Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «Народы России и народные символы нашей страны»
план-конспект занятия (старшая группа)

Наталья Анатольевна Шаркаева

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию для детей 5-6 лет с использованием дидактического пособия "Народы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_narodnye_simvoly_rossiii.doc498 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников» № 2 «Теремок» п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Конспект

организационной образовательной

деятельности в старшей группе

«Народы России и народные символы нашей страны»

                         

                                                 Воспитатель: Шаркаева Н.А.

                                                           высшая

                                                           квалификационная

                                                           категория

                                                                                           

                                                             2023г.

Цель:

- Воспитание нравственно-патриотических чувств, посредством

   знакомства дошкольников с народами и народными символами России.

Интеграция образовательных областей:

- познавательное развитие;        

- коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- музыкальное развитие.

Задачи:

- уточнить представление детей о России, как о государстве,

  в котором они живут;

- воспитывать в детях любовь и уважение к народам России, проживающим рядом;

- формировать представление о Матрёшке, берёзе, балалайке как о символах России, историей их возникновения;

- побуждать детей принимать участие в беседе: читать знакомые

  стихи, загадки, исполнять знакомые игры, хороводы;

- активизировать в речи детей прилагательные, диалогическую речь,  

  пополнять словарный запас детей;

- развивать интерес детей к народному творчеству;

- развивать творческие способности детей через приобщение к

  народному творчеству и прикладному искусству;

- воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес, эмоционально-

  положительное отношение к неофициальным символам;

- воспитывать любовь и уважение к Родине, культуре русского народа.

Планируемый результат: 

- дети умеют слушать, поддерживать беседу;

- дети проявляют активность при ответах на вопросы;

- проявляют интерес к информации, которую получают во время

  общения;

- знают народные символы страны;

- владеют навыками работы с клеем и бумагой.

Предварительная работа:

- беседа о России;

- разучивание стихов, песен;

- рассматривание альбомов и кукол «Народы России»;

- рассматривание альбома «Времена года»;

- рассматривание картинок «Музыкальные инструменты»;

- рассматривание альбома «Матрёшки»;

- организация выставки «Матрёшки»;

- выставка рисунков «Матрёшки расписные».

Оборудование:

- куклы в национальных костюмах, балалайка, матрёшки, поделки из бересты;

- костюм берёзки, веночки из цветов, платочки, фуражка с цветком;

- альбомы из пособия «Народы России»;

- клеёнки, кисточки, клей, плоскостные матрёшки, элементы из бумаги  

  для аппликации.

Содержание:

Воспитатель: Я рада видеть вас сегодня. Чтобы наш день был радостным и удачным, давайте улыбнёмся друг другу  

и поздороваемся.

- Сегодня мы поговорим о нашей стране. А как называется страна, в которой мы живём?  (Ответы детей.)

- Правильно, мы живём в стране, которая называется Россия!

- А как называют людей, живущих в России?  (Ответы детей).

- На каком языке говорят Россияне?  (Ответы детей)

Также в России живут разные народы. А кто знает, какие народы живут в России? (ответы детей) Я предлагаю вам рассмотреть кукол в национальных костюмах и сказать к какой национальности они относятся (ответы детей). Какая из кукол вам больше всего понравилась? (ответы детей) Все народы России живут дружно как и мы с вами в нашей группе.

Россия – страна очень большая и красивая. Есть в России высокие горы, реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и солнечные полянки, овражки, болота, поля и светлые берёзовые рощицы.

- Ребята, а кто расскажет стихотворение о России?

Ребёнок: Люблю тебя моя Россия

       Степей задумчивую грусть.

       Люблю все то, что называют

       Одним широким словом «РУСЬ».

Воспитатель: В каждой стране есть свои народные символы.

                          В России – это белоствольная берёза.

Берёзка одинаково хороша в любое время года: в зелёной накидке весны, в лёгком ситцевом платье лета, в золотом сарафане осени, в пышном серебряном уборе зимы.

А кто расскажет стихотворение о берёзе?

Ребёнок:    Белоствольная, белоснежная,
                   
У берёзоньки кожа нежная.
                   
Сладок сок её и живителен,
                   
Символ Родины удивительной.

Ребёнок:     Вся в серёжках.

                     Не боится вьюги и мороза.

                     Белоствольная царица –

                           Русская берёза.

- Любит народ берёзу за её красоту и пользу.

Из веток берёзы люди делают веники для бани.

                      Веничек берёзовый – 
                     
Телу верный друг.
                     
Все микробы выгонит,
                     
Изведёт недуг.

 Из берёзовых почек делают лекарства, пьют берёзовый сок, а из берёзовой коры – бересты, люди создавали и создают красивые предметы: лукошки, туеса, игрушки.

 Как вы думаете, что люди, могли складывать в туесок, лукошко?  (ответы детей) 

В старину в праздники берёзку наряжали, украшали лентами и бусами и водили вокруг неё хороводы.

А вы, хотите, чтобы берёзка пришла к нам в гости?  (ответ детей) 

Девочки, надевайте веночки, берите в руки платочки.

Ребята, помогите мне, позовём берёзку к нам.

(Воспитатель надевает на девочку наряд берёзки и

одновременно читает с детьми стихотворение)

                                   Берёзка, берёзка, к нам приди!

                                   Берёзка, берёзка, с нами поговори!

                                   Берёзка, берёзка, мы тебя защитим!

                                   Берёзка, берёзка, в обиду не дадим!

Девочка – берёзка: Здравствуйте, ребята! Вот и я - ваша берёзка,  

                                   что стоит рядом, под вашим окном.

                                   Спасибо вам за добрые слова обо мне.

Воспитатель:  А мы сейчас заведём хоровод вокруг берёзки.

                           Хоровод «Мы вокруг берёзки»

1.Посмотри берёзка, мы к тебе идём. Яркие платочки мы тебе несём.

                                   (Дети идут по кругу)

Припев:  Ты березка посмотри, посмотри       (Повороты в стороны).

                 С нами  вместе попляши, попляши   (Кружатся на месте).

2. Девочки к берёзке ближе подойдут. Яркими платочками весело взмахнут.

(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая).

3. Разошлись ребятки, и пошли гулять. Про берёзку песню нежно напевать.    (Идут по кругу, взявшись за руки).

4. А теперь берёзка, нам пора проститься

                   (стоят, правая рука на левом плече)

    Нам пора проститься, низко поклониться (кланяются).

Спасибо, тебе, берёзка, что пришла к нам в гости.

                              (садятся на стульчики)

Воспитатель: Ещё одним символом России является музыкальный

                         инструмент, а какой вы узнаете, отгадав загадку

                         Деревяшка, три струны натянутых, тонких.

                         Вы узнать её должны, поёт очень звонко!

 Поскорее угадай-ка, что же это? - …(балалайка)  

         Балалайка играла на всех народных гуляньях, ярмарках.

         Под её весёлые звуки играли, пели, танцевали.

         Послушайте, как она звучит (звуки балалайки)

 А знаете, почему её так назвали? В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент балалайкой.

 И сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную народную игру.

Игра «Ходит Ваня…» 

1. Ходит Ваня, ходит Ваня посреди кружочка, посреди кружочка.

(мальчик ходит с балалайкой внутри круга)

2. Ищет Ваня, ищет Ваня для себя дружочка, для себя дружочка.

(кладёт балалайку на стульчик)

3. Нашёл Ваня, нашёл Ваня для себя дружочка, для себя дружочка.

(приглашает в круг кого-нибудь из детей)

4. Пляшет Ваня, пляшет Ваня со своим дружочком, со своим дружочком (кружатся под ручку)

Следующий символ России – это игрушка, а какая, попробуйте отгадать.

Ребёнок: Есть для вас одна игрушка,

          Не лошадка, не Петрушка.

          Алый шелковый платочек,

          Яркий сарафан в цветочек,

          Упирается рука в деревянные бока.

          А внутри секреты есть:

          Может три, а может шесть.

          Разрумянилась немножко

          Наша русская…

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, – это матрёшка

Оказывается, ребята, матрёшке уже больше ста лет. Придумал её художник Сергей Васильевич Малютин. В доме художника работала Матрёна, добрая и красивая девушка, в честь её, и назвали игрушку.

- Что можно сказать о матрёшке, какая она? (нарядная, расписная, красивая)

                               Очень любят все матрешки

                               Разноцветные одежки: 
                             
Всегда расписаны на диво,  
                             
Очень ярко и красиво.

Посмотрите, как красиво расписывают матрёшек художники России.

Какими узорами расписаны матрёшки?  (ответы детей).

Матрёшка - игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой матрёшке живёт матрёшка поменьше, а в ней ещё меньше, ещё и наконец, самая маленькая.  

(Воспитатель раскрывает матрёшку и раздаёт детям в руки, читая стихотворение, дети рассматривают матрёшек)

                Цветастое платье,

                Румяные щёчки!

                Её открываем -

                В ней прячется дочка.

                Матрёшки танцуют,

                Матрёшки смеются

                И радостно просят

                Тебя улыбнуться!

                Они к тебе прыгают

                Прямо в ладошки -

                Какие веселые

                Эти матрёшки.

- А сейчас у кого матрёшки в руках поставьте их на стол - от большой до маленькой. Сколько матрёшек получилось? (ответы детей)

- А вы хотите стать художниками и украсить сарафанчики матрёшкам?

 Делу время - потехе час. Я приглашаю вас в художественную мастерскую, попробуйте сами стать народными умельцами.

                                    (Дети садятся за столы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столах лежат матрёшки, кружки, цветы, листики, которые мы с вами заранее приготовили. Ими будем украшать матрёшек.
(Дети берут готовые формы и украшают матрёшек аппликацией, звучит аудиозапись песни «Мы весёлые матрёшки»)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие красивые матрёшки у вас

   получились.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с народами России и народными   символами нашей страны, какими?  (ответы детей) 

А что вам больше всего понравилось или запомнилось?  (ответы детей)                     
Мы любим и гордимся  нашей великой Россией, её красивой природой, а особенно – трудолюбивыми и талантливыми людьми разных национальностей.                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организационно-образовательной деятельности в старшей группе "Весенний калейдоскоп"

Конспект игрового итогового занятия по теме "Весна" для детей старшей группы...

Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему:«Традиции и обычаи белорусского народа».

В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами, с символикой этой страны: флагом,...

Конспект организационно-образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Моя семья»

Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.Вид: интегрированное. Во...

Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «Государственные символы России»

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям...

Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Мультстудия Светлячок»

Задачи:формировать представления о мультипликации, учить создавать героев сказки, из пластилина, используя пооперационные карты, познакомить с особенностями работы с фотоаппаратом.воспитывать желание ...

Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «В гости в волшебное королевство»

Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, ...

Конспект организационной образовательной деятельности в старшей группе «Мир на всей планете»

Цель . Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Обучающие: формировать у детей понятия мира между людьми разных национальностей; продолжать...