Сенсорная интеграция как метод коррекции детей с ОВЗ
методическая разработка (старшая группа)

Коржова Елена Григорьевна

Сенсорная интеграция как метод коррекции детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция как метод коррекции детей с ОВЗ

Сенсорная интеграция - это умение складывать воедино сигналы органов

чувств, благодаря этому процессу ребенок гармонично встраивается в

окружающий мир и познает его.

У сенсорной интеграции существует три уровня, которые осваиваются

ребенком последовательно:

- телесное самоощущение: понимание положения собственного

тела, чувство равновесия и движения (вестибулярные

ощущения), чувство вибрации;

-зрение, слух, тактильные ощущения, включая обоняние, вкус и осязание;

-высшая нервная деятельность: речь, счет, самооценка, внимание,

способность регулировать поведение, творческие способности;

Учитывая особенности развития детей нашей группы, наблюдая явные

нарушения сенсомоторной деятельности, моей целью стало создание

средовых условий, которые помогли бы детям соединить чувственный опыт

со всеми системами организма.

Условно мной было выделено три направления работы, взаимосвязанных

между собой: развитие тактильных ощущений, вестибулярных функций,

двигательной сферы.

Совместно со специалистом и вторым педагогом группы был разработан

«метод предметов»!

Из практики работы нашей группы я хотела бы представить такие пособия

как «сенсорный куб», ленточки разного цвета и величины, мячи разного

размера и фактуры, ложки из различного материла, разной величины.

Эти и не только, пособия и предметы помогают нам организовать

сенсомоторные игры и упражнения.

По первому направлению, тактильно-сенсорные ощущения, предлагаю

«сенсорный куб», выполнен он из пластмассовых решеток для раковин.

Пособие это многофункционально, предусматривает различные виды

заданий,с кубом могут заниматься одновременно несколько детей. Могут

решаться в той или иной степени задачи по всем пяти образовательным

областям.

познавательное развитие: восприятие цвета, величины, формы, фактуры,

счет и т.д.

- «домик для магнита» - предложить ребенку найти домик для магнита, где

ему будет хорошо. А хорошо ему там, где он будет крепко держаться.

Ребенок пробует прислонить магнит к различным предметам: деревянным,

пластмассовым, металлическим. Делаем вывод: в деревянном домике магнит

не живет, из пластмассовой избушки тоже уйдет, а вот в железном домике

уютно будет жить.

- «швея»- на шнурок нанизываются пуговицы или бусины, можно закреплять

цвет, посчитать пуговицы или бусины;

художественно-эстетическое развитие: восприятие цвета, музыкальное

восприятие, театрализованные игры;

- «звонарь»- предложить ребенку просунуть фломастер или карандаш в

отверстие и постучать по колокольчику, извлекая звук.

- «веселые ленточки» -ребенку предлагается продернуть ленточки разного

цвета в определенном направление, чтобы получилась определенная фигура

или узор;

социально-коммуникативное: формирование коммуникативных навыков;

Дети играют и упражняются с кубом вместе, взаимодействуют,

договариваются, учатся оценивать друг друга и себя;

физическое развитие: развитие мелкой моторики ;

-«лесенка»- ребенок нанизывает скрепки или резинки друг на друга, образуя

лесенку;

-«косички у сестрички»- ребенок плетет из веревочек или ленточек косичку,

завязывает бантик;

речевое развитие: обогащение активного словаря, знакомство с

потешками, песенками, стихами;

Многие упражнения сопровождаются художественным словом.

«Пчела и мед»- На лугу пчела живет,

собирает она мед.

От цветка к цветку летает,

нежный аромат вдыхает.

Ребенок нюхает коробочки от киндер-сюрприза, в которых проделаны

отверстия и находятся пахучие вещества.

Второе направление работы по технологии сенсорной интеграции – развитие

вестибулярных функций.

Вестибулярная система непроизвольно регулирует работу мышц, их тонус,

особенно мышц, которые удерживают тело в вертикальном положении.

При нарушении функционирования вестибулярной системы дети не могут

ровно сидеть, удерживать голову, занимать стабильное положение тела.

Все это проявление вестибулярного дефицита.

Вестибулярная система тесно связана с проприоцепцией, со зрительной и

слуховой системами.

Вестибулярная система имеет огромное влияние на :

формирование пространственных представлений;

эмоциональное развитие;

интеграцию ощущений от двух половин тела;

пищеварение;

По второму направлению, развитие вестибулярных функций, предлагаю

игровые упражнения с ложками .Для наших детей особенно сложными

являются упражнения с закрытыми глазами, поэтому мы использовали

именно этот прием.

«Постучи ложками с закрытыми глазами»

Данное упражнение сопровождается потешкой:

«Поехали, поехали…»

По третьему направлению, развитие двигательных функций, предлагаю

упражнения на межполушарное взаимодействие:

«Прокати мяч» - ребёнок прокатывает мяч по жёлобу или дорожке левой а

затем правой рукой.

«Дождик»» - ребёнок держит в правой и левой руке мячики, стучит ими по

столу , то левой рукой, то правой, потом одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдается у детей, воспитываемы...

Признаки нарушения сенсорной интеграции и их коррекция

Для того , чтобы знать что происходит важно грамотно провести диагностику....

Информационно-обучающий тренинг по теме: "Сенсорная интеграция, как метод работы с детьми с ОВЗ"

Логопеды применяют в своей работе различные методы и приемы. В том числе и метод сенсорной интеграции.  Думаю, этот материал будет интересен коллегам, так как главной составляющей полноценного ра...

"Сенсорная интеграция как метод преодоления нарушений в развитии детей"

Если мозг, по каким-либо причинам, неправильно интерпретирует повседневную сенсорную информацию: тактильную, слуховую,обонятельную,вкусовую и двигательную, то в результате возникают проблемы с обучени...

Методическая разработка.СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ как метод коррекции первичного нарушения при расстройствах аутистического спектра у детей среднего возраста.

На сегодняшний день доказано, что многие проблемы в поведении связаны с тем, что люди с РАС воспринимают и перерабатывают сенсорную информацию качественно иначе, чем нейротипичные. У большинства детей...

Сенсорная интеграция – современный метод развития детей

Роль сенсорной интеграции в психофизическом развитии ребенка....