Мастер-класс «Развитие технического творчества дошкольников через создание подвижных игрушек»
материал
Мастер-класс «Развитие технического творчества дошкольников через создание подвижных игрушек»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 74.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая мастерская
- «Развитие технического творчества дошкольников через создание подвижных игрушек»
- Цель:демонстрация возможности создания подвижных игрушек для развития технического творчества детей дошкольного возраста
Задачи:
- Продемонстрировать актуальность развития технического творчества у детей дошкольного возраста.
- Познакомить со средством развития детского технического творчества - подвижные игрушки.
- Познакомить участников мастер-класса с приемами работы по развитию технического творчества дошкольников.
Оборудование:флипчат\магнитная доска, схема «Этапы работы».
Для фокус-группы: конверты с заданиями, раздаточный материал, лист А2, клей, фломастеры.
Для рефлексии: лист размером А2 с надписью «игрушка».
Методы обучения: лекция, объяснение; проблемные вопросы, дискуссия, инструкция (словесная, по схеме), рефлексия.
Может ли дошкольник придумать совершенно новое изобретение?
С большей вероятностью можно утверждать, что нет. Однако творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, что доказали отечественные психологи и педагоги.(Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.).
4.Они определяют детское творчество как:
- создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком),
- придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, поновому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.,
- применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации.
- проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Лев Николаевич Толстой говорил: «Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать».
Николай Николаевич Поддъяков писал "Детское экспериментирование - стержень любого процесса детского творчества".
Я соглашусь с мнением педагога и психолога, и считаю, что детское творчество это значит изобретать, пробовать, делать ошибки экспериментировать, и получать от этого удовольствие. Именно техническое творчество является наиболее эффективным средством развития.
С позиции теории Александра Владимировича Запорожца об обогащении развития детей, важнуюрольвформированиитворчестваиграютдеятельности, в том числе и конструирование.
5.Организуя деятельность по развитию детского технического творчества опираюсь на принципы ФГОС ДО и положения ФОП ДО.
Все дети любят подвижные и динамичные игрушки. Конечно, проще купить такие игрушки в магазине, но куда интереснее, и что самое важное и полезнее изготовить их своими руками.
Что же такое детское техническое творчество?
6.Детское техническое творчество это целенаправленная деятельность детейкоторая предполагает не только изготовление продута (объекта), но и способы его создания. (Юрий Николаевич Столяров – российский ученый, доктор педагогических наук).
7.Цель практики: развитие технического творчества дошкольников в конструктивной деятельности через создание подвижных игрушек.
Задачи:
Для детей:
- развитие конструктивно-технических навыков дошкольников в конструировании с различными материалами через создание подвижных игрушек.
Уважаемая фокус-группа приглашаю вас принять участие в мастер-классе.
Приглашаю фокус-группу. Предлагаю вам разделиться на две подгруппы.
Задание для группы 1
Определить педагогические методы для каждого этапа развития творческого процесса. (листочки)
Содержание конверта:листы с этапами развития творческого процесса и основные методы.
Задание для группы 2.
Ваша задача изготовить подвижные игрушки с помощью технологических карт. Придумать прототип игрушки или явления, на основе которого изготавливается игрушка. Все материалы находятся в конвертах. Выбирайте себе конверт.
Содержание конверта:технологическая карта, крышки, заготовки, фломастеры.
Работа с залом.
Пока фокус-группа выполняет задания, я расскажу, в чем заключается системность практики.
Системность практики заключается в поэтапной ее реализации:
На первом этапе деятельность дошкольников ориентирована на создание условий для развития у детей проблемно-поисковой и исследовательской деятельности и ответов на вопросы: «Что и как исследуем?», «Что и как изучаем?»Создаю проблемные ситуации, задаю проблемные вопросы: например, «Почему неваляшка не ложится?», «Как можно заставить предмет двигаться?». Дети выдвигают гипотезы, обследуют предмет или прототип игрушки. Чтобы активизировать воспитанников я использую мозговой штурм. Ребята выдвигают всевозможные версии решения проблемы, даже самые непонятные и фантастические. Из всех идей мы выбираем самые реалистичные и удачные, которые смогли бы применить на практике. Для меня, как педагога главной целью метода является получение как можно большего количества различных вариантов ответов по творческой работе.
Для поддержания интереса детей к конструированию выбираю игрушки с необычными свойствами, нарушающими привычные бытовые представления о законах физики: неваляшка, различные виды вертушек, попрыгунчики. Часто идеи для создания игрушек возникают от вопросов детей: например, как это работает. Почему крутится, почему этот летит, а этот уже упал?
Далее дети осваивают алгоритм деятельности. На данном этапе дети учатся выбирать материалы, последовательность своих действий, учатся владеть своим временем. Метод моделирования позволяет детям определять алгоритм своей будущей деятельности.
После обсуждения плана действий озвучиваем «Какой продукт создадим?». Это процесс от замысла до реализации.
На данном этапе могут возникнуть две ситуации:
- эксперсс-ситуация- спонтанно складывающаяся (это случайные решения или вопросы детей;
- запланированные – мы создаем ситуации, стимулирующие детей к каким-либо поискам, провоцирует к определенным действиям.
Самое интересное и захватывающее для детейпродуктивная деятельность на основе технического конструирования с элементами художественного. В ходе ее проведения возникают «научные» споры, выдвигаются новые гипотезы, ответы на вопросы «почему не получилось», «как сделать по-другому».
При техническом конструировании математика интегрируется в образовательный процесс. Через анализ, синтез и создание новых моделей решаем задачи по направлениям: величина, форма, пространство; у дошкольников развивается логика и алгоритмическое мышление.
В результате создания подвижных игрушек через техническое конструирование дошкольники вовлечены в разные виды активности: в исследовательской деятельности дети выявляют взаимосвязи; техническое творчество связано с изучением объектов, материалов, инструментов, технических приемов; все игрушки, изготовленные детьми используются в свободной игровой деятельности; развивается коммуникативная сфера, формируются навыки коллективной работы, дети учатся договариваться, правильно задавать вопросы, отстаивать точку зрения; в проектной деятельности у детей развивается воображение, творческое мышление, развиваются познавательные интересы.
11.Таким образом, в результате реализации практики дошкольники демонстрируют умения достигать цели с учетом поставленной задачи, имеют представления о пространственных положениях объектов при конструировании, генерировать идеи, умение самостоятельно выполнять функциональные конструкции, способность к изобретательству собственных технических объектов.
Опыт работы по развитию технического творчества дошкольников был представлен на муниципальных методических площадках: городских методических объединениях, мастер-классах для педагогов и родителей.
Давайте обратимся к фокус-группе. Что у Вас получилось?
Вы правильно определили педагогические приемы для каждого этапа развития творческого процесса.
Рефлексия.
А теперь я предлагаю оценить значение подвижной игрушки для развития технического творчества детей. Прошу вас придумать расшифровать слово «игрушка», обозначив каждую букву слова определенной характеристикой
И -интересный
Г - гармоничный
Р - развитие
У – удивительный, увлекательный
Ш – шаг за шагом,
К - креативный
А–активный, активность
Вы отразили все ключевые моменты детского технического творчества.
Вопрос в зал.
Какие игрушки помогают развивать интерес к техническому конструированию?
вывод: каждая
система обучения дошкольников, направленная на развитие
творческих способностей, должна также ставить и другие
— развитие у детей мышления (логического и образного),
— развитие произвольности (умение ставить цель и доби-
— развитие самостоятельности и свободного поведения (вы-
бор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение
собственной задачи и способов ее решения и т.п.).
Отечественные психологи выделили показатели, с помощью
которых «распознается» детское творчество.
Это:
— новизна продукта (субъективная),
— оригинальность,
— вариативность решений,
— интеллектуальная активность,
Педагог, специалист по дошкольному образованию Флерина Евгения Александровна.
Классификация игрушек:
- Игрушки моторно - спортивные и тренировочные (мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол и т. д.), развитию мелкой моторики, глазомера (бирюльки, мозаика и т. п.).
- Игрушка сюжетная, игрушка-образ: люди, животные, транспорт, машины, мебель и пр.
Содействие творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его.
- Творчески трудовая игрушка.
— полуфабрикаты, из которых ребенок сам создает образ и затем играет. К этому типу игрушек относятся всевозможные строительные материалы, конструкторы, разборные модели, наборы полуфабрикатов. Процесс игры здесь осложнен творческим трудовым моментом, который выдвигается на первое место (сначала нужно сделать, потом играть). Процесс игры с таким типом игрушек своеобразен и не похож на два предыдущих. Третий тип игровых материалов дает возможность широк о упражнять и развивать конструктивные способности ребенка и техническое изобретательство, ребенок знакомится с технологией материала, с инструментом, приучается к труду, эти материалы приобретают особое значение в деле трудового, политехнического воспитания. Связь конструирования с игрой дает большую продуктивность детской работе. Ребенок увлекается техникой, моделированием, расширяет свой технический кругозор, приобретает ценные технические навыки.
- Техническая игрушка
Это игрушка, которая подводит детей к производству и технике, а именно: к изучению свойств материалов, к процессу и метод у обработки, получению и использованию энергии и т. д. К технической игрушке мы также отнесем игрушку, которая развивает конструктивные ости и техническое изобретательство, подводит к определенным трудовым навыкам.
Требования к технической игрушке:
1) Игрушка прежде всего должна быть технически грамотной. Это значит —- соответствовать изображаемом у предмет у, быть вполне целесообразной, давать нужный эффект движения.
2) Материал, из которого сделана техническая игрушка, может и не соответствовать реальному предмет у (например, деревянный паровоз, автомобиль). Но в то же время особого произвола в подборе материала не должно быть. Тема, материал и способ оформления требуют целесообразного взаимодействия, экономного, выразительного и действенного технического образа. Отрицательными образцами, например, нужно считать аэросани или легковой автомобиль, сделанные из толстых тяжелых досок, отчего они теряют (подделка) материала, например окраска дерева под металл, под глину и пр.
3) Механизм движения в технической игрушке должен быть хорошо действующим, прочным, доступным пониманию детей того возраста, на который игрушка рассчитана. Необходимо, чтобы механизм был открыт и его можно было рассмотреть, не ломая игрушки. Этих необходимых качеств обыкновенно нет в игрушке рынка: механизм ее бывает скрыт от глаз ребенка, плохо действует и моментально ломается. Хорош ов игрушке употреблять прочный резиновый мотор как простейший двигатель, часовой механизм как более сложный. Для ребят школьного возраста возможны двигатели внутреннего сгорания (бензиновый моторчик, паровой двигатель). Для дошкольников такие двигатели можно употреблять лишь под руководством педагога.
4) Если техническая игрушка подражает тому или иному производственному процессу, то приемы и трудовые навыки она должна давать правильные. Она должна вызывать у ребенка сознание необходимости соблюдать определенные условия. Например, в таких игрушках, как печатный станок, фотопечатание, ткацкий станок и пр., ход производственного процесса в основном должен быть правильным, причем вполне допустимо упрощение процесса, для того чтобы сделать игрушку более доступной ребенку.
5) Техническая игрушка должна развивать конструктивное творчество, техническое изобретательств о (например, все игрушки третьего типа, см. ниже 1: конструкторы, строительные материалы, полуфабрикаты, разборные модели).
6) Техническая игрушка в целом должна расширять технический кругозор ребят, направлять их интерес к строительству и технике.
- Настольные игры.
- Веселая игрушка.
- Музыкальные игрушки: поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты (цимбалы, бубенцы и пр.), игрушки с музыкальной мелодией, музыкальные каталки, волчки, коробки и др.
- Театральная игрушка: теневой театр, панорама, театр игрушек, марионеток, наборы для творческих инсценировочных игр ребят и пр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования....
«Создание условий для развития технического творчества дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»
Из опыта работы инновационной площадки по апробации парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеровСП «Детский сад №4» ГБОУ ООШ №7 г. Сызрани»...

Мастер - класс «Лего-конструирование как средство развития технического творчества дошкольников»
Цель: повысить знания родителей теоретическим и практическим аспектам применения конструкторов в развитии конструкторских и технических способностей личности ребенка. Провести практическое занятия с р...
Родительский клуб "Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику"
Родительский клуб "Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику" ...
Мастер-класс для родителей: «Развитию технического творчества дошкольников через ТИКО-моделирование»
Материал будет полезен воспитателям ДОУ и родителям....

Мастер-класс по развитию технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико - моделирование на тему: «Корзина для девочек»
Целью данного мастер-класса было обучение конструированию корзины по схеме и изготовление её из тико-конструктора. Были поставлены следующие задачи: -Познакомить детей с тико- ...

Мастер-класс по развитию технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников через Тико-моделирование
Совр.Задача современного педагога: научить дошкольников основам технического творчества и сегодня в этом нам может помочь ТИКО-конструктор....

