Самообразование
материал
Самообразование воспитателя в ДОУ — это самостоятельная познавательная деятельность, направленная на расширение общепедагогических и психологических знаний, углубление знаний по разным методикам, повышение общекультурного уровня педагога и овладение достижениями педагогической науки и передовой педагогической практикой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.1 КБ | |
| 20.04 КБ | |
| 20.81 КБ | |
| 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 21»
Отчет по теме самообразования
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Борисова Галина Николаевна
Воспитателя старшей группы
г.Урай
2020-2021г.
Тема:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Целью моей работы по самообразованию было:Воспитание гармонично развитой личности ребенка.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;
3. Расширять знания детей о малых жанрах фольклора;
4. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;
5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;
6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу -1. Литература: 1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. 2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с. 3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008. 4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с. 5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с. 6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений
Были проведены следующие мероприятия:
Беседы с детьми:
«О культуре и быте русского народа.»;
«Значении старинных слов, их происхождении.»;
«Традиции русского народа – народные и государственные праздники России»
Работа с родителями:
Анкетирование на тему: «Русские традиции в нашей семье»
Оформление стенда «ИСТОКИ».
Консультация:«Играйте с детьми в народные подвижные
игры»
В работе использовала следующие методы:
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);
-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть);
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).
- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.
Итоги работы над выбранной темы по самообразованию:
Проанализировав результаты своего самообразования, я пришла к выводу, что год работы над темой«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ,не прошла даром, у детей сформировалось правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформировалось чувство национального достоинства.
Хочется сказать о тех трудностях, с которыми я столкнулась. Мне было тяжело переключить детей с компьютерных игр на игры народные, но это удалось. Дети сталкиваются с большим количеством незнакомых слов, которые ушли из нашего современного языка.
Но несмотря на это, и мне и детям очень интересно погрузиться в мир прошлого, быт наших предков, в их традиции и обычаи. Я ещё раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Глядя на детей, я уверена, что как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью. Я буду продолжать искать новые пути и решения в приобщении детей к истокам русской народной культуры
В течении учебного года:
была создана картотека народных и фольклорных игр.
Создали альбомы: «Достопримечательности нашего города», « Природа нашего края», «Куклы-закрутки», «Русская изба».
Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Провела консультации для родителей по данной теме.
Оформила папки-передвижки в родительский уголок.
Прослушала вебинар по данной теме.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 21»
Тема самообразования
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Борисовой Галины Николаевны
Воспитателя старшей группы
Актуальность темы: Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Цель:
Воспитание гармонично развитой личности ребенка.
Задачи:
1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;
3. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;
5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;
6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;
7.повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы
Ожидаемый результат:
Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Этапы работы
1 этап – подготовительный | |
Содержание | Срок выполнения |
Изучение методической литературы и изданий: | |
Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. | Сентябрь - май |
Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с. | Сентябрь -май |
Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008 | Сентябрь -май |
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с. | Сентябрь -май |
Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с. | Сентябрь -май |
Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с. | Сентябрь -май |
. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. | Сентябрь -май |
Изучение материала | |
Проработать программу «Социокультурные истоки» в соответствии со своей возрастной группой детей; | Октябрь |
Продумать и реализовать план организации развивающей предметно – пространственной среды группы по данной теме. | Октябрь |
2 этап – Практический | |
Составление перспективного планирования работы с детьми по теме самообразования | сентябрь |
Создание предметно-пространственной среды | Ноябрь – декабрь |
Изучение опыта работы педагогов на сайтах педагогических сообществ. | На протяжении всего периода |
Работа с детьми | |
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. | На протяжении всего периода |
Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь; | На протяжении всего периода |
Участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах | На протяжении всего периода |
Работа с родителями | |
Оформить стенд для родителей «Социокультурные истоки» | Январь |
Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». | Март |
Создание альбома "Достопримечательности родного города" | Апрель -май |
Анкетирование родителей «Народные традиции в семье» | Апрель -май |
Создать копилку методических разработок (сценария праздника, досугов) по теме самообразования. | Январь- май |
Взаимодействие с педагогами ДОУ | |
Мастер-класс для педагогов «Народные игрушки»; | Апрель |
Памятка педагогу «Социокультурные истоки» | Апрель-май |
3 этап – Обобщающий | |
Участие в вебенаре. | Май |
Отчет о проделанной работе, самоанализ | Май |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 21»
Тема самообразования
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Борисовой Галины Николаевны
Воспитателя подготовительной группы
г.Урай
2022-2023г.
Актуальность темы: Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Цель:
Воспитание гармонично развитой личности ребенка.
Задачи:
1. Формировать у воспитанников первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве;
2. Приобщать детей к народному творчеству, увлекая народными сюжетами;
3. Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь;
5. Совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки в процессе знакомства с произведениями народного творчества;
6. Воспитывать у детей любовь к своей семье, Родине, уважение к культуре и традициям русского народа, чуткое отношение к окружающей действительности, народному слову;
7.повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы
Ожидаемый результат:
Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Этапы работы
1 этап – подготовительный | |
Содержание | Срок выполнения |
Изучение методической литературы и изданий: | |
Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001. | Сентябрь - май |
Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с. | Сентябрь -май |
Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008 | Сентябрь -май |
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с. | Сентябрь -май |
Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с. | Сентябрь -май |
Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 157с. | Сентябрь -май |
. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006. | Сентябрь -май |
Изучение материала | |
Проработать программу «Социокультурные истоки» в соответствии со своей возрастной группой детей; | Октябрь |
Продумать и реализовать план организации развивающей предметно – пространственной среды группы по данной теме. | Октябрь |
2 этап – Практический | |
Составление перспективного планирования работы с детьми по теме самообразования | сентябрь |
Создание предметно-пространственной среды | Ноябрь – декабрь |
Изучение опыта работы педагогов на сайтах педагогических сообществ. | На протяжении всего периода |
Работа с детьми | |
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. | На протяжении всего периода |
Развивать у дошкольников любознательность, познавательный интерес, двигательную активность, выразительную речь; | На протяжении всего периода |
Участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах | На протяжении всего периода |
Работа с родителями | |
Оформить стенд для родителей «Социокультурные истоки» | Сентябрь-октябрь |
Проведение развлечения с активным участием родителей «День матери» | Ноябрь |
Выступление на родительском собрании: «Практические методы и приёмы духовно-нравственного воспитания детей». | Ноябрь |
Консультация для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». | декабрь |
Создание альбома Достопримечательности нашего города. | январь |
Знакомство с народными обрядами «Праздник рождественская елка» | январь |
Составление герба своей семьи. | февраль |
Мастер-класс роспись пасхальных яиц | март |
Создание альбома "Достопримечательности родного города" | Апрель -май |
Анкетирование родителей «Народные традиции в семье» | Апрель -май |
Экскурсия с детьми по достопримечательностям города | Май |
Создать копилку методических разработок (сценария праздника, досугов) по теме самообразования. | Январь- май |
Взаимодействие с педагогами ДОУ | |
Мастер-класс для педагогов «Народные игрушки»; | Апрель |
Памятка педагогу «Социокультурные истоки» | Апрель-май |
3 этап – Обобщающий | |
Участие в вебенаре. | Май |
Отчет о проделанной работе, самоанализ | Май |
Предварительный просмотр:
Отчёт
по самообразованию на тему:
«Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».
Воспитатель:
Борисова Г.Н.
«Развитие мелкой моторики по средствам пальчиковых игр».
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры как средство развитии речи детей раннего возраста”.
На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.
Изучая данную тему, проводила работу с родителями:
- Индивидуальные беседы:
- Советовала родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как: пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
- Рекомендовала родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
- Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» «Пальчиковая гимнастика»
- Составление памяток для родителей:
а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников»
б) «Развитие мелкой моторики рук»
Основная работа заключалась в работе с детьми:
В начале года был составлен перспективный план пальчиковых игр.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я проводила во время физкультминуток, в свободное время утром и после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей работе я использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.
Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.
Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей.
Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.
К концугода можно сказать, что пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание. Я считаю, что с поставленными задачами и целями справилась, в перспективе буду совершенствоваться, идти в ногу со временем, делать свою работу более интересной и полезной для воспитания будущего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
