«Помните! Через века, через года, помните!»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Дети знакомятся с условиями выживания в блокадном Ленинграде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Помните! Через века, через года, помните!»
Цель:создание социальной ситуации развития в процессе знакомства с предметами времен блокады Ленинграда.
Задачи:
- Создать условия для знакомства с понятием «блокада»;
- Создать условия для развития познавательного интереса;
- Создать условия для стимулирования речевой активности и развития просодических компонентов речи;
- Воспитывать чувство сострадания, гордости за подвиг наших солдат и мирных людей в годы войны.
Предполагаемые результаты: у детей будут сформированы представления о новых понятиях (блокада, коптилка, буржуйка), будет совершенствоваться умение сопереживать, будет расти и укрепляться чувство гордости за нашу страну, за героев, мирных людей, переживших блокаду, будет продолжать формироваться бережное отношение к продуктам питания.
Методы и приемы: наглядные (просмотр презентации, фильма, предметов блокадного Ленинграда), словесные (вопросы, обсуждение).
Предварительная работа: беседа о празднике 9 Мая, оформление уголка Победы в группе.
Программное обеспечение: презентация «Блокада в предметах», фильм «Дорога жизни»
Оборудование и ТСО: санки, печь-буржуйка, вода, письмо-треугольник, коптилка, кусочки кожаного ремня, кусочек хлеба, крупа, хлебные карточки, телевизор, ноутбук.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, динамическая пауза «Оловянные солдатики».
Этапы непосредственной организационной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Условия социальной ситуации развития, психолого-педагогические условия |
Вводная часть (организационный и мотивационный момент) | В группе находятся предметы: печь-буржуйка, санки, коптилка самодельная, хлебные карточки, кусочек хлеба 125 гр., крупа 200 гр., письмо-треугольник, вода с примесью песка | Педагог приглашает детей пройти в группу и рассмотреть предмет. Задает вопросы: - Что это за предметы? -Как вы думаете, кому они могли принадлежать? - Есть ли странные и непонятные вещи? -В чем их странность? Педагог поясняет, что все эти вещи помогли выжить людям во время блокады Ленинграда. | Дети входят в группу, рассматривают предметы. Вступают в диалог с педагогом. Высказывают свои предположения на поставленные вопросы. | Условия развития познавательного интереса, выражение собственных мыслей. |
Основная часть | Карта периода ВОВ, где выделен блокадный Ленинград. Печь-буржуйка Презентация «Блокада в предметах» Санки Презентация «Блокада в предметах» Коптилка Презентация «Блокада в предметах» Вода Хлебные карточки, хлеб, крупа, кусочки кожи от ремня. Презентация «Блокада в предметах» Письмо – треугольник Презентация «Блокада в Предметах» Гимнастика для глаз Физкультминутка Видеофильм «Дорога жизни» | Педагог обращает внимание детей на карту и поясняет, что значит «блокада», о каком городе идет речь, как Ленинград называется сегодня. «Ребята, 8 сентября 1941 года город Ленинград, сегодня он называется Санкт-Петербург, был взят немцами в кольцо, то есть, окружен. В город нельзя было ни въехать, ни выехать. Это называется «блокада». В таких условия люди вынуждены были жить 872 дня. Это почти три года. Я предлагаю, вам познакомиться с теми предметами и вещами, которые помогали выживать в сложных условиях» Педагог обращает внимание детей на печь-буржуйку. «Ребята, что это? Правильно, это печка. Педагог показывает фотографии Ленинграда в блокаду (используя презентацию). Сопровождая показ рассказом. «В страшные блокадные зимы печки-буржуйки были и спасением, и гибелью для ленинградцев. В домах не было ни электричества, ни газа, ни отопления. Металлические печки становились единственным источником тепла. Ленинград тогда казался черно-белым: белый снег и черные стены ленинградских домов, исчерканные полосами дыма, тянувшимися из окон, где почти повсюду торчали выведенные через форточки трубы печей. Буржуйка была местом притяжения изможденных холодом и голодом людей. У нее собирались вечерами все домашние, на ней варили похлебку, топили снег, жарили лепешки, сушили хлеб на сухари. Медики призывали ленинградцев обжаривать хлеб на буржуйке - это убивало микробы, попадавшие с грязных рук, делало полужидкую хлебную массу более приятной на вкус, помогало, как можно дольше растянуть удовольствие. Приготовление пищи на такой печке было само по себе проблемой: поднявшийся ветер гнал дым обратно в комнату, вызывая у людей удушливый кашель и слезы. От этого лица ленинградцев становились почерневшие, "закопченные". С отоплением буржуйка тоже справлялась плохо - во время топки едва удавалось добиться плюсовой температуры в помещении, люди месяцами спали не раздеваясь. И все же огонь в буржуйке означал жизнь». «Ребята, для чего вам нужны санки?» Педагог обращается к презентации. «В холодные месяцы в блокадном Ленинграде санки стали основным транспортным средством: трамваи и троллейбусы в городе стояли из-за дефицита электроэнергии. На санках перевозили вещи, на них везли людей в больницы, их использовали для перевозки погибших. На них возили емкости с водой. Эвакуировали жителей, возили продовольствие с «Большой земли». «Как вы думаете, что это за предмет и для чего его использовали жители Ленинграда?» В домах было запрещено пользоваться электроприборами, в декабре суточная выработка электроэнергии сократилась в семь раз. Позже жилые дома вообще были исключены из списка объектов, куда подается свет. Осветить свои жилища блокадники пытались при помощи коптилок. Коптилки делались из любых маленьких баночек, наливали керосин и зажигали фитиль — она коптит. В коптилку кроме керосина, который был дефицитом, наливалась и любая другая жидкость, способная гореть, например средство для очистки деревянных полированных предметов, «паровое масло». По карточкам керосин появился весной 1942 года, всего до литра в месяц.» «Как вы думаете, почему этот предмет называли коптилкой?»«Коптилки загрязняли комнаты, копоть появлялась на стенах, потолках и полу. К этому еще прибавлялся неприятный запах.
Педагог обращает внимание детей на воду. «Ребята, как могли использовать такую воду жители блокадного Ленинграда?» «Водоснабжения в Ленинграде прекратилось вскоре после окружения города немцами. Немцы вели обстрелы по водяным станциям, и многие сооружения, которые снабжали чистой водой ленинградцев, просто были разрушены. Воду брали в реке Неве. Возили ее в больших и маленьких емкостях на санях зимой. Топили снег. Понятно, что вода была не чистой, и часто имела неприятный запах. Но без воды жить было нельзя. Поэтому эту воду и пили, и готовили еду, и стирали, и умывались тоже ей. «Что же ели люди?» Это хлебные карточки. Карточка в блокадном Ленинграде — главный документ, который давал право купить продукты по государственным ценам. На листе бумаги с отпечатанными талонами было указано, сколько граммов и каких продуктов можно по ним получить. Продуктовые нормативы для гражданского населения были еще ниже: в зависимости от возраста и деятельности – 125-200 г. Помимо хлеба, людям давали 10 г сахара и 200 г крупы в месяц. Помимо продуктов, раздаваемых по продовольственным карточкам, блокадникам старались помочь и другими способами. Например, в город направляли баржи с картофелем, но фашисты их топили. Картошку вылавливали и раздавали по учреждениям из расчета 100 г на человека. Этот картофель черно-бурого цвета люди растирали до получения однообразной массы и выпекали из нее лепешки на раскаленных сковородках, а то и просто на железе. Поскольку в выловленной из воды картошке содержались мелкие камешки и песок, есть лепешки рекомендовалось не разжевывая, иначе можно было сломать зубы. Очень популярное блюдо - мучной клей, на котором были поклеены обои в доме. Его отскребали от стен и бумаги, затем варили чтобы получить хоть немного питательную воду(суп). Подобным образом варили строительный клей, добавляя специи. Голодные люди обжигали кожаные куртки, ремни и сапоги, чтобы убрать запах дёгтя. А затем варили что-то похожее на студень. Люди ели траву и ботву. Варили супы и похлебки. Конечно, нам с вами сейчас очень трудно представить, как это все можно было есть. Но был страшный голод, и все эти, так называемые «продукты» спасли не одну жизнь. «Ребята, как вы думаете, что еще помогало выжить людям того времени?» Почти у всех мирных жителей близкие были на фронте, защищали нашу Родину. и знать, живы они или нет, было очень важно. Надежда на встречу с ними придавала сил. Люди писали письма и ждали ответов от своих родных и близких. Письма складывали треугольником и обозначали адрес прямо на нём, чтобы не использовать дефицитные конверты. Чтобы попасть по нужному адресу в блокадный город, письмо сначала должно было преодолеть переправу по Дороге жизни, не потеряться в отделении почты среди множества других писем и дойти до адресата невероятными усилиями почтальонов, которые разносили почту пешком в любую погоду. Письмо-треугольник – символ блокадного Ленинграда, жители которого так нуждались в редких письмах от родных людей. «Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза) «Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) «Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) «Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами) «Глазкам стало хорошо» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) «Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) Оловянный солдатик стойкий, На одной ноге постой-ка. На одной ноге постой-ка, Да смотри — не упади! А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. «Ребята, если город был окружен, как тогда люди отправляли письма, получали продовольствие, оправляли военную помощь на фронт?» Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм, в котором рассказывается об этом. Обсуждение фильма с детьми. | Дети знакомятся с картой. Ответы детей (печка для дачи, печка для сжигания мусора) Дети отвечают (кататься с горки, катать друг друга) Дети высказывают свои предположения (хранение мелких предметов, денег, использовали как тайник) Дети высказывают свои предположения Дети высказывают свои предположения (мыть посуду, мыть руки и т.д.) Дети высказывают свои предположения Ответы детей. Дети выполняют гимнастику Дети высказывают свои предположения Просмотр фильма «Дорога жизни» | Условия для познавательного развития. Условия для речевого развития. Условия для развития эмпатии Условия для профилактики физического переутомления |
Итоги | Дети переходят в уголок «День Победы» | «Ребята, ветеранов Великой Отечественной Войны остается совсем мало. Кто выжил в блокаду, еще меньше. В основном это те люди, которым на момент ВОВ было столько лет, сколько вам сейчас. А как вам кажется, какой для них сейчас самый главный подарок к 9 мая? Совершенно верно, для них главное мир на земле, внимание и забота близких, а еще, что бы мы помнили. Помнили о их подвиге, помнили о том, как доставалась им победа, сколько погибло людей, что бы мы с вами могли жить без войны. Как мы можем сказать им, что мы помним и гордимся ими? Дети читают стихотворение «Давайте вспомним о блокаде» М.А. Киселева. | Рассуждения детей (цветы, салют, внимание близких) Предложения детей Отправить видео поздравление для всех ветеранов. Дети читают стихи, педагог записывает на видео. | Условия для стимулирования речевой активности. Условия для развития просодических компонентов речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Помните! Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»
занятие посвещено 70-летию освобождения Заполярья....

«Помните! Через века, через года – помните! О тех кто уже не придёт никогда, - помните!» (совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне)
Данное мероприятие способствует знакомству детей с историческим прошлым нашей страны....

Совместное мероприятие с родителями посвящённое 70 летию Победы в Великой Отечественной войне в подготовительной к школе группе детей с ФФНР «Помните! Через века, через года – помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!»
Знакомить детей с историческим прошлым нашей страны, для формирования социально –активной личности гражданина и патриота через совместную социально – полезную деятельность родителей, детей и педагогов...

Сценарий "Помните! Через века, через года. Помните!"
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой годовщине празднования Дня Победы. Участники - дети старшей, подготовительной групп....

Проект «Помните! Через века, через года помните…»
Вот уж 70 лет прошло, как закончилась самая страшная в истории человечества война - Великая Отечественная. Сколько жизней она унесла ! Каким трудом досталась Победа! Какие бы...

Проект «Помните! Через века, через года, - помните!»
Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей семьи и страны (привить детям любовь и уважение к истории своей семьи и страны)....
Проект «Помните! Через века, через года, - помните!»
2020 год – юбилейный. Это год 75-ой годовщина со Дня Победы советского народа в ВОВ 1941-1945гг.Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты. Современным детям все...
