себе карточку. Что изображено на вашей карточке?

Д: Профессии

В: Правильно! А какие профессии?

Д: Полицейский, пожарный, врач

В: Правильно! Воспитатель зачитывает стихотворение на каждой карточке про профессию.

 В: В этот раз ведущей буду я, потом можно будет поменяться. Сейчас я буду наугад доставать фишки для какой-то из профессий, а вам нужно будет её взять, если она подходит к профессии на вашей карточке. Давайте начнём!

В: Как вы думайте к какой профессии подходит фишка с наручниками? Может, к профессии врач?

Д: Нет! Наручники нужны для полицейского

В: Правильно! Они нужны полицейскому, чтобы задерживать преступников. У кого карточка с полицейским?

Аня: У меня!

В: Аня, прикрепляй к свое карточке фишку!

В: А к какой профессии подходит фишка со скорой помощью?

Слава: На этой машине ездит врач! Эта карточка у меня!

В: Правильно, Слава.

В: В какой профессии нужна красная каска?

Д: Каска нужна пожарному, чтобы защищать его при пожаре

В: Правильно! У кого на карточке пожарный?

Марк: У меня!

В: Марк, держи фишку

(Игра продолжается до тех пор, пока на карточке не будут приклеены все фишки)

В: Ребята, вы молодцы! Первым собрал свою карточку Марк, он выиграл!

Приложение 7.

7.  Дидактическая игра «Рентген медицинских инструментов»

Цель: Формирование знаний детей о профессии врач

Задачи:

Обучающая: Учить соотносить предметы необходимые для работы врачу

Развивающая: Способствовать развитию мелкой моторики,  зрительного внимания, памяти

Воспитательная: Воспитывать уважение к труду взрослых

Оборудование: Карточка с изображением рентгена (силуэтов) медицинских инструментов, 10 карточек с изображением медицинских инструментов.

Ход игры:

Организационный момент: В игру играет 1 ребёнок. Воспитатель и ребёнок сидят за столом.

В: Ростик, сегодня я хочу предложить тебе побыть врачом! Посмотри, перед тобой рентген – карточка с медицинскими инструментами, а с какими не видно. Чтобы прочитать этот рентген, нужно быть настоящим врачом, я предлагаю тебе собрать эту картинку в цвете.

Ростик: Хорошо!

В: Ростик, в какой профессии нужны медицинские инструменты?

Ростик: Врач

В: Правильно! Бери картинку врача и клади её в середину

Ребёнок собирает картинку самостоятельно, воспитатель лишь направляет его и подсказывает, если ребёнок затрудняется. Игра заканчивается, когда ребёнок сложил все карточки на пустые места.

В: Молодец, Ростик, сегодня ты был настоящим врачом и справился с заданием.

Приложение 8.

8. Дидактическая игра с прищепками «Кому  что нужно для работы?»

Цель: Формирование знаний об орудиях труда профессий: повар, врач, пожарный.

Задачи:

Обучающая: Учить детей отличать атрибуты (профессий повар, пожарный, врач) друг от друга

Развивающая: Способствовать развитию памяти, логического мышления

Воспитательная: Воспитывать познавательный интерес и уважение к труду взрослых

Оборудование: 3 карточки с изображением людей разных профессий: (повар, пожарный, врач),  набор карточек из 18 штук с изображением предметов, орудий труда принадлежащих данным профессиям

Ход игры:

В: Ребята, посмотрите, люди каких профессий изображены на карточках?

Д: Врач, пожарный, повар

В: Правильно!

В: А теперь посмотрите у меня здесь так много прищепок, давайте посмотрим что на них изображено. Дети рассматривают фишки на прищепках.

В: Это вещи, которые необходимы для профессий на карточках. А для какой профессии подходит каждая фишка, предстоит узнать вам.

В: Сейчас я буду наугад поднимать прищепку с фишкой и называть, что на ней изображено, а возьмёт её тот, на чьей карточке изображена профессия, для которой подходит эта фишка.

В: Огнетушитель

Маша: У меня! Огнетушитель нужен пожарному, чтобы тушить пожар

В: Правильно, Маша, крепи эту фишку на свой круг

В: Лейкопластырь

Катя: Ум меня, он нужен врачу

В: Катя, правильно!

В: Поварёшка

Саша: У меня, поварёшка нужна повару!

В: правильно, Саша

Игра продолжается до тех пор, пока все фишки не будут закреплены за профессией

В: Ребята, вы все молодцы,  первым сегодня свой круг собрала Катя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с миром природы

Дети знакомятся с характерными особенностями осени через разнообразные игровые ситуации.   Используется авторский литературный текст, помогающий детям воспринимать изменения, происходящие в ...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».

План по самообразованию поможет воспитателям, работающим с детьми с нарушенным слухом составить работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Использование проектной деятельности в организации рабаты по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с неживой природой через детское экспериментирование».

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не ...

Методическая разработка «Использование художественного слова при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром».

Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни, для этого создана картотека о природных явлениях....

Мастер- класс на тему " Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с основами экологии через театральную деятельность"

Цель мастер- класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театральную деятельность.Задачи: -...

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета в дошкольном учреждении направленное на раннюю профориентацию до

Цель: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивно модельную деятельность и робототехнику, и обусловленное созданием макета...