Развитие речи дошкольников посредством музыкальной деятельности
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Радуга» Моргаушского муниципального округа Чуашской Республики
Выступление на педагогическом совете ДОУ
«Развитие речи дошкольников посредством музыкальной деятельности»
Разработал: Романов Сергей Витальевич,
музыкальный руководитель
2023
Развитие речи дошкольников посредством музыкальной деятельности
Еще десятилетие назад вопрос о развитии речи у детей не стоял так остро, как сейчас. У детей бедный словарный запас, слабо сформирован грамматический строй речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ, и, конечно же, музыкального руководителя. Через музыкально-игровую деятельность детей и педагога возможно так же расширять и активизировать словарь детей.
Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения.
Пение – основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи.
Перечислим кратко ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:
- Основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения.
- Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка.
- Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
- Пение способствует развитию речевых навыков: пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями.
- Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его.
При постановке певческого голоса решаются и речевые задачи:
- совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи;
- прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность;
- формируя навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения, закладываем основы активной монологической речи;
- развивая ладовое чувство, музыкальную интонационную точность, развиваем способность к речевым интонациям.
Слушание
Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.
Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении.
Беседуя с детьми мы расширяем словарный запас детей, обогащаем его образными словами и выражениями. Чтобы они почувствовали её характер, своё отношение к музыке полезно не только говорить о нём, но и предложить подвигаться под музыку.
Музыкальные пальчиковые игры
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение.
Методика использования пальчиковых игр под музыку, предложенная Е. Железновой решает задачи речевого развития в двух направлениях:
- первое направление осуществляется при выполнении самой пальчиковой гимнастики,
- второе направление при стимулировании ребенка к подпеванию песни, то есть к речевой активности.
Игра на детских музыкальных инструментах
Обучение игре на детских музыкальных инструментах – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Этот вид деятельности тоже решает вопросы развития мелкой моторики.
Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте – это в основном шумовые и ударные инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники).
Создание шумовых оркестров – это замечательное средство развития не только метроритмического чувства, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок, извлекая звук, учится его контролировать не только слухом, но и усилием кисти руки. Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд. Это очень развивает слух, что в свою очередь важно для активизации речи ребенка. Поэтому очень важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте, накапливая таким образом бесценный слуховой опыт.
Коммуникативные игры-танцы
Это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше спляшет) и т.д.
Движения и фигуры в таких плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание.
Музыкально-речевые игры
Музыкально-речевые игры основаны на взаимосвязи речи, музыки и движения, и в этом их особая польза для развития ребёнка, поскольку формирование движения у человека происходит при участии речи, а речи при участии движения. Речь основана на движении, и здесь лежит причина, связывающая жест и слово.
Жест как особая форма движения может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению координации между вербальным и невербальным общением.
Музыкально-дидактические игры
Музыкально-дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для развития фонетико-фонематического слуха проводятся музыкально-дидактические игры, которые способствуют поддержанию интереса детей и стимулируют их активность.
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность.
Использование всех выше названных видов музыкальной деятельности позволяет добиться положительных результатов в развитии речи у ребенка.
Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем, прихлопываем различные ритмы, играем. Пойте с вашими детьми, двигайтесь вместе с ними под любую музыку, поощряйте ребенка, когда он сам двигается и поет, услышав песню!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольника посредством двигательной деятельности
1. Создать условия для повышения двигательной деятельности, что способствовало бы развитию речи дошкольника.2. Привлечь к совместному сотрудничеству родителей через использование разнообразных форм ра...

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Консультация. Может использоваться в работе с родителями так и с педагогами....

Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"
Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....

Опыт работы "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Обобщение опыта работы. Мультимедийная презентация....

Проект "Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша!Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет онЖизненной тропой! Г. Попова...

Презентация на тему: "Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора"
Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности, с использованием малого фольклора...

«Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности.»
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе по развитию речи дошкольников средствами музыкальной деятельности....
