Сотрудничество детского сада, семьи и школы: анализ опыта взаимодействия.
статья (подготовительная группа)
Анализ опыта работы по взаимодействию детского сада, семьи и школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество детского сада, семьи и школы: анализ опыта взаимодействия.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада, семьи и начальной школы.
В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Каждый педагог заинтересован в том, чтобы и родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен.
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей, являются мать и отец». В.А. Сухомлинский.
Итак, взаимодействие детского сада, семьи и школы – это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания и образования детей.
Наш детский сад уже долгие годы сотрудничает с педагогами средней школы №1.
Сотрудничество детского сада, семьи и школы решаем через следующие виды работ:
- Совместные педсоветы. На педсовете определили общие цели и задачи образования, его приоритеты.
- Составление плана сотрудничества. С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада воспитатели совместно с учителями, разрабатали план сотрудничества, к выполнению которого привлекались не только педагоги, но и родители.
- Знакомство с программами обучения и воспитания. Педагоги познакомились с программами детского сада и школы, разработали единые психологические, дидактические и методические принципы обучения, развития и воспитания детей.
- Взаимимопосещение уроков и занятий. Для построения целостного образовательного пространства на этапе перехода из МБДОУ д/сада в МБОУ СОШ № 1 организовали взаимное посещение воспитателями детских садов уроков, а учителями начальной школы занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций.
5. Анкетирование родителей. Вначале учебного года провели анкетирование родителей («Мой ребёнок будущий первоклассник», «Мое мнение о школьной жизни ребенка», «В чем причина трудностей первоклассника»).
6. Проведение бесед и консультаций по подготовке детей к школе («Адаптация к школе», «На пороге школы», «Скоро в школу», «Как развивать самостоятельность ребенка»).
7. Настенная и настольная тематическая информация для родителей будущих первоклассников обновлялась ежемесячно. ( «Учите вместе с нами», «Портрет выпускника детского сада», «Ваш ребёнок скоро станет школьником», «Правила дорожного движения для первоклассника» и т.д.) Свою информацию для родителей размещали и педагог – психолог, и учитель – логопед. Также наш логопед Оксана Алексеевна приглашала родителей на консультации, где показывала правильность выполнения тех или иных упражнений, чтобы они могли помочь своиму ребёнку при выполнении домашнего задания.
8. Организовали уголок «Вести с занятий», где родители могли получать ежедневную информацию о том, чем занимались дети в детском саду, какие умения, навыки приобрели. Это способствовало тому, что родители могли соучаствовать в обучении ребенка, оказывать ему помощь.
9. Родительские собрания. Проводили общее родительское собрание, цель которого познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, донести до родителей информацию об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к школе.
Встречи учителей с родителями будущих первоклассников проходили на групповых родительских собраниях. Например, на собрании «Ребенок на пороге школы. Что это значит?» конкретизировались общие проблемы, освещались задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе, знакомились с критериями определения готовности ребенка к обучению. На последнем собрании «Итоги усвоения программы детьми подготовительной к школе группы» воспитатели рассказали об успехах детей, показали итоговое открытое занятие, организовали выставку детских работ.
Была проведена работа с детьми:
|
- На занятие, как на урок, нас созывал школьный звонок, а перерыв между занятиями назывался, как в школе «перемена».
- Проводили с детьми беседы о школе, школьных принадлежностях, о првилах поведения на уроках. Дети с удовольствием писали в прописях, тетрадях.
- Заключительным этапом была подготовка к выпускному балу. Дети ответственно отнеслись к этому мероприятию, пригласили учителей, было много родителей, сотрудников детского сада.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии семьи, детского сада и школы. Такое взаимодействие родителей и детского сада и школы редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Только совместными усилиями мы, взрослые, можем сделать все от нас зависящее, чтобы дети могли успешно пройти свои первые жизненные ступеньки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Анализ, описание и результативность технологии взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы»
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это переход ребёнка на качественно-новую ступень своего развития....

Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта»
Контрольная работа «Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта» Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребе...

Формирование ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы
Интерес к проблеме ценностей приобретает особое внимание в современный момент. В нашем обществе сегодня идет переоценка и утверждение новых ценностей. Каждый человек несет ответственность за свою судь...

Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта
Истринский профессиональный колледж - филиал государственного образовательного учреждения высшего образования московской области " Государственный гуманитарно-технологический университет", П...

Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке детей к школе (обмен опытом).
Обмен опытом по формированию у детей готорвности к обучению в школе....

Сообщение " Сотрудничество детского сада, семьи и школы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников"
Сообщение на тему " Сотрудничество детского сада, семьи и школы по нравственно-патриотическому воспитанию...

Договор сотрудничества детского сада с музыкальной школой.
Договор с приложением может быть использован как шаблон для составления договора о сотрудничестве между детским садом и музыкальной школой....
