Педагогический проект " Искусство быть равным"
проект (старшая группа)
Создание условий направленных на развитие речи, социализации, логического мышления и пространственного воображения детей с ограниченными возможностями здоровья с применением социоигровых технологий с привлечением социальных партнеров.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»
Педагогический проект
Искусство быть равным
Воспитание детей с ОВЗ в социокультурной среде
Воспитатель:Кузнецова Е.Ю.
Примерная структура проекта
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Тема проекта (полное, для нормативного закрепления) | Проект по формированию социально-коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с ограниченными возможностями в речевом развитии с применением социоигровых технологий в условиях социального партнерства. |
Тема проекта (креативное название) | «Искусство быть равным» |
Участники проекта | Воспитанники МБДОУ в возрасте 5-6 лет, имеющие речевые нарушения, заведующий и педагогический коллектив МБДОУ детский сад «Солнышко», представители организаций и учреждений с. Гавриловка, привлеченные к участию. |
Сроки реализации проекта | 2024-2025 учебный год |
Предпосылки реализации проекта | Актуальность предлагаемого проекта «Искусство быть равным» в том, что социоигровые технологии являются наиболее удачной формой приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья в доступную игровую деятельность для повышения познавательной активности и развития познавательных способностей, сохранения здоровья и общение с другими детьми, работниками детского сада, представителями других профессий. |
Сильные стороны и ресурсные возможности ОО |
|
Цель проекта | Создание условий направленных на развитие речи, социализации, логического мышления и пространственного воображения детей с ограниченными возможностями здоровья с применением социоигровых технологий с привлечением социальных партнеров. |
Задачи проекта |
|
Предлагаемые подходы к решению проблемы |
|
Мероприятия проекта | Мероприятия с социальными партнерами и родителями представлены в проекте, предусматривают экскурсии совместные занятия, конкурсы и т.п. |
Реестр рисков и возможностей проекта | Риски:
Возможности:
|
Ожидаемые результаты |
|
1. Пояснительная записка
- Актуальность проекта.
Одним из ключевых моментов актуальности нашего выбора темы проекта является то, что на базе нашего дошкольного образовательного учреждения есть группы детей имеющих особенности развития. Основную массу составляют дети с речевыми нарушениями такими, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и общее недоразвитие речи разной степени тяжести (ОНР), а также дети с ЗПР. Проблемы в речевом развитии ребенка дошкольного возраста оказывают негативное влияние на все сферы жизни ребенка. Ведь речь является основой общения. Именно в общении, прежде всего, проявляется отношение к другому человеку в реальной жизни. На пути развития ребёнка проблемы создают нарушения социальных отношений, к которым приводит наличие фонетико-фонетического и общего недоразвития речи у детей. Актуальной является проблема становления социальных отношений дошкольников с общим недоразвитием речи, поскольку своеобразие речевого развития детей дошкольного возраста сказывается на их социальном самочувствии и процессе социальной адаптации.
Взаимоотношениями со сверстниками напрямую связаны с речевыми нарушениями дошкольников, так как любые отклонения в развитии препятствуют формированию личности, отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка, затрудняют общение с окружающими.
Совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу, определяется как межличностные отношения.
Межличностные отношения включают в себя: межличностная привлекательность (притяжение и симпатия), восприятие и понимание людьми друг друга, взаимодействие и поведение (в частности, ролевое). И важным моментом здесь является то, чтобы при взаимодействии с другими детьми ребенок, имеющий отклонения в речевом развитии, не чувствовал себя ущербным и мог в любой деятельности выступать как равноправный партнер. Особенно это важно развивать у детей старшего дошкольного возраста, так как навык адаптироваться в любой социальной ситуации им понадобиться при поступлении в школу, и чем раньше он будет она развитии, тем больше вероятности, что ребенок успешно социализируется в обществе.
Особенности социализации ребенка имеющего отклонения в речевом развитии обусловлены спецификой речевых патологий, которые в свою очередь делают специфичным процесс общения. Рассмотрим некоторые из этих особенностей у детей старшего дошкольного возраста имеющих отклонения в развитии речи.
- Преобладает характерная для нормально развивающихся детей 2-4 летнего возраста ситуативно-деловая форма общения. Обусловлено общим психическим недоразвитием (бедностью знаний, недостаточной сформированностью саморегуляции и контекстной речи), преобладающее число контактов, которые носят ситуативный характер, даже в ситуациях познавательного, личностного общения.
- Дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, чаще всего оказываются среди «непринятых» и «изолированных», об этом свидетельствует ряд исследований, опирающийся на показатели межличностных отношений в дошкольной группе. В незаинтересованности в контакте, в снижении потребности в общении, проявлении негативизма и неумении ориентироваться в ситуации общения, так по данным Л.Г. Соловьёвой выражается коммуникативная компетентность детей с общим недоразвитием речи.
- К неблагоприятным влияниям социума дети с нарушениями речевого развития, особенно чувствительны. Ведёт к усугублению эмоционально-волевой сферы, порождает тревожность, ожидаемость и прогнозируемость внутренних переживаний, снижает самооценку и в дальнейшем приводит к отклонениям в развитии, частая изолированность детей с недоразвитием речи от других детей, отказ от участия в играх, общих мероприятиях группы, насмешки со стороны сверстников и педагогов. Со степенью тяжести речевого дефекта тесно связано положение ребёнка в коллективе сверстников. Как правило, дети, имеющие хорошо развитую речь, занимают высокое положение в системе личных взаимоотношений. Есть дети с положительными качествами личности, хорошим поведением, но с нарушением речи, и они среди детей занимают неблагоприятное положение, поскольку речевой дефект является определяющим в иерархии социальных отношений.
- Детей отличающихся физической силой и внешне привлекательных, в качестве партнёров по общению выбирают дети с нарушением речи. Дать ответ о мотивах выбора товарища дети с общим недоразвитием речи, как правило, затрудняются, на выбор и оценку ребёнка педагогом, а не на собственное личностное отношение к партнёру по игре, очень часто ориентируются эти дети.
Очень часто дети с общим недоразвитием речи стараются избежать речевого общения. Весьма кратковременным и неполноценным, оказывается речевой контакт между ребёнком и сверстником или взрослым, в тех случаях, когда он возникает. Рядом причин это обуславливается. Рассмотрим некоторые из них:
- к прекращению общения приводит, быстрая исчерпаемость побуждений к высказываниям;
- бедный словарный запас, препятствующий формированию высказываний, отсутствие у ребёнка сведений, необходимых для ответа;
- речевые реакции дошкольников оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения, так как они не понимают собеседника, и не стараются вникнуть в то, что им говорят.
Таким образом, препятствует становлению у детей полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет устанавливание контактов со сверстниками, а также может приводить к изоляции в коллективе сверстников, наличие общего недоразвития речи. Существует и обратная зависимость: темп развития речи и других психических процессов замедляется при недостаточном общении. В целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума, требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речи, познавательной и коммуникативной сфер. В игровой деятельности, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, формируются взаимоотношения дошкольников.
Все вышесказанное обусловило актуальность выбора темы нашего проекта: «Искусство быть равным».
Идея проекта состоит в том, чтобы используя специфические средства, развивать общение у детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии, и как следствие, способствовать облегчению их социализации в дальнейшем. В качестве средств для реализации проекта нами были определены социоигровые технологии. Проект реализуется не только в стенах дошкольного учреждения, но и вне его стен.
Социоигровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принуждение уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М. Бухатов).
Основная идея соци оигровой технологии – организация собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит.
Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Основатели социоигровой технологии Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М.Букатов вывели следующие законы общения:
- не унижайте ребёнка, не оскорбляйте его;
- не ворчать, не ныть, не бурчать;
- умейте найти ошибку и имейте смелость признать её;
- будьте взаимно вежливы, терпимыми и сдержанными;
- относитесь к неудаче как к очередному опыту в познании;
- поддержи, помоги подняться и победить;
- задувая чужую свечу, мы не делаем свою ярче;
- не возноси себя над другими, вознеси ближнего;
- дети фантазёры: не верьте им на слово, но не оставляйте без внимания их проблему.
- Цели проекта
Цель применения проекта в развитии детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи проекта:
- Формирование у дошкольников с ОНР и ФФНР навыков дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи, а также социокультурного развития с привлечением социальных партнеров.
- Развитие у детей навыков полноценного межличностного общения, помогающего понять самого себя.
- Развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения душевного благополучия.
- Развитие у детей с ОНР и ФФНР умения элементарного самоконтроля речевого выказывания и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими, снятие страха и зажима перед деятельностью.
- Создание условий для развития личностных качеств и способностей всех субъектов открытого образовательного пространства.
- Цели и задачи, решаемые в процессе взаимодействия с социальными партнерами в рамках проекта
1.3.1. Взаимодействие со школой
Социальный партнер: муниципальное общеобразовательное учреждение 2-Гавриловская средняя общеобразовательная школа
Цель взаимодействия: Создание преемственности по инклюзивному образованию в организации образовательной системы ДОУ со школой.
Формирование общих подходов по подготовке детей с проблемами в развитии к школе.
Задачи взаимодействия:
1.Способствовать установлению партнерских взаимоотношений между группами компенсирующей, комбинированной направленностей и школой.
2. Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.
1.3.2. Взаимодействие с учреждениями культуры.
Социальный партнер: Историко-краеведческий музей Гавриловского района
Цель взаимодействия: расширение социально-образовательной системы групп компенсирующей и комбинированной направленностей для детей с ОНР, ФФНР, ЗПР.
Задачи взаимодействия:
1. Развивать интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
2. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры воспитанников группы компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ОВЗ.
Социальный партнер: МБУК Гавриловская районная библиотека
Цель взаимодействия: через традиционные формы повысить уровень социализации и адаптации в обществе.
1.3.3. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования
Социальный партнер: муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Гавриловская школа искусств»
Цель взаимодействия: Объединить усилия с учреждениями дополнительного образования для социокультурной самореализации воспитанников групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ОВЗ.
Задачи взаимодействия:
1. Способствовать созданию образовательной системы для развития творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса.
2. Создание условий для самореализации личности ее интеграции в социокультурную систему города.
- Содержательный раздел реализации проекта
- Принципы проекта
В проекте реализуются принципы, основанные на принципах, которые лежат в основе социоигровой технологии, в высокой мере актуальны для современного воспитания и обучения старших дошкольников с ОНР и ФФНР. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности.
Принципы:
- Педагог – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
- Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
- Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно – то интересно.
- Движение и активность.
- Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
- Методика организации проекта
Различают следующие формы организации социоигровой технологии в развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР, приёмы специально направленные на создание ситуации успешности и комфортности и коррекции речевых нарушений:
- Игры с правилами.
- Игры-соревнования.
- Игры-драматизации.
- Режиссёрские игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Сказкотерапия.
- Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
- Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности.
- Тренинги.
- Самопрезентация.
Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игры-задания для рабочего настроя. Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
2. Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Данные игры могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат действия.
5. Игры вольные (на воле), выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в комнате.
Результаты реализации социоигровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
- У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
- Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
- Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
- Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
- У детей нет чувства страха за ошибку.
Применяя социоигровые технологии в коррекционно – образовательном процессе ДОУ, необходимо помнить о 6 самых основных правилах и условиях актуальных для развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
- 1 правило: используется работа малыми группами или как их ещё называют «группы ровесников».
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в старшем дошкольном возрасте - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришёл пешком и т.д.
- 2 правило: «смена лидерства».
Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причём лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
- 3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения.
Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.
- 4 правило: смена темпа и ритма.
Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
- 5 правило – социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно.
Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.
- 6 правило: в своей работе мы ориентируемся на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».
Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше. Один из авторов этой социоигровой технологии Вячеслав Михайлович Букатов говорит: «У социоигровой педагогики хитрый стиль. Главное в нём – реанимация собственной интуиции… Социоигровой стиль заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социоигровом стиле… ».
В рамках применения социоигровой технологии используются разные методы активизации мыслительной деятельности:
1.Методы, повышающие познавательную активность:
- элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;
- сравнение по сходству или контрасту: группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.
Группе равных предлагается интересное дело, при решении которого, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребёнок будет чувствовать себя здесь умелым, знающим, способным. Дети здесь либо уже могут быть связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами, либо эти связи самостоятельно быстро устанавливаются. Всё это является очень плодотворной почвой для того, чтобы знания можно было передавать друг другу, помогать приятелю и поддерживать его, появляется желание действовать вместе, а не раздельно
2.Методы, вызывающие эмоциональную активность.
Использование игровых приёмов на воображаемую ситуацию:
- сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребёнка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;
- придумывание сказок;
- игры – драматизации;
- юмор и шутки.
Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.
3.Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.
- беседа;
- создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать речевые навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.
4. Методы коррекции и уточнение детских представлений:
- повторение;
- наблюдение;
- экспериментирование;
- опыт.
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
• на самом первом этапе - учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,
развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить образовательную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю дошкольников.
Основная задача, которую должны решить педагоги дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи состоит в том, чтобы в результате применения социоигровых технологий устранить (частично или полностью) речевой дефект и подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.
- Этапы проекта
I этап – организационный (август, сентябрь 2024 г.)
На организационном этапе провести опрос и анкетирование на родительских собраниях в группах, с целью выявления заинтересованности родителей и детей в организации мероприятий по развитию коммуникации детей и социальной адаптации в обществе.
Входная диагностика на выявление уровня сформированности социально-коммуникативных навыков у детей старшей группы имеющих ФФНР и ОНР.
Разработать план методической, воспитательной работы, а также работы с родителями и социальными партнерами.
Провести презентацию проекта для детей и сотрудников детского сада, были распределены обязанности и роли среди участников проекта.
Подготовить картотеки коммуникативных, сюжетно-ролевых, дидактических игр, направленных на развитие социализации и повышение социально-культурного уровня у детей с ОНР, ФФНР и ЗПР.
II этап – практический (октябрь, 2024 – апрель 2025 г.).
Проведение мероприятий согласно составленному плану.
Привлечение социальных партнеров к активному участию в мероприятиях проекта.
Устранение причин для рисков, полное использование возможностей.
В процессе реализации мероприятий учитывать все принципы влияния социоигровых технологий на развитие социализации у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.
III этап – заключительный (май 2025)
Провести анкетирование среди родителей, с целью выявить степень удовлетворения организационным уровнем проведения занятий, уровнем качества приобретённых умений и навыков.
Провести итоговое диагностическое исследование, чтобы выявить влияния коммуникативных игр уровень развития социализации и социальной коммуникации.
Провести анализ опыт работы за время работы над проектом, с цель его практической и теоретической значимости для педагогов МБДОУ, детей и родителей.
Презентовать результаты проекта участникам и социальным партнерам.
- План взаимодействия с партнерами
Название организации | Мероприятия | Результаты |
МБДОУ 2 Гавриловская средняя общеобразовательная школа |
|
|
МБУК Гавриловская районная библиотека. |
| - пробудить интерес у детей к общению с книгой; - с помощью художественной литературы развить у детей познавательную активность ,творческие способности, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость; - расширять представления детей о значении библиотек в жизни человека. |
МБОУ ДО «Гавриловская школа искусств» |
| Создана социокультурная среда, которая способствует развитию коммуникативных навыков воспитанников МБДОУ, развивает в них чувство, что они могут на равных взаимодействовать с учащимися других учебных заведений. |
Историко-краеведческий музей Гавриловского района |
| На базе музея создана социокультурная среда, которая способствует развитию коммуникативных навыков воспитанников МБДОУ, дети относятся толерантно к другим людям. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Кроме того, детский сад выступает в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «детский сад – семья – социум», способствующего качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей.
Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. Таким образом, социально - активное образовательное учреждение - это учреждение, целью которого является развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед учебным заведением, так и перед обществом в целом. Социально - активная деятельность дошкольного учреждения предполагает постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому родителю и педагогу успешно реализовать свои творческие способности.
Современный детский сад должен стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это предполагает превращение ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья». Дошкольное учреждение приобретает большое значение, как субъект социального партнерства. При такой позиции важной становится инициатива.
Современное ДОУ должно стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса, значимых не только для дошкольного сообщества, но и для жителей своего села.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Искусство запоминания"
В деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь. От качества речи зависит успешность развития. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование всех психически...

Педагогический проект "Здоровым быть хочу!"
laquo;Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследован...

Педагогический проект «Кем быть?»
рост интереса дошкольников к миру взрослых, дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям требует широкого ознакомления с элементарными сведениями из области экономики. Пр...
Ссылка на мастер- класс в рамках участия в городском конкурсе педагогического мастерства "Искусство быть в профессии-2021"
ссылка на педагогический мастер-класс...

Методическая разработка Педагогический проект "Искусство городецкой росписи"
Цель: формирование у детей старшего возраста интереса к народным промыслам России на примере городецкой росписи....

"Искусство быть равным" Воспитание детей с ОВЗ в социокультурной среде
Создание условий направленных на развитие речи, социализации, логического мышления и пространственного воображения детей с ограниченными возможностями здоровья с применением социоигровых т...

