Информационно-коммуникационные технологии в работе учителя-дефектолога
консультация
Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – дефектолога.
Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, мотивационной сферы.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной среде становится всё более актуальным, особенно в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. ИКТ позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий, обеспечивая индивидуальный подход и доступность учебного материала для каждого ребёнка. Учителя-дефектологи могут применять ИКТ для развития познавательных и коммуникативных навыков, адаптируя технологии под потребности детей с ОВЗ и облегчая процесс усвоения знаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир, в котором живёт, учится и воспитывается современный ребёнок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Найти значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная задача современного педагога.
Информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет и оказывают большое влияние на его развитие. Логично возникает вопрос о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя – дефектолога.
Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, мотивационной сферы.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной среде становится всё более актуальным, особенно в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. ИКТ позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий, обеспечивая индивидуальный подход и доступность учебного материала для каждого ребёнка. Учителя-дефектологи могут применять ИКТ для развития познавательных и коммуникативных навыков, адаптируя технологии под потребности детей с ОВЗ и облегчая процесс усвоения знаний.
Одной из главных причин использования ИКТ в работе с детьми с ОВЗ является возможность мультимедийного подхода к обучению, который включает в себя использование текста, аудио, видео и анимаций. Это позволяет детям легче усваивать информацию, так как материал преподносится в наглядной и интересной форме. Например, для объяснения сложных понятий учитель-дефектолог может использовать интерактивные презентации, где дети могут не только наблюдать за процессом, но и активно взаимодействовать с материалом — нажимать на элементы, выбирать правильные ответы и выполнять задания.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности педагога в ДОУ можно поделить на:
- использование ИКТ при организации коррекционно-воспитательной работы с детьми;
- использование ИКТ в процессе взаимодействия педагога с родителями;
- использование ИКТ в процессе организации консультативной работы педагога с другими педагогическими кадрами.
Направления коррекционной работы учителя – дефектолога с использованием ИКТ:
- Коррекционно-оздоровительное направление – игры на развитие общей моторики, мелкой моторики рук и пальцев, укрепление зрения и зрительной моторики, формирование и развитие речевого дыхания, развитие моторики артикуляционного аппарата и т.д.
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
- Занятия по формированию математических представлений.
- Занятия по развитию речи.
- Занятия по конструированию.
- Работа над развитием и коррекцией познавательных процессов, развитием высших психических функций (восприятие, память, внимание, мышление, воображение).
- Формирование зрительно-пространственных отношений.
- Сенсорно- перцептивное развитие.
В своей работе учителя- дефектолога, я выделила следующие направления использования информационно-коммуникационных технологий, которые доступны для работы с дошкольниками:
- создание презентаций, дидактических игр и упражнений с помощью Microsoft Power Point;
- работа с ресурсами Интернет;
- использование готовых обучающих платформ (программ);
- использование анимированных упражнений;
- использование готовых анимационных игр;
- использование видеофайлов и видеоредакторов
и т.д.
На занятиях я использую разнообразное оборудование:
- компьютер или ноутбук,
- мультимедийный проектор,
- МФУ или принтер,
- музыкальную колонку,
- видео- и фотокамеру.
Мультимедийная презентация – облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Мультимедийные презентации позволяют внести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи педагога и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-дефектологом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
С помощью программы Microsoft Power Point педагог может самостоятельно создавать анимационные игры и упражнения, поскольку это самая простая и доступная всем программа для создания анимации. Для этого в Power Point есть различные инструменты появление, исчезновение и перемещение объектов, добавление звуковых эффектов, работа с гиперссылками и т.д.
Работа с интернет-ресурсами помогает разнообразить занятия яркими картинками, интересными заданиями и упражнениями, необычными учебными материалами, которые можно найти в глобальной сети. Всё это помогает увеличить интерес ребёнка, усилить его концентрацию внимания.
Так же разнообразить занятие помогает использование готовых обучающих платформ (программ). Одним из таких образовательных ресурсов являются образовательные продукты платформы «Робоборик», разработанные компанией «Новый диск». Продукты платформы являются универсальными обучающими инструментами не только для детей, но и для специалистов, так как предоставляют возможность использовать методическую базу образовательной интернет-площадки для более качественной и профессиональной подготовке к занятиям с детьми.
Например, продукт «Стань школьником с Робобориком» содержит следующие инструменты:
- видеоролики, которые помогают объяснять материал детям,
- интерактивные задания позволяют разнообразить занятия, превратив их в интересную игру;
- методические указания к занятиям помогают специалистам грамотно и правильно провести занятие, преподнести выбранную тему;
- а печатные задания помогают закрепить выбранную тему.
Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера (Робоборика), сопровождающиеся звуковым оформлением.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
В интернете можно найти множество анимированных упражнений на дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику: например, ребёнок выбирает упражнение на экране раскручивая колесо, выбирая или переворачивая карточки. Подобные упражнения так же привносят разнообразие в занятия, вызывая интерес ребёнка своей яркостью и динамичностью.
Выбор компьютерных игровых средств играет важную роль для использования ИКТ в коррекционном процессе. В настоящее время, выбор компьютерных игровых программных средств для дошкольников достаточно широк. Например, комплекс игр и упражнений Мерсибо. С помощью интерактивных игр и упражнений по математике, логике, развитию речи и т.д., занятие для ребёнка превращается в интересный и весёлый квест, в котором он выполняет задания вместе с героями и получает одобрение и/или подарок (приз) в виде красивой яркой картинки. В играх Мерсибо для целей здоровьесбережения ребёнок может выполнять упражнения вместе с анимационным героем: например, выполнять пальчиковую гимнастику вместе с обезьянкой или весёлыми привидениями, физразминку вместе с паучком и другими героями, артикуляционную гимнастику вместе со зверятами и другими персонажами и т.д. Так же обычные упражнения на дыхательную гимнастику могут превратиться в увлекательную игру – с помощью микрофона ребёнок может задуть свечи на торте, поднять в воздух вертолёт или сдуть вредителей с грядки, а может управлять драконом. Так же интересно представлена работа с отражённой речью. Ребёнок с помощью компьютера может говорить как эльф, робот, великан или представить себе, что он в горах и послушать эхо.
Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию всех программных задач, поэтому могут использоваться лишь преимущественно с целью разнообразия учебного процесса.
Ну и конечно использование готовых видеороликов или создание собственных с помощью видеоредактора. Видеоролики помогают разнообразить занятия. Также как и слайд-шоу, видеоролики и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, понимание которых вызывает затруднения: например, рост цветка, движение волн и т.д. Кроме того, они позволяют наблюдать за животными, птицами, рыбами, насекомыми в естественных условиях. Таким образом видеофайлы позволяют обеспечить максимальную наглядность информации. Ну и конечно нельзя не отметить, что ребёнку всегда интереснее выполнять упражнения с другими детьми или анимационными персонажами. Поэтому видеоролики также служат и цели здравоохранения, например, цикл «Мульт гимнастика».
Использование ИКТ обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, двигательная.
Практика показала, что при условии систематического использования ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения, значительно повышается эффективность коррекционно – развивающей работы. Об эффективности говорят следующие факторы:
– у большинства детей повысилась мотивация к работе на коррекционно-развивающих занятиях;
– полученные детьми знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
– прослеживается стойкая положительная динамика развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
Следовательно, можно говорить о том, что компьютер это путь к развитию ребенка, помощь в совершенствовании всего коррекционно-развивающего процесса, развитие детской инициативы и любознательности. Использование ИКТ помогает осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к ребенку, создавать элементы развивающей среды и положительный эмоциональный фон на занятии.
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд сложностей:
- При внедрении ИКТ встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находится за компьютером в течение дня, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости.
- Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.
Заключение.
Учитель-дефектолог, умело и эффективно владеющий современными образовательными технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Такое построение обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике не только облегчает труд учителя-дефектолога, но и создает более широкие возможности для формирования познавательных способностей, речи, мелкой моторики и общего развития ребёнка, повышается мотивация детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, это все будет способствовать его успешной социализации в обществе.
Но самое главное, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет педагога, а не заменяет его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - дефектолога
Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно - гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми раннего возраста
В презентации кратко показаны здоровьесберегающие приемы, которые используют в своей работе учителя-дефектологи Дома ребенка с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Информациия об опыте работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий....
Использование компьютерных технологий в работе учителя-дефектолога
Презентация для выступления на педсовете...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога"
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога"...

Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога и учителя - логопеда с детьми с ОВЗ. Глобальное чтение.
Учитель-логопед/|дефектолог в своей работе использует проверенные временем методы, а современные образовательные технологии являются дополнением в его коррекционной деятельности.Использование современ...