Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ
в группе компенсирующей направленности
Развитие личности ребенка представляет собой формирование предс-
тавлений о взаимосвязи природы и человека. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, поисков действия, проявлению творчества.
Экспериментальная работа с воспитанниками подготовительной к школе группы осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщение их к декоративно - прикладному искусству.
2. Развитие речевой активности детей в процессе освоения средств языковой выразительности.
3. Использование различных видов игровой и театрализованной деятельности в развитии воображения детей.
Работа строилась на базе основных принципов дидактики - взаимосвязь обучения и воспитания, развивающий характер обучения, активность ребенка в деятельности и др. Следует отметить, что в качестве ведущего принципа был выделен принцип интеграции, основанный на взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно - творческой деятельности - игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, художественно - речевой.
Не все они были включены в процесс творчества на равных основаниях: что- то всегда выступает в роли стержня, вокруг которого объединяются другие виды деятельности. Например, приобщение детей к декоративно- прикладному искусству предполагает создание в детском саду среды, насыщенной реалиями народного быта и духовной жизни, ознакомление с декоративно- прикладным искусством на различных занятиях, а также в процессе игровой и театрализованной деятельности.
Так, например, на познавательном занятии старших дошкольников знакомили с промыслом «Волшебная дымка»; в совместной деятельности показывали настольный кукольный театр «Дымковские игрушки»; в изостудии предлагали украсить ткань на платье для дымковской барышни, создать узор на круге или розетте, расписать дымковского коня; в студии ручного труда дети лепили дымковскую игрушку «Конь» из глины, совместно с воспитателем составляли аппликативные узоры из элементов дымковской росписи; на музыкальном занятии участвовали в инсценировке «Вдоль по улице метелица метет».
На этих занятиях особое место занимают дидактические игры, способствующие развитию творческого воображения, прежде всего игры, направленные на усвоение детьми таких операций, как замещение, моделирование и экспериментирование. Игры проводились в три этапа. Основные акценты на первом этапе были сделаны на формировании операции замещения, т.е. установлении связи между символами и предметами: детей учили ориентироваться в разных знакомых системах, видеть в предмете обобщенный символ класса вещей. Например, в дидактической игре «Посади огород» ставилась задача научить использовать абстрактные геометрические фигуры в качестве заместителей реальных предметов. В дидактической игре «Угадай игрушку» детей учили представлять предмет по его схематическому изображению.
Второй этап включал игры, упражнения, задания, направленные на формирование операции моделирования, совершенствование операций замещения и ознакомление с азами экспериментирования. Например, в дидактической игре «Угадайка» детям предлагалось смоделировать целостный образ по его схематическому изображению, по одному признаку (символу). В дидактической игре «Подбери формы» ставилась задача научить детей выделять в предметах признаки формы и ориентироваться на них как на символы.
На третьем этапе решались задачи, направленные на развитие у старших дошкольников операций моделирования и элементов простейшего экспериментирования. Например, дидактическая игра «Незаконченный сюжет» помогала учить детей конкретизировать («оживлять») схематическое изображение. На данном этапе наибольшую сложность представляли игры «Предмет и план».
Экспериментаторы отмечают, что сравнительный анализ уровня развития воображения детей до использования дидактических игр и после, показал эффективность проводимой ими работы. Участники эксперимента отмечают, что для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения с взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...