Экспериментальная деятельность в дошкольной педагогике
статья
Статья посвящена значению экспериментальной деятельности в дошкольной педагогике. Рассматривается экспериментирование
как важная форма познания, способствующая развитию познавательной активности, логического и критического мышления у детей
дошкольного возраста. Обосновывается необходимость такой деятельности для целостного восприятия ребенком окружающего мира
и успешного личностного становления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность в дошкольной педагогике
Экспериментальная деятельность (экспериментальное обучение, экспериментирование) представляет собой форму активности и познания, базирующуюся на практическом освоении реальных явлений. Для детей дошкольного возраста эта деятельность особенно важна, ведь экспериментирование в дошкольной педагогике рассматривается как необходимое условие для развития познавательной активности и целостного восприятия окружающей среды. Оно способствует формированию основ логического и критического мышления, обеспечивая успешное развитие личности ребенка.
Зарубежные исследования определяют экспериментальное обучение как процесс приобретения знаний посредством опыта. Экспериментирование тесно связано с иными видами активного обучения, такими как ситуационное и совместное обучение. Основатель современной теории экспериментального обучения — Д. Колб, специалист по психологии обучения взрослых и один из ведущих теоретиков экспериментального обучения.
Опираясь на работы Дж. Дьюи, К. Левина и Ж. Пиаже, Колб разработал подход, основой которого является непосредственный процесс обучения, подразумевающий экспериментирование и получение знаний из первых рук в противовес пассивному восприятию опыта других.
Для описания эффективной модели обучения Колб вводит понятие цикла, основанного на поэтапном формировании умственных действий: непосредственный опыт — наблюдение и рефлексия — формирование абстрактных понятий и представлений — активное экспериментирование.
То есть опыт становится основным результатом учебной деятельности, что согласуется с представлениями об экспериментальной деятельности других зарубежных исследователей, которые полагают, что знание в ходе экспериментирования приобретается через опыт.
Экспериментальная деятельность похожа на научное исследование, так как дошкольники учатся планировать процесс получения знаний на доступном им уровне.
Даже на примитивном уровне экспериментальная деятельность формирует у дошкольников умение критически оценивать и сопоставлять информацию, чтобы решить конкретную задачу. Они определяют имеющуюся информацию и выделяют новую, выясняя, нужны или не нужны эти знания.
Если дети в дошкольном возрасте познакомятся с экспериментальной деятельностью, то в дальнейшем у них будет меньше трудностей при обучении в начальной школе, их успеваемость будет выше, повысится мотивация к восприятию нового учебного материала и обучения в целом.
Экспериментальная деятельность может быть представлена и на уровне познавательного процесса дошкольника, и на уровне научного исследования в виде трёх этапов:
- Выдвижение предположения (гипотеза) и постановка цели. В дошкольном возрасте процесс постановки цели может быть ещё не осознанным.
- Выбор методов и средств проверки сделанного предположения, планирование и проведение эксперимента. В дошкольном возрасте это интуитивный выбор без обоснования.
- Оценка результатов эксперимента на основе цели и результатов проверки гипотезы, выводы. Ребёнок получает новые знания о мире, которые запоминает лучше, чем те, которые были получены репродуктивным путём.
У экспериментальной деятельности много общего с игровой деятельностью. Экспериментирование — самостоятельный процесс: ребёнок проверяет предмет на вкус, разбирает игрушку на детали, проверяет реакцию родителей на своё поведение, передвигает предметы и так далее. Это помогает в более старшем возрасте развить умение обрабатывать информацию.
При этом важно иметь в виду, что цель экспериментирования дошкольников — это не результат, а процесс. Организуя экспериментальную деятельность, необходимо использовать доступные методы проведения эксперимента, учитывать возрастные и личностные особенности дошкольников.
Создание педагогических условий для экспериментирования в дошкольной образовательной организации
Прежде всего в дошкольной образовательной организации необходимо создать благоприятные педагогические условия для экспериментирования. К их числу относятся:
- организация развивающей предметно-пространственной среды;
- готовность педагога к работе с детьми;
- привлечение родителей к организации экспериментирования.
Если правильно организовать РППС, удастся одновременно включить в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. РППС должна соответствовать требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетической привлекательности. Кроме этого, она должна быть открытой, незамкнутой системой, которую можно изменить и скорректировать, наполнить материалами, чтобы организовать опытно-экспериментальную деятельность детей.
Для экспериментирования в группе создаётся центр экспериментирования или центр науки и мини-лаборатория. Здесь необходимо разместить:
- постоянную выставочную мини-экспозицию с коллекциями минералов, кристаллов, ракушек, засушенных растений и так далее;
- приборы и материалы природные и бросовые (вода, песок, опил);
- специальный стол и оборудованное место для проведения опытов.
В центре экспериментирования размещаются дидактические материалы:
- схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов;
- таблицы и рисунки с изображениями разнообразных природных сообществ;
- книги, справочники, энциклопедии, тематические альбомы, учитывающие возрастные особенности детей;
- вещества и материалы, распределённые по группам: бумага, резина, стекло, пластик;
- природный и бросовый материал, технические материалы (болты, детали конструкторов, проволока);
- бумага разных видов (креповая, наждачная, копировальная и так далее);
- разнообразные пищевые и непищевые красители;
- колбы, пинцеты, пипетки и другие предметы и материалы медназначения;
- лупа, песочные часы, микроскоп и другие приборы для экспериментирования.
Также в центре экспериментирования должны быть резиновые перчатки, фартуки и халаты для детей.
Чтобы развивать самостоятельность у детей старшего дошкольного возраста, в центре необходимо создать картотеку экспериментов и опытов.
Структура карточки:
- Цель и задачи эксперимента.
- Содержание эксперимента.
- Алгоритм проведения.
- Необходимое оборудование.
- Предполагаемый результат экспериментирования.
Картотека позволяет систематизировать материалы по экспериментированию с учётом возраста детей, тематики опытов, программного содержания и результатов.
Роль педагога в организации экспериментальной деятельности дошкольников
Педагог играет важную роль в процессе организации экспериментальной деятельности. В зависимости от уровня сформированности исследовательских навыков и умений у детей изменяется доля активности педагога.
Первые представления об экспериментировании
Педагог ставит перед детьми проблему и выстраивает ход её разрешения.
Дети находят решения поставленной задачи.
Дальнейшее развитие исследовательской активности
Самостоятельность дошкольников растёт. Для её формирования детей можно объединить в мини-группы, чтобы они могли коллективно искать решение поставленной проблемы.
Педагог помогает.
Проявление активности и самостоятельности на всех этапах эксперимента
Дети сами ставят проблему, выбирают средства для её решения, ищут способы и формулируют выводы.
Педагог наблюдает.
Таким образом, педагог может выполнять роль активного участника, помощника или наблюдателя. Но в любом случае он помогает раскрывать потенциал детей, развивать их исследовательскую активность, формировать субъектную позицию в деятельности.
Педагог выступает в роли равноправного партнёра, включённого в деятельность наравне с детьми и обеспечивающего добровольное присоединение детей к деятельности без принуждения.
Сферы деятельности для организации экспериментирования
Экспериментируя, дети учатся ставить цель, определять задачи, решать проблемы опытным путём, выдвигать предположения, проверять гипотезы и делать выводы по результатам эксперимента. Это в свою очередь развивает детскую любознательность, на основе которой формируется познавательный интерес.
Экспериментировать можно в любой сфере деятельности дошкольников: в игровой, непосредственно образовательной, на прогулке, при приёме пищи.
На прогулке дети могут предполагать, как и что происходит со снегом, сосульками, льдом, когда их нагревает солнце, как устроена снежинка и почему скрипит снег.
Развивая исследовательскую активность, необходимо организовать наблюдение. Тогда дети познакомятся с внешними признаками самых разных объектов окружающего мира, сформируют необходимые навыки и умения, помогающие познавать окружающий мир и преобразовывать его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Статья: "Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте"
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с т...
Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...
Экспериментальная деятельность младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития»
консультация для воспитателей...
«ДЕТСКИЕ ОТКРЫТИЯ» Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в мини-лаборатории детского сада «Маленький исследователь»
Программа по детской экспериментальной деятельности разработана для всех возрастов детского сада с учётом ФГОСПрограмма даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его...

Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...
- Мне нравится (1)

