Влияние на речевое развитие модельно- схематических средств. (Мастер класс из опыта работы)
материал
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 440.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние на речевое развитие модельно- схематических средств.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Некоторые схематические средства для развития речи в ДОУ:
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. - блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
- пересказ;
- составление рассказов по картине и серии картин;
- описательный рассказ;
- творческий рассказ.
Опорные схемы. Помогают детям выделять главное, находить взаимосвязи. Они помогают ребёнку усвоить материал занятия, запомнить его, а затем воспроизвести.
Области использования опорных схем:
-Пересказ художественных произведений.
-Составление описательных рассказов.
- Составление рассказа по картине
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы).
Пиктограммы- это знаки, отображающие важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений, чаще всего в схематическом виде.
Такой метод позволяет детям быстрее запоминать новые слова и применять их в построении фраз и предложений. Пиктограммы помогают ребёнку разобраться в последовательности событий и выстроить последовательность рассказывания.
Также с помощью пиктограмм можно изучать и запоминать эмоции. Для этого подготавливают картинки с разными эмоциями и чувствами. Задание — узнать то или иное состояние, дать ему название.
Некоторые этапы обучения работе с пиктограммами:
Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания. Ребёнку показывают пиктограммы и предлагают опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине.
Выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый.
Конструирование фразы с помощью пиктограмм. Ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза.
Предметные картинки. Схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет.
Дидактические игры. Например, «Скажи какой?», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек» и т.д. Они помогают научить называть характеристики, признаки, качества, действия и многое другое.
Влияние модельно-схематических средств на речевое развитие заключается в следующем:
Облегчает овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными и последовательными.
Помогает ребёнку самостоятельно определять главные свойства и признаки предметов и явления. Он устанавливает последовательность изложения этих факторов и удерживает в памяти эту последовательность, которая является планом описательного и творческого рассказов.
Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. При этом включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы: дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Расширяет словарный запас. При активном использовании модельно-схематических средств у воспитанников обогащается круг представлений, растёт словарный запас.
Развивает наблюдательность, внимание, память, воображение. Упорядочиваются впечатления, которые дети получили при взаимодействии с внешним миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС из опыта работы Тема Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»
МАСТЕР КЛАССиз опыта работыТема: Проблемно – игровые ситуации применяемые с детьми старшего дошкольного возраста»...

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...
Мастер-класс из опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» ...
Мастер – класс из опыта работы Тема: «Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников».
Пословицы и поговорки, как элемент фольклора, способствующий развитию словаря и образной речи дошкольников....
Влияние устного народного творчества в речевом развитии детей 2 группы раннего возраста (из опыта работы).
Задачи работы педагога: Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей; Приобщить детей к русскому фольклору Обогащать речь детей, ф...

Конкурс.Мастер - класс. Обобщение опыта работы по теме: «Использование метода макетирования в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс....
Конспект мастер-класса в средней группе на тему: «Влияние на речевое развитие модельно – схематических средств»
Конспект мастер-класса в средней группе на тему:«Влияние на речевое развитие модельно – схематических средств» ПодготовилаВоспитательКоновало...








