Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2023-2024 учебный год
материал

Миннебаева Зульфия Асхатовна

Отчет о проделанной работе по самообразованию за 2023-2024 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Шаян» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Отчет о проделанной работе по теме самообразования «Обогащение словаря через различные виды деятельности при обучении татарскому языку»

за 2023-2024 учебный год

                                   Подготовила:

                                                       воспитатель по обучению

татарскому языку  Миннебаева З.А.

Высокая Гора, 2024 год

Индивидуальная тема моего плана по самообразованию: «Обогащение словаря через различные виды деятельности при обучении татарскому языку»

        Целью моей работы является – создание  условий для успешного обучения детей татарскому языку, через музыкальную деятельность, художественное творчество и ознакомление с художественной литературой.

        Актуальность 

Чем раньше мы начинаем учить языки, тем больше успеем выучить. Если приучиться с детства говорить на разных языках, легче удастся овладевать новыми языками.

Обучение дошкольников татарскому языку становится особенно актуальной проблемой в Республике Татарстан в связи с принятием «Закона о двуязычии» и целенаправленной, углублённой подготовкой детей к школе. Согласно Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками.

Некоторые родители боятся, что два языка – слишком большая нагрузка на ребенка. Однако исследования ученых показывают, что это не так. Так как это можно делать весело: в игре, со стихами, песнями, театрализациями.

В нашем учреждении русскоязычные дети со средней группы начинают изучать второй язык – татарский. Обучение второму языку проводится с использованием УМК - учебно-методических комплектов.

Язык и то, что через него усваивается, чрезвычайно важны для любого человека. Родители, бабушки и дедушки, должны вместе с воспитателями помогать детям осваивать новый язык, создавая искусственную языковую среду вокруг ребёнка. Делать это непринуждённо, используя игровые приёмы, включая любимые виды деятельности детей, такие, как музыкальная, художественная.

Задачи: Создание системы коррекционных занятий и индивидуальной работы для дошкольников с использованием приёмов и методов коммуникативных игр.

Информационно – аналитический этап работы над темой самообразования:

1.Теоритеческий этап.

При изучении темы по обогащению словаря через различные виды деятельности при обучении татарскому языку дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни я опиралась на следующие источники:

1. Зарипова З.М. «Татарча сойләшәбез»- «Говорим по-татарски» с детьми

( 4-7 лет).

2.Хәзрәтова Ф.В.«Туган телдә сөйләшәбез» с детьми (2-7лет).

2. Ибрагимова З.Г. “Әйлән бәйлән”.

3. Низамиева А.Т. “500 сүз .Сүзләр дөньясы.”

2.Практический этап.

-Изучение опыта педагогов.

-Создание предметно-развивающей средыв группах и  в кабинете татарского языка .

-Использование методики на занятиях ,в свободной деятельности,в игре,в индивидуальной работе с детьми.

-Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

-Работа с родителями:консультации,собрания,мероприятия и т.д.

-Выставки и конкурсы детских и совместных работ.

Работа с детьми. 

Одна из важнейших форм обучения татарскому языку — игра.  Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Игра является ведущим видом деятельности  детей  дошкольного возраста. Она также является и методом  обучения татарскому языку. Во время игры дети, сами того не замечая, усваивают определенную лексику, овладевают языковыми умениями, речевыми навыками и таким образом у детей развиваются основы коммуникативной компетенции. Они обучаются правильному произношению слов, построению связного высказывания, закрепляют и активизируют татарскую лексику.

        В начале учебного года подготовила комплекты с наглядно-демонстрационным и раздаточным материалом для каждой возрастной группы по проектам. Ламинировала пособия по темам. Подготовила картотеку музыкальных и словесных игр для занятий по татарскому языку по проекту «Татарча сойләшәбез»- «Говорим по-татарски» З.М.Зарипова, Р.Г.Кидрячева.

Большую помощь в работе по обучению детей по татарскому языку оказывают книги: это сказки, рассказы, загадки. Детям нравятся рассказы, стихи, сказки в которых идёт интересный разговор о народах Поволжья, о национальных костюмах и украшениях татарского народа, о татарской народной кухне, о животных, о природе родного края, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми рассматривали энциклопедии и смотрели познавательные мультфильмы и презентации, после просмотра обсуждали, пересказывали сюжет. Подготовила  альбомы для работы с детьми  по сказкам Г.Тукая.

В течение учебного года с детьми разучивали стихи и слова песен к празднику “Осень золотая”,“День матери”,“Новый год”, «Поэт-герой Муса Джалиль»,“8 марта”, “Сказки Тукая”, “Выпускной бал”. Провела системную работу с детьми по ознакомлению с биографией и творчеством великих татарских писателей (А.Алиша, М.Джалиля, Г.Тукая).А также провела совместно с музыкальными руководителями развлечения  с детьми по произведениям М.Джалиля и  Г.Тукая. Мною были составлены конспекты занятий по обогащению словаря через различные виды деятельности при обучении татарскому языку и сценария праздников и развлечений с детьми на татарском языке.

Проводила с детьми с 4-7 лет диагностику в начале и в конце учебного года по проектам «Минем өем», «Уйный - уйный үсәбез» ,«Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар»). Автор :Зарипова З.М. «Татарча сойләшәбез»- «Говорим по-татарски» с детьми ( 4-7 лет).

Работа с родителями.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я подготовила консультации на темы: « Для чего нужна пальчиковая гимнастика», «Домашний кукольный театр», «Как самостоятельно создать кукольный театр для ребенка», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка». Картотека дидактических, сюжетно-ролевых игр (для родителей  и педагогов). Родители приняли активное участие в конкурсах: «Мин-татар баласы», «Кунелем сэйлэннэре», «Мин-Тукай варисы»,  где вместе с детьми разучивали стихи и развивали речь. В родительских уголках обновила папки- передвижки по темам:

«Гаиләбездә татар теле», «Традиции и народные праздники», «Учимся играя» старшая группа. Мною были подготовлены выставки детских рисунков по произведениям М.Джалиля и Г.Тукая. А также выставки с книгами писателей и поэтов.

Работа с педагогами:

        Подготовила материал и провела консультацию для педагогов на тему: «Эффективные формы и методы обучения детей языкам». Подготовила выступление на педагогическом совете №2 «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения» на тему: «Использование УМК при проведении игр в ДОУ». Показала мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Татарская сказка, как средство развития речи детей дошкольного возраста» в рамках семинара-практикума для музыкальных руководителей, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений  Высокогорского муниципального района по теме: «Коррекционно-развивающие нейропсихологические практики, направленные на развитие и коррекцию речевых трудностей у детей дошкольного возраста»,  на базе МБДОУ «Высокогорский детский сад «Шаян» комбинированного вида Высокогорского муниципального района РТ».        Показала        мастер- класс для воспитателей  ДОУ на тему: «Мәктәпкәчә яшьтәге балаларны рухи-әхлакый тәрбияләү процессында гаилә кыйммәтләрен формалаштыру» в рамках семинара –практикума для воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образовательных учреждений Высокогорского муниципального района  по теме: “Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, семейным, традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного воспитания”, на базе МБДОУ «Бирюлинский  детский сад «Белочка» Высокогорского муниципального района РТ».

 Подобрали  репертуар песен на татарском языке к праздникам с музыкальными руководителями и воспитателями возрастных групп.

        Результаты деятельности были тщательно проанализированы сделаны выводы о том,что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

        С учётом проблем и успехов намечены следующие задачи на 2024-2025 учебный год.

Задачи: Повышение своего профессионального мастерства, опыта и практики, систематизирование работы по развитию речи при обучении дошкольников татарскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2023- 2024 учебный год

                           Тема: «Инновационные формы работы по укреплению детско-родительских отношений через о...

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год.

Организация в дошкольных образовательных учреждениях физкультурноспортивных кружков – одно из перспективных направлений работы по формированию здорового образа жизни, привлечению детей к система...

План работы по самообразованию на 2023-2024 учебный год по теме: «Использование инновационной технологии ковролинография – «говорящая стена» для речевой активности детей»

Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения современных технологий в развитие речевой активности детей. Создать условия для развития речи детей  посредством внедрения...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год по теме:«Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой н...

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год. Тема: «Развитие нетрадиционной техники рисования с детьми в первой младшей группе».

- формировать у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материала...

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год

Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».Цель: изучить материал по формированию математических представлений в игровой форме, внед...

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный год

План работы по самообразованию на 2023 – 2024 учебный годТема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Цель: изучить материал по ф...