Кейс – технология «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста».
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Полное наименование практики- Кейс – технология «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста».
Авторы составители: Гладких Мария Николаевна, воспитатель.
Целевая аудитория: воспитанники ДОУ, родители.
Цели: Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре
родного города, посредством создания условий для осознания
принадлежности к своей малой Родине, к историческому и культурному
наследию г. Оренбурга.
Представленная практика разрабатывалась в рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Задачи:
1. Дать знания детям о родном городе, его история, символике, достопримечательностях.
2. Формировать представления дошкольников о профессии экскурсовод через «погружение» в реальные практические ситуации.
3. Развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь, кругозор;
4.Воспитание любви к малой Родине, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.
Предполагаемый результат:
- Воспитать маленького гражданина своего города;
- Прививать желание посещать достопримечательности Оренбурга, получая моральное, эстетическое удовлетворение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_2.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное
учреждение «Детский сад № 161»
Кейс – технология
«Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических
чувств детей дошкольного возраста».
Оренбург 2024г.
Полное наименование практики- Кейс – технология «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста».
Авторы составители: Гладких Мария Николаевна, воспитатель.
Целевая аудитория: воспитанники ДОУ, родители.
Цели: Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре
родного города, посредством создания условий для осознания
принадлежности к своей малой Родине, к историческому и культурному
наследию г. Оренбурга.
Представленная практика разрабатывалась в рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».
Задачи:
1. Дать знания детям о родном городе, его история, символике, достопримечательностях.
2. Формировать представления дошкольников о профессии экскурсовод через «погружение» в реальные практические ситуации.
3. Развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь, кругозор;
4.Воспитание любви к малой Родине, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.
Предполагаемый результат:
- Воспитать маленького гражданина своего города;
- Прививать желание посещать достопримечательности Оренбурга, получая моральное, эстетическое удовлетворение.
Описание: при работе по кейс – технологии «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста» применялись: рассматривание иллюстраций и фотографий, беседы, просмотр видеофайлов, дидактические игры, прослушивание аудиозаписей, экскурсии.
Для внедрения кейс-технологии в ДОУ необходимо соответствие кейса требованиям образовательных стандартов и интересам детей.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
1. Соответствовать чётко поставленной цели.
2. Иметь соответствующий уровень трудности.
3. Быть актуальным.
4. Иллюстрировать типичные ситуации.
5. Развивать аналитическое мышление.
Уникальность данной практики состоит:
- в выявлении актуальных интересов и мотивов детей;
- в возможности создания естественной ситуации общения и практического взаимодействия детей и взрослых;
- ранней профориентации дошкольников;
- обеспечении гибкости образовательного процесса.
Активными участниками (заинтересованные лица) кейс- технологий являются дети, педагоги, родители.
Для успешного применения кейс- технологии «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста» необходимы следующие ресурсы:
- предметно- развивающая среда, центры патриотического воспитания в группах;
- взаимодействие с социумом (консультации, викторины, совместный досуг).
Ключевым ресурсом является создание условий для формирования патриотических чувств дошкольников через обращение к историческому прошлому и культурному наследию города Оренбурга.
Работа по кейс-технологии предполагает два этапа: подготовительный и этап проведения. Первый этап – это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, определяются вопросы, на которые надо будет дать ответ. Затем педагогу требуется спланировать деятельность и распределить участников по группам. В основе кейс-метода лежит принцип командной работы. Второй этап – работа с кейсом и его решение в следующем порядке:
- знакомство с ситуацией, её особенностями;
- выделение основной проблемы;
- выдвижение гипотетических ответов на проблемный вопрос;
- решение кейса-предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на механизмы решения;
- рефлексия хода решения кейса.
В процессе освоения кейс-технологий дети научатся получать необходимую информацию в общении, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии, принимать помощь.
Контактные лица: заместитель заведующего по воспитательно- методической работе Шитова Инна Александровна, телефон 63-37-06, семейный клуб «Дошколенок».
Приложение.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным городом: с историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями
формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать
патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о
родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь.
Для ознакомления детей с культурой родного города в ДОУ используют следующие методы и формы работы:
- Беседы о родном городе, стране, её истории.
- Показ иллюстраций, фильмов, слайдов.
- Прослушивание аудиозаписей.
- Ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством.
- Организация тематических выставок.
- Участие в общественных и народных календарных праздниках.
- Участие детей в посильном общественно-полезном труде.
- Экскурсии и целевые прогулки.
Экскурсия, как одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду, является самым увлекательным мероприятием, которое с радостью воспринимается детьми. Основное значение экскурсии в том, что она обеспечивает формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.
Реагируя на все изменения социальных условий и требований общества, педагогика создает новые подходы к осуществлению образовательного процесса. При выборе новых концепций педагоги в первую очередь обращают внимание на их эффективность. Принято считать, что технологические процессы (в том числе и педагогический процесс, построенный по технологическим принципам) должно быть высоко эффективным. Одной из актуальных технологий на сегодняшний день является использование Кейс-технологий в дошкольном образовании, что позволяет на практике реализовать компетентностный подход.
Кейс – технология «Экскурсоведение как средство развития нравственно- патриотических чувств детей дошкольного возраста».
- Тема «Что такое экскурсия и кто ее проводит?»
Кейс-Проигрование ролей- это когда кто - то берет на себя какую - то роль и проигрывает её.
- Несколько ребят из группы рассказали, что они отдыхали летом в других городах России и узнали много интересного об этих городах на экскурсиях. У второй подгруппы воспитанников возник вопрос «Что такое экскурсия?» и «Кто проводит экскурсию?»
Первая подгруппа детей по очереди выступила с увлекательными рассказами о тех местах, где они побывали летом с родителями. Вторая подгруппа выступила в роли экскурсантов и внимательно слушала выступления «юных экскурсоводов».
Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.
Сюжетно -ролевая игра была дополнена рассказом воспитателя о том, что такое экскурсия, кто такой «Экскурсовод», «Экскурсант», «Экспонат», дидактической игрой «Топни-хлопни» (По правилам дети хлопают , если педагог назвал слово, связанное с профессией экскурсовода, и топают , если слово не связанно с данной профессией).
Также ребята «попробовали» себя в роли экскурсоводов, что является практическим методом в ранней профориентации детей дошкольного возраста.
- Тема «Символика и достопримечательности города Оренбурга».
Первый блок- рассмотрим пример кейс – фото:
- перед вами фотография, рассмотрите её. Послушайте ситуацию: мальчик Саша по телевизору в одной из познавательно-интеллектуальных программ увидел карту России, на которой были расставлены флажки с разным изображением.
Ребятам необходимо сформулировать проблему из данной фотографии: Саша не может понять почему флаги на карте одного государства отличаются друг от друга. Почему у мальчика возник такой вопрос? Он не знает, что территория России разделена на субъекты (области) каждый из которых имеет свою символику (герб, флаг, гимн). Дети предлагают варианты выхода из сложившейся проблемной ситуации:
- Знакомство с символикой города Оренбурга (Д/игра «Сложи флаг из фрагментов, Д/игра «Узнай флаг города Оренбурга», «Собери герб родного города, «Опиши, что изображено на гербе города Оренбурга», прослушивание гимна города Оренбурга.
Второй блок кейс- проигрование ролей. Детям предложено отправиться на виртуальную экскурсию по родному городу Оренбургу. Несколько детей принимают роль экскурсоводов по достопримечательностям города Оренбурга, оставшаяся подгруппа детей выступает в роли туристов. Дети в роли экскурсоводов рассказывают с показом фотографий и макетов об основных достопримечательностях города.
- Пешеходный мост через реку Урал. Почему он называется «белым» и сравнивают его с парящей над водой птицей.
- Памятник Валерию Чкалову. Кто такой Валерий Чкалов? Что он делал в Оренбурге? Город Оренбург носил название Чкалов.
- Национальная деревня. Почему так называется? Культура каких народов, населяющих Оренбургский край, представлена в Национальной деревне.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л. Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба.
- Тема «Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»
Задачи:
- пополнить словарный запас детей словосочетанием «книжная выставка»;
- уточнять и обогащать знания детей о литературном жанре – народных сказок;
- учить узнавать сказку по иллюстрациям;
- дать представление о многообразии оформления книг;
- развивать устную речь, приобщать к совместному участию детей в мероприятиях, проводимых в детском саду, группе;
- расширять кругозор;
- формировать интерес и потребность в чтении книг, рассматривании иллюстраций;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру обращения с книгой.
Кейс- проигрование ролей. Воспитатель показывает книгу. Задает вопрос какие книги любят читать дети?
Дети: стихи, сказки, рассказы.
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на книжную выставку русских народных сказок.
Дети проходят к выставке, на которой представлены книги с русскими народными сказками. Каждая сказка в 2-3 экземплярах, книги разной величины, на обложках картинки разных художников: «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Заячья избушка», «Три медведя».
Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть обложки книг и узнать, герои какой сказки изображены на обложке книги.
Дети поочередно подходят к книгам и называют ту сказку, которую они узнали по иллюстрации. Воспитатель обращает внимание детей на то, что сказка «Колобок» находится в двух книгах. Привлекает внимание детей, что они различные. Просит детей найти эти отличия?
Дети отмечают, что одна и та же сказка может находится и в большой, и в маленькой книге, у них могут быть разные картинки, потому что их нарисовали разные художники. Но все равно по картинкам можно узнать, что сказки одинаковые.
Воспитатель приглашает детей с помощью «волшебных слов» посетить мир сказок. В сказочном путешествии ребята принимают участие в драматизации сказки «Теремок», проводят пальчиковую игру «Любимые сказки».
В завершении, все возвращаются на книжную выставку, экскурсия подходит к концу, и ребята берут с книжной полки понравившиеся книги.
В заключении, хочу отметить, что представленная кейс- технология разрабатывалась и применялась в работе с детьми на протяжении учебного 2023-2024 года. Первые две темы разрабатывались для детей старшего дошкольного возраста. Тема, посвященная русским народным сказкам, ориентирована на детей среднего дошкольного возраста.
Сложность возникала при разработке кейсов, так как этот процесс требует от педагога эрудиции, мастерства и времени для подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми обучающиеся должны овладеть.
Уникальность данного метода состоит в том, что дошкольники учатся лучше работать с информацией, отстаивать свою точку зрения, работать в команде, развивается способность находить решение из представленной проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Мини-музей - средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Мини-музей: "Главная улица Росии - река Волга" создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной....
консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Презентация на тему: "Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"
Актуальность духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим,...