Конспект занятия "Путешествие в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Олейникова Евгения Викторовна

Мнемотаблицы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в старшей группе «Путешествие в сказку»

Цель занятия:

Развивать речь детей, используя метод наглядного моделирования.

Задачи:

- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;

- упражнять в умение составлять рассказы о животных, называть и пересказывать сказки на основе наглядных моделей;

- учить придумывать коллективный рассказ, строить и «читать» простые модели сказки, воспроизводить последовательность действий;

- развивать у детей память, внимание, наглядно-действенное мышление и воображение;

- развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас;

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к устному народному творчеству.

Средства:

Ход занятия

Организационный момент.

Дети стоят в кругу.

Солнышко, солнышко, в небе свети!
Яркие лучики нам протяни.
Ручки мы вложим

В ладоши твои.

Нас покружи, оторвав от земли.
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
Там все мы встанем дружно в кружок
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко снами по кругу идет.
Хлопают радостно наши ладошки,
Быстро шагают резвые ножки.
Солнышко скрылось, ушло на покой
Мы же на место сядем с тобой

Дети тянутся руками верх, встают на ноги
Вытягивают руки вперед ладошками вверх
разбиваются на пары,

протягивают друг другу руки.

Кружатся парами
выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки
образовывают круг
Идут по кругу
хлопают в ладоши
Идут быстрым шагом
приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку
тихо, спокойно садятся на свои места

Воспитатель:

Ребята, вы любите сказки? Я тоже люблю сказки, так как в сказках происходят чудеса. Давайте сегодня мы и отправимся в волшебный мир сказок. Вот только злая волшебница заколдовала животных из сказок, поможем им? Снимем чары злой волшебницы? Вы согласны? Вы готовы? Только вот как нам попасть в страну сказок? Дверь в сказку закрыта.  Нам нужно открыть дверь в сказку. Произнесем волшебные слова и попробуем открыть замок.

Пальчиковая игра “Замок”.

Начинаем колдовать,

Двери в сказку открывать.

Хоть замочек очень крепкий –

Металлический и цепкий,

Мы его покрутим,

А потом три раза стукнем,

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри!

Воспитатель:

Двери открываются, сказка начинается.

-Мы с вами попали на полянку. Давайте присядем на пенечки.

(Дети садятся на стульчики) Перед вами сказочный лес. Здесь живут животные. Но что мы видим?

На экране фигуры-заместители: коричневый круг-медведь, серый круг-волк, оранжевый круг –лиса, белый прямоугольник-заяц

-Что произошло? Вот как злая волшебница заколдовала всех животных. Чтобы оживить их, нужно выполнить задание. Вы согласны? Нужно рассказать о животных, используя схемы-подсказки.

Составление рассказов о животных с использованием мнемотаблиц.

Воспитатель:

- Очень хорошо справились с заданием. Молодцы! Посмотрите, мы расколдовали всех животных, которых заколдовала злая волшебница.

-Ребята давайте немного отдохнем, и покажем животных, которых мы с вами расколдовали.

Игра «Нам животных покажите»

Эй, ребята, что вы спите,

Нам животных покажите.

У лисички острый нос,

У нее пушистый хвост.

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса по лесу похаживает,

Шубу рыжую поглаживает.

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке,

Поднялись, как стрелки, ушки.

Зайчик прыгнул, повернулся,

И под деревом согнулся.

Вылез мишка из берлоги,

Разминает Миша ноги,

На носочках он пошел,

Бочку меда нашел.

Воспитатель:

- Ой какие молодцы, хорошо показали животных.

- Ребята волшебница заколдовала не только животных, но и сказки. Попробуем отгадать, какие сказки здесь спрятаны?

(на экране появляются мнемотаблицы сказок “Петушок и бобовое зернышко”, “Крошечка - Хаврошечка”, “Кот, лиса и петух”, “Лисичка сестричка и серый волк”, “По щучьему велению”)

Дети отгадывают сказки.

Воспитатель:

- Молодцы и с этим мы с вами справились, ребята, а в каких из этих сказок присутствуют наши животные, которых мы расколдовали?

- А давайте одну из сказок перескажем нашим животным?

(пересказ сказки “Петушок и бобовое зернышко”)

Воспитатель:

-Как вы хорошо знаете сказку.

(на экране появляется солнечная полянка с расколдованными животными)

- Ребята посмотрите, какая веселая полянка. Почему стало так светло? (Потому что солнышко выглянуло) Давайте поиграем с солнышком.

Игра «Солнышко»

Ладошка – это солнышко,

А пальчики лучи.

Поет о солнце скворушка,

Кричат о нем грачи.

Солнышко милое,

Поделись своею силою!

Просыпайтесь лучики,

Согревайтесь, рученьки.

Пальцы-лучики проснулись,

Наклонились, потянулись,

Быстро встали на зарядку,

Рассчитались по порядку.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело.

И погладило, и погладило.

Солнышко проснулось,

К щечкам прикоснулось.

Лучиками провело.

И погладило, и погладило.

Солнышко личико согрело.

Потеплело, потеплело.

Наши речки потянулись.

Наши губки улыбнулись.

    Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Поочередно поглаживать пальцы. НД – от кончиков пальцев к основанию. Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»), затем сомкнутые пальцы немного приподнять, а большой палец – опустить («клюв открыт»).

 Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки. Поочередно растирать пальцы.

  НД – от кончиков пальцев к основанию.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Поочередно поглаживать и называть пальцы. НД – от кончиков пальцев к основанию.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальцами обеих рук по лбу.

    НД – от середины лба к верхней части ушей.

Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальцами обеих рук по щекам.

    НД – от носа к средней части ушей.

Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. Потянуться вверх, улыбнуться.

Воспитатель:

-Вы настоящие волшебники, помогли животным. Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться

пора.

(дети встают вкруг и произносят слова)

Вокруг себя повернись в детском саде окажись.

Заключительная часть.

(Дети сидят в кругу.)

Молодцы ребята! Где мы были сегодня? Что делали? Понравилось ли вам путешествие? Дорогие ребята, я так рада была с вами путешествовать, мне было приятно общаться с вами, вы все такие дружные, веселые, добрые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.»

Учить детей вычленять звуки Р,  РЬ в речевом потоке;в слоговых сочетаниях,словах,предложениях, стихах.Произносить звуки р, рь на слух. Закрепить умение детей делить слова на части со звукам...

Конспект НОД по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном занятии воспитатель рассказывает детям биографию А. С. Пушкина, читает стихотворение "Няне", "Сказку о рыбаке и рыбке", беседуют по сказке, рисуют разное море. После этого занятия мы с ...

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Сказка в гости к нам пришла» (по сказке «Колобок»)

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ«Сказка в гости к нам пришла»(по сказке «Колобок») Задачи:Коррекционно-обучающая: учить внимательно слушать и пересказывать сказку...

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект занятия по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

Конспект театрализованной деятельности «Сказка в гости к нам пришла» по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха»

Цель: развивать художественно-исполнительские навыки, активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое...

Конспект занятия пересказ сказки в младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок».

Конспект занятия  пересказ сказки  в  младшей группе. «Русская народная сказка « Теремок». Цель: обучение детей эмоциональному восприятию  сказки, запом...