Самообразование по теме "Методика работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Воронова Наталья Васильевна

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №4»

дошкольное отделение «Белочка»




Самообразование по теме:

«Методика работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»






Подготовили:

Воронова Наталья Васильевна

Абрамова Ольга Васильевна

Ломанова Ирина Николаевна


г. о. Мытищи

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относится к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране.

В.В. Путин

Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников.

Цель: создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника.

Задачи:

  •  формировать у ребенка отношение к себе как полноправной личности;
  • Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка;
  • Воспитывать чувство привязанности к родному краю, гордости за историю страны, ее народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
  • Развивать способность к толерантному общению, позитивному взаимодействию с ровесниками, родителями, другими людьми;
  • Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Актуальность выбранной темы

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к  месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы  интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. 
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

Работа с детьми

Сентябрь

-

Октябрь

Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

Подборка подвижных и дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Стенд «Моя Родина – Россия».

Картотека игр.

Ноябрь

Беседа на тему:

«День Народного единства»

Ознакомление с символикой России, родным городом

Выставка работ детского творчества

Декабрь

Беседа – «80 лет битве под Москвой»

Рассказ

о Ленино – Снегиревском военно- историческом музее

Презентации

Январь

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Развлечение «Коляда, коляда».

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность  «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Март

Беседы  «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Выставка детских работ «Мамин портрет».

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Май

Экскурсия к памятнику, посвященный Герою Советского Союза летчице Н. М. Распоповой.    

Беседа «История георгиевской ленточки»                                                  

Досуг, посвящённый Дню Победы.

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Е. Благина «Шинель»; 
чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; 
Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;
А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» 
Л. Кассиль из книги «Твои защитники».

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Фотовыставка «Мои Мытищи»

Октябрь

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Ноябрь

Оформление альбома «Мои Мытищи».

Альбом «Мои Мытищи»

Февраль

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Работа по оформлению пространства группы ко дню победы.

Выставка работ посвященных к празднику  «9 мая – день Победы»

Май

Советы родителям «Как рассказать детям о войне»

Самореализация

Январь

Показ открытого мероприятия.

Развлечение  «Коляда, коляда».

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Отчет о проделанной работе

за 2021-2022 учебный год.

Коллективная работа по самообразованию позволила нам пополнить свои знания, осуществить глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Мы нашли эффективные приемы воспитательной работы с детьми и родителями, овладели элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у нас появилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 4» дошкольное отделение «Белочка» Тема по самообразованию: «Методика работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста» Подготовили: Воронова Н.В. Абрамова О.В. Ломанова И.Н.

Слайд 2

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией. Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относится к своей истории, а прежде всего, служить обществу и стране. В.В. Путин

Слайд 3

Актуальность выбранной темы События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т.к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Слайд 4

Цель: создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника. Задачи: формировать у ребенка отношение к себе как полноправной личности; Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка; Воспитывать чувство привязанности к родному краю, гордости за историю страны, ее народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов. Развивать способность к толерантному общению, позитивному взаимодействию с ровесниками, родителями, другими людьми; Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Слайд 5

Чтение художественной литературы о г.о . Мытищи и столице нашей Родины.

Слайд 6

Ознакомление с символикой родного города

Слайд 7

Рассматривание иллюстраций, видео, беседа «80 лет битвы под Москвой»

Слайд 8

Рассказ о Ленино – Снегиревском военно- историческом музее

Слайд 9

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа Развлечения: « Осенины », «Коляда, коляда».

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Блокадный Ленинград"

Название проекта: « Блокадный Ленинград»Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.По количеству участников: групповой. По приоритетному методу:...

Сообщение из опыта работы по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста "Воспитание любви к родному городу"

В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным...

«Литературная онлайн- гостиная «Произведения Самарских поэтов», как одна из эффективных форм работы с родителями по нравственно- патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста»

Литературная онлайн-гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений на определенную тему, творческую деят...