КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «НАСЕКОМЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
план-конспект занятия (старшая группа)
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «НАСЕКОМЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «НАСЕКОМЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых, об их характерных признаках через составление интеллект - карты.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить и уточнить знания о насекомых, об их существенных признаках.
- Обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни.
- Уточнить знания о пользе насекомых для человека.
- Учить детей создавать интеллект- карту с использованием картинок-заготовок.
Развивающие:
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
- Развивать связную речь.
- Развивать словесно-логическое мышление детей.
Воспитательные:
1. Прививать бережное отношение к маленьким соседям по планете;
2. Воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными насекомыми;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: проектор, экран, магнитная доска, ватман, фломастеры, картинки для интеллект - карты, фигурки насекомых, конверты.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные. А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями. Меня зовут Елена Александровна, я очень рада сегодня оказаться в вашем детском саду.
А сейчас давайте встанем в круг и возьмемся за руки.
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо раз, два, три,
А потом пойдем налево раз, два, три,
В центре круга соберемся раз, два, три,
И на место все вернемся раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем, и общаться мы начнем.
Видеозапись с экрана: 1 слайд Цветок с пчелкой.
Мне кажется, я слышу какое-то жужжание…Кто это ребята? Ответы детей Правильно, это пчела!
2 слайд. Пчелка летает по полянке.
Пчела: Здравствуйте! Меня зовут Жужжа, потому что я все время жужжу. Я ещё совсем маленькая и мне нельзя улетать далеко от дома, а мне так хочется найти друзей и узнать о них много интересного. Ребята вы поможете найти друзей?
Дети. Да.
Воспитатель: Ребята, поможем пчёлке Жужже найти друзей? Для этого я предлагаю вам отправиться в лес, в сказочную страну Насекомию. Готовы?
Идем и повторяем за мной:
«Через кустики и кочки, через ветви - пенечки.
Поднимая ноги выше, мы к лесной полянке вышли.
(лесная поляна с насекомыми)
Воспитатель: Ребята, вот мы и оказались у красивой лесной полянки. Давайте подойдём поближе и посмотрим, кто там живёт. (Дети подходят к полянке, украшенной цветами).
Воспитатель: Посмотрите, сколько на полянке цветов, но почему то здесь так тихо, никого нет. Ой, здесь что-то лежит.
Дети: Это конверт с письмом. (на полянке конверт с изображением паутины и паука).
Воспитатель: Давайте его прочитаем: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас! Помогите, нам, пожалуйста. Чтобы нас спасти, надо отгадать загадки» подпись «насекомые» Воспитатель: Ребята, поможем насекомым, отгадаем загадки?
1. У неё четыре крыла, тело тонкое словно стрела.И большие большие глаза, А зовут её …(стрекоза). Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку? Стрекоза — хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, хватает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету. Стрекозы любят кружиться над болотами, скользить вдоль речных и озерных берегов. (воспитатель крепит стрекозу на полянку) и так со всеми насекомыми или после всех загадок вместе с детьми поместить насекомых на полянку.
2. Он работник настоящий, Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом (муравей). Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей? Это насекомые, которые обитают в лесах и полях. Они очень маленькие. Муравья очень легко узнать среди других насекомых. У него крупная голова, тонкое тело и большое круглое брюшко. Он передвигается на 6 лапках, на которых есть острые коготочки. Благодаря им, муравей без труда забирается на любую вертикальную поверхность, будь то дерево или стебель. Питается муравей семенами растений, соком деревьев и другими насекомыми.
3. Не птичка, а с крыльями. Над цветами летает, нектар собирает (бабочка). Какие слова вам подсказали, что это бабочка? Бабочки — одни из самых красивых насекомых, они похожи на живые цветы. Бабочки летают днём, а ночью, подняв крылья, отдыхают. У бабочек две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Тело тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально свёрнутый прозрачный хоботок бабочки — её рот. Когда она пьёт капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью. Посмотрите внимательно на бабочек, как вы думаете детки какие бывают бабочки? Ответы детей. Бабочки разные по размеру и окрасу. Крылья у бабочек очень тоненькие, поэтому нужно запомнить одно правило – бабочек нельзя трогать руками, потому что можно поранить им крылышки и бабочка не сможет летать.
5. Всех жучков она милей, Спинка алая у ней. А на ней кружочки, Черненькие точки (божья коровка). А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка? Божья коровка это маленькое насекомое с красными или оранжевыми крылашками и черными круглыми пятнышками на крылышках. Божьи коровки появляются по весне. Их можно увидеть уже во время цветения первых весенних цветов. Божьи коровки очень полезные насекомые. Они являются насекомоядными и уничтожают вредителей многих растений. Так они приносят пользу людям.
6. Он зеленый и веселый, Скачет целый день И ему скакать и прыгать Никогда не лень. (кузнечик) Как вы догадались, что это кузнечик? Кузнечика легко отличить по длинному телу, голове с большими глазами и длинными усиками, у него шесть ног, две из которых больше остальных и в виде домика возвышаются над кузнечиком. Вдоль всего тела тянутся две пары крыльев, которые помогают кузнечику перелетать на небольшие расстояния. Очень часто кузнечики имеют внешний вид и окраску, сходную с внешним видом и окраской листьев или других частей растений, на которых живут. Питаются кузнечики растениями, но могут быть и всеядными.
7. Люди все его боятся, Очень любит он кусаться. Хоть и маленький бандит, а когда летит – пищит (комар). Комар – это насекомое серого цвета с двумя крыльями. На голове у комара есть хоботок, которым он протыкает место укуса и пускает под кожу жертвы ядовитую слюну. Вот почему кожа после укуса зудит и чешется. Обычно активность комаров наступает вечером. Людей кусают только самки-комары, самцы же пьют сладкий цветочный нектар и сок растений.
А как можно назвать всех жителей этой полянки одном словом? (насекомые) Молодцы, ребята! Все загадки отгадали правильно и тем самым мы помогли насекомым, расколдовали их.
Пчёлка Жужжа тоже насекомое. А как вы думаете почему? Ответы детей.
Пчелы – это насекомые со сравнительно небольшими прозрачными крыльями, как правило длинным полосатым брюшком. Главной особенностью строения пчел оказывается наличие хоботка, которым пчелы всасывают нектар растений. Пчелы являются самыми важными опылителями цветковых растений и без них многие растения просто вымерли бы, не получая опыления. Живут пчелы в улеях большими семьями. Для человека самой важной пчелой оказывается медоносная. Ребята мне кажется, что Жужжа сможет подружиться с насекомыми, которые на полянке.
А сейчас я предлагаю вам сделать необычную карту. Необычная она, потому что называется умной. Эта карта поможет нам рассказать Жужже о насекомых. В центр большого листа я уже приклеила главную картинку - это насекомые. А дальше мы с вами составим карту вместе. Поможете мне ее сделать?
Воспитатель. Первое задание, которое нам нужно с вами выполнить ,это определить любимое время года насекомых.(На столе картинки: снежинки, сосульки, дождь, осеннее дерево, летнее дерево, куст с ягодами, цветы, солнце, радуга, река летом).
В какое время года можно увидеть на улице насекомых? А в какое время года насекомых на улице нет? (Ответы детей).
Я предлагаю вам выбрать только те картинки, которые относятся к любимому времени года насекомых. (Дети берут по одной картинке и называют, что на ней изображено).
Воспитатель обозначает картинкой ответы детей( картинка теплого времени года и цветущих растений).Далее воспитатель проводит линии зеленого цвета и предлагает детям прикрепить картинки на карту, относящиеся к теплому времени года. Молодцы! Продолжаем наше путешествие в сказочной стране Насекомии.
Воспитатель. Следующее задание называется « Кто в каком домике живёт?». Посмотрите на столе разложены карточки ( по количеству детей) с изображением насекомых и их домиком. Вам нужно определить каждому насекомому свой домик и провести к нему линию. По окончании задания выслушать ответы детей. Молодцы ребята, а сейчас прошу вас прикрепить картинки с домиками, которые лежат на тарелочке на нашу карту. Воспитатель проводит линии желтым фломастером, а дети крепят картинки.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как пчёлки рассказывают, где самая лучшая полянка с цветами? (Если дети отвечают нет, то рассказывает воспитатель) Для того чтобы рассказать дорогу к полянке пчёлы машут крыльями, делают повороты, двигаются вправо и влево. Можно сказать, что танцуют.
Я предлагаю нам стать пчёлками. Нам поможет волшебный цветок.
Закройте все глаза и повторяйте за мной: «Нам, цветочек, помоги, в пчелок нас ты преврати!»
Музыкальная физминутка под песенку пчелы.
Воспитатель: Закройте глаза и повторяйте за мной: «Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!»
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. И вам ребята нужно выполнить еще задание, которое «Собери картинку».
(На столе лежат разрезанные картинки насекомых: красная божья коровка, кузнечик, майский жук, стрекоза, бабочка, пчела, комар, муха, клещ, таракан) Картинки по количеству детей.)
Собери картинку».
Посмотрите на свои собранные картинки и найдите насекомых, которые приносят вред. Ответы детей. Молодцы! Правильно! Это комары, мухи, клещи, тараканы. Мухи разносят инфекцию, от комариных укусов человек может сильно пострадать, так как комары распространяют различные вирусы и болезни. Тараканы и клещи тоже вредные насекомые, они разносят многие опасные инфекционные болезни. А теперь давайте вредных насекомых прикрепим к нашей интеллект (умной) карте. Воспитатель крепит основную картинку с вредными насекомыми, рисует красные линии, а дети крепят насекомых. А наше путешествие продолжается.
Воспитатель: Ребята у нас осталось последнее задание. (На столе картинки «Правила поведения с насекомыми»: рука человека и муравейник, сачок с бабочкой, рука и улей пчёл, нога человека наступает на куст с жуком, человек рвёт цветы. В стакане красные фломастеры.)
Давайте подумаем, а человек может обидеть (навредить) насекомых? Как? Воспитатель раскладывает картинки на тему « Правила поведения с насекомыми».
Возьмите по одной картинке и карандашу и перечеркните картинку. Это значит, что так делать нельзя. Воспитатель крепит одну картинку,рисует линии черного цвета, а дети крепят маленькие картинки.
Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания. Наша интеллект карта (умная) составлена. Всё, что мы знаем о насекомых разместилось на карте и мы сможем составить рассказ о насекомых, а картинки нам помогут в этом. Как вы думаете мы помогли нашей пчелке? Ответы детей.
Воспитатель включает видео с пчёлкой.
Пчела: «Спасибо, ребята. Вы нашли мне новых друзей и рассказали много интересного о них. Теперь мне никогда не будет скучно».
Заключительная часть. Рефлексия.
В какое насекомое вы превращались?
-Вам понравилось быть насекомыми?
(Ответы детей.)
- Какому насекомому мы сегодня помогали? Чем?
- А с какими насекомыми вы сегодня ещё познакомились?
- Что мы с вами сегодня учились составлять, чтобы всё знать о жизни насекомых?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
(Ответы детей.)
- Вы все сегодня были молодцы! Мне было очень интересно и приятно с вами заниматься. А пчёлка Жужа вам очень благодарна и дарит прекрасных волшебных бабочек на магнитиках. Наше занятие закончилось. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность образовательной области «Познание» по познавательному развитию по теме: «В гостях у весеннего солнышка» (для детей старшей группы)
"В гостях у весеннего солнышка"-непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшей группы....

Конспект ООД по познавательному развитию с элементами лепки, с использованием ТРИЗ технологий: «Помогите колобку!». Старшая группа. 2020г.
Организованная образовательная деятельность «Помогите колобку!» по познавательному развитию для детей старшей группы, с элементами лепки и использован...

Конспект Организационно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) Тема «Решение задач. Логическая задача. Геометрические фигуры» в старшей группе
Задачи. Формировать умение составлять задачи, записывать и читать запись;решать логическую задачу на установление соответствия; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.Закреп...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Наша улица» (Правила дорожного движения) для детей старшей группы
Наблюдение за стоящими автомобилями и движением транспорта во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; работа с дидактическим материалом «Д...

Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Правила безопасного поведения с огнём» для детей средней группы
Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" на тему " правила безопасности с огнем" для детей средней группы...

Конспект проведения организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Играем, правила дорожного движения изучаем» для детей средней группы
Конспект проведения организованной образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" "Играем,правила дорожного движения изучаем" для детей средней г...

