"Народные промыслы России"
проект

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство, а мы, взрослые, в свою очередь передаем их знания и творчество своим детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Народные промыслы России"26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»

Тема: «Народные промыслы России»

Подготовила воспитатель

Якунина Э.Ф.

2024 год

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство, а мы, взрослые, в свою очередь передаем их знания и творчество своим детям.

Рассказывая детям о произведениях декоративно-прикладного искусства, мы передаем мудрость народа, его характер, уклад жизни. Поэтому они имеют такое огромное познавательное значение.

По словам В.А.Фаворского, воспитание мира, познание законов эстетики и воспитание вкуса начинается у человека «со стеклянных бус на шее матери, с кувшина воды, с посуды на обеденном столе». Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает культурный уровень детей.

К.Д. Ушинский отмечал, что народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Актуальность:

Искусство, творчество, ремесло, рукоделие – это актуально. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Предметы, окружающие ребёнка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства наши дети будут гордиться нашей страной, любить её, оберегать её природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Таким образом, учитывая всю значимость и важность декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии и проанализировав знания, умения детей, пришли к выводу, что им интересна тема о народных промыслах нашей страны.

Поэтому была поставлена цель: продолжать формировать у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и приобщение к народному творчеству.

Задачи:

  •  познакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
  •  познакомит с декоративно-прикладным искусством: с гжелью, хохломской, дымковской, городецкой, полхов-майданской, филимоновской росписью и промыслом;
  •  научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
  •  развивать творческое воображение, внимание, зрительную память, умение анализировать;
  •  развивать навыки художественного творчества;
  •  воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.

Ожидаемые результаты: повышение интереса детей к народным художественным промыслам России, возникновение чувства патриотизма, развитие творческих способностей.

Вид проекта: информационно-познавательный, творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (с 1 по 11 апреля).

Формы реализации: Беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, рассматривание иллюстраций, художественно-эстетическая деятельность.

Участники проекта: дети – воспитатель.

Материал и оснащение педагогического процесса

Внедрение дидактических игр, использование презентаций, художественной литературы.

1 Этап – Подготовительный.

1. Определение цели проекта.

2. Определение мероприятий.

3.  Создание информационной базы и подбор оборудования для реализации проекта.

2 Этап – Основной. Реализация основных видов деятельности по проекту.

3 Этап – заключительный.

В группе созданы условия для реализации задач проекта, формирования у детей ценностного отношения к результатам труда народных мастеров, народным промыслам России через осуществление творческо-познавательной деятельности.

       Мероприятие

 

1

 Беседа: «Народные умельцы России»

Цель: формирование познавательного интереса к предложенной теме.

 

2

Чтение художественной литературы, стихов, загадок

Цель: воспитание любви к художественному слову, расширение представлений о художественных промыслах России, обогащение словаря.

3

Просмотр презентации «Народные промыслы России»

Цель: получение определенного объема  знаний о народных промыслах; формирование умения видеть и понимать красоту, уважать труд народных мастеров, знакомство с технологией изготовления и декоративными особенностями изделий народных промыслов.

4

Проведение дидактических игр «Деревянная мозаика», «Укрась игрушку», « Подбери Узор к платью барыни», «Назови и расскажи», «Отгадай по описанию».

Цель: закрепление знаний о народных промыслах России.

5

Художественно-творческая деятельность детей (рисование элементов росписи различных народных промыслов)

Лепка: «Украсим посуду», «Декоративная пластина» (прямая пластилинография)

Цель: развитие творческих и изобразительных навыков детей.

Перед тем, как начать с детьми практическую деятельность, подготовила атрибуты, наглядно-дидактический материал, оформила уголок творчества, где все необходимое доступно для детей, пополнила копилку дидактических игр.

Провела беседы и подготовила презентации на темы: «Народные умельцы России», «Золотая хохлома», «Интересные игрушки-свистульки», «Расцвели цветы в садочке» (знакомство с городецкой росписью).

В практической деятельности я учила детей не только выполнять узоры кисточкой но и вылепливать тонкие детали узоров из пластилина.

Меняется время, меняются запросы, меняются условия, потребность в творчестве остается. Поэтому, поставила себе цель на будущее, более углубленно знакомить детей, с народными промыслами России, привлекать родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в старшей группе. «Народные промыслы России»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Коммуникация»Цель:Знакомство детей с изделиями народных п...

Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...

Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России

Рекомендации родителям по лексической теме: "Знакомство с народной культурой. Народные промыслы России"...

Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "

Мини- музей народного декоративно- прикладного искусства " Народные промыслы России "...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...