Презентация методического объединения "Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми"
презентация
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хорошая речь —важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие . (В.А. Сухомлинский)
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребёнка полноценной психики и дальнейшего правильного её развития. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
Связная речь – высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Творческие формы развитие связной речи у детей Метод противоречий - помогает развить связную речь, научив детей видеть и формулировать противоречия в окружающей действительности. Метод решений противоречий учит дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. К пониманию противоречий в окружающем мире подводит детей игра «Хорошо – плохо» (Например, дождь: поливает растения, освежает воздух, наполняет реки водой – хорошо; люди мокнут под дождём, грязные лужи, холодно – плохо ). Используем еще игры : «Польза – вред», «Наоборот» — это тоже игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали». Давайте с вами поиграем в игру «Хорошо-плохо» (Зима)
Моделирование . Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными и последовательными Для малышей используют мнемоквадраты и мнемопредложения .
Дидактические игры . Роль дидактических игр в речевом развитии дошкольников имеет огромное значение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме . По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры . « « Расскажи, какая?» Цель игры: учить детей логично составлять рассказ, состоящий из двух – трёх предложений. Игра «Назови ласково» Цель : Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
«Собери картинку» Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать речь, обогащать словарный запас.
Метод решения проблем или «дерево решений». Сначала нужно выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения (эпизоды из сказок, ситуации из жизни), например: «Что нужно цветочку для счастья?». Затем рассмотреть схему — дерево решений. Ствол «дерева» обозначает проблему, крона — пути её преодоления, а листочки — решение. Детям предлагают разбиться на подгруппы и, общаясь между собой, найти решение данной проблемы (бабочка, дождик, пчелка, солнышко). , нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать. Рассказ-зарисовка по опорным словам . Пример: Сейчас вы будете художниками и нарисуете две картины по словам-действиям. 1. Скрылось, набежали, подул. Закачались, сверкнула. Согнулись, ударил, и полил. 2. Прошла, выглянуло. Распрямились, зазеленело, запели. Вышли погулять. А теперь, глядя на свои рисунки, составьте рассказ.
Театрализованная деятельность. Разыгрывание сказок и рассказов способствует обогащению речи ребёнка, улучшению диалогической речи и её грамматического строя. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения : учить играя. Театрализованная игра – это вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы . Воспитательные возможности театрализованной игры огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной игре, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения .
Театрализованные игры делят на две основные группы: - игры – драматизации; - режиссёрские игры. В играх – драматизациях – ребёнок, исполняя роль в качестве «артиста », самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; Ролевые диалоги на основе текста; Инсценировки произведений; Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители , а ребёнок, организуя деятельность , как «сценарист» и «режиссёр » управляет «артистами». Озвучивая «героев» и комментируя сюжет , он пользуется различными средствами выразительности. Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения. В своей работе мы используем настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, театр игрушек.
Продолжение сказки. Каждый придумывает продолжение сюжетной линии сказки.
Развитие связной речи через творческие формы влияет следующим образом: Обогащает словарный запас . Дидактические игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия, побуждают высказывать своё мнение. Формирует грамматические навыки. Обучая детей рассказыванию, воспитатель помогает найти нужные слова, правильно построить предложения, использовать в речи прилагательные, наречия, объясняет значение новых слов. Развивает сообразительность . Речевые или словесные игры помогают ребёнку формировать его связную речь, обогащают словарь, формируют грамматические навыки. Способствует развитию словесно-логического мышления . Творческое рассказывание предоставляет детям возможности для самостоятельного выражения мыслей, эмоций, отражая в речи разнообразные связи и отношения между предметами и явлениями. Подготавливает условия для успешного обучения в школе. Овладевая навыками творческого рассказывания, дети переходят на новый уровень речемыслительной деятельности, который приближает их к нужному уровню связной речи, требуемому для перехода к учебной деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к физической культуре через различные формы работы с детьми"
Физическое воспитание и его задачи в младшем дошкольном возрасте. Роль подвижной игры в развитии основных движений. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннег...

Семинар для воспитателей «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»
В данной работе рассказывается о том, с помощью каких творческих методов и приёмов можно развивать связную речь детей, об актуальности и значимости этой темы....

План работы по самообразованию Тема: Развитие компонентов устной речи через различные формы деятельности с детьми.
Цель: повысить свою профессиональную компетентность по данной теме.Задачи: - изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста;- формировать умения последовательно и грамотн...

Выступление «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»
laquo;Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Речь является одним из важных источников познан...

Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...

План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г.
План по самообразованию"Развитие мелкой моторики через нетрадиционные формы работы с детьми раннего возраста "на 2022-2023г....

Методический семинар для педагогов по теме «Формы работы с детьми по воспитанию основ пожаробезопасного поведения»
Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалости с огнем, огнеопасными предметами приводят к возникновению пожаров....
