проблема читательской культуры семьи на современном этапе развития общества
материал

Белкова Виктория Сергеевна

Во все времена чтение являлось средством становления личности, раскрывая ее индивидуальные особенности. Читательская культура является основой познавательного, социального, художественного и духовного развития человека. Однако на сегодняшний день, в современном мире, роль книг постепенно утрачивает свое значение,в современном мире кризис чтения ознаменовался во всемирном масштабе. Отсюда и проблема семейного чтения в современном обществе стоит очень остро: и дети, и родители проводят большую часть времени перед компьютером или телефоном и все меньше времени с книгами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_kultura_teoriya_noyabr_2023god.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Якубовская Арина Павловна,

студента3 курса

ИНПО ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан,

Белкова Виктория Сергеевна,

воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад «Хрусталик», г. Абакан

Научный руководитель – Горбунова Олеся Федоровна,

канд. пед. наук, доцент ИНПО

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова», г. Абакан

ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Во все времена чтение являлось средством становления личности, раскрывая ее индивидуальные особенности. Читательская культура является основой познавательного, социального, художественного и духовного развития человека. Однако на сегодняшний день, в современном мире, роль книг постепенно утрачивает свое значение,в современном мире кризис чтения ознаменовался во всемирном масштабе. Отсюда и проблема семейного чтения в современном обществе стоит очень остро: и дети, и родители проводят большую часть времени перед компьютером или телефоном и все меньше времени с книгами.

В общефилософском и культурологическом смысле под читательской культурой понимается часть общей культуры человека, которая включает целый комплекс знаний, умений и чувств читателя, обеспечивающий полноценное и глубокое восприятие произведения. Их развитие базируется, прежде всего, на интересе к чтению. Таким образом, читательская культура – это часть общей культуры человека, которая включает ряд знаний и умений и чувств читателя, обеспечивающий восприятие произведения; это определенный уровень развития читательских умений, потребностей и кругозора: устойчивый интерес к чтению и книгам. Читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к чтению и выборе читаемого произведения [1].

Проблема читательской культуры на этапе развития общества заключается в отсутствии потребности в чтении у взрослых, а это приводит к отсутствию интереса к книгам и чтению у детей. Семейное чтение подготавливает ребёнка к взаимоотношению с книгой, формирует потребность в чтении и читательскую культуру, поскольку первые шаги на пути к книге ребёнок делает вместе с родителями. Именно в семье рождается читатель. Формирование читательской культуры детей является актуальной задачей, для решения которой используется семейное чтение [4].

Развитие интереса к чтению должно иметь ещё и правильное организованное руководство, поскольку руководство чтением отвечает потребностям самого ребёнка в развитии, в приобщении к культуре, чего он самостоятельно, без помощи взрослого, сделать не способен.

Семейное чтение – процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, это один из эффективных методов, позволяющий развивать интерес к книгам, воспитывать любовь к чтению детей и родителей. Включение родителей в работу по формированию читательской культуры у дошкольников прививает любовь к чтению у детей, интерес к книге. Ведь в первую очередь, ребёнок берёт пример со своих родителей и близкого окружения. Если родители положительно относятся к чтению, интересуются литературой, читают дома вместе со своими детьми, демонстрируют ребёнку правила пользования книгой, сами часто читают, то такие привычки станут значимым фактором в формировании качественной читательской культуры у детей. Дети так же постепенно начнут интересоваться книгами, рассматривать страницы и уже сами просят родителей почитать им.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема читательской культуры современной семьи является сегодня значимой и актуальной. Перед нами стоит двойная задача – формирование читательской культуры и у детей, и у родителей.

Руководствуясь данными фактами, мы провели эмпирическое исследование по изучению проблемы читательской культуры семьи на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Абакана «Центр развития ребёнка - детский сад «Хрусталик». В исследовании приняли участия  30 родителей. Метод исследования – анкетирование. Для получения представлений об организации домашнего чтения в  семье, а так же привычках чтения ребенка, нами был разработан опросник для родителей. Вопросы в анкете закрытого типа, родителям необходимо было выбрать один из предложенных вариантов.

Анализ результатов анкетирования родителей показал следующие результаты: на вопрос «Есть ли у Вас дома библиотека» 53% дали положительный ответ, а 47% - ответили «нет».

Второй вопрос был уточняющим для родителей, которые ответили ответ «да» в предыдущем:  «Если да, что она собой представляет». Так 33% родителей отметили, что это книжные полки, 13% - стеллажи с книгами, и 7%  - книжный шкаф.

У 77% родителей дома у ребёнка есть своя книжная полка или уголок с книгами, 23% родителей ответили, что отдельной полки с детскими книгами ребёнка нет.

На вопрос «Посещаете ли Вы с ребёнком библиотеку» большинство родителей ответило «нет» - это 70%, и только 30% указало вариант «очень редко».

На вопрос «Часто ли вы читаете ребёнку книги» 40% родителей дали положительный ответ, 43% - очень редко, и 17% ответили отрицательно. Таким образом, мы видим, что большинство родителей библиотеку не посещают,  книги своему ребенку читают редко или от случая к случаю, есть и такие, которые совсем не читают ребенку книги.

После прочтения книги 27% родителей указало, что беседуют с ребёнком о прочитанном, обсуждают героев произведений и высказывают своё отношение к прочитанному, 66%делают это не всегда, и 7% не разговаривают о прочитанном с детьми.

Включать мультфильмы детям вместо прочтения книги предпочитают 67% родителей, обосновывая это тем, что у родителей недостаточно свободного времени для чтения и им гораздо удобнее включить сказку на телефоне или мультфильм; ставшиеся 33% - сказали о том, что предпочитаютчитать детям книги и сказки.

На вопрос: «Внимательно ли и  с удовольствием слушает ваш ребёнок, когда ему читают вслух» 87% родителей ответили положительно, ребёнок с интересом наблюдает за книгой и родителями в пройесссе чтения; 13% родителей ответили «нет», комментируя это тем, что ребёнок постоянно отвлекается или напрямую говорит, что ему не нравится слушать сказку прямо сейчас.

Большинство родителей указало, что их дети проявляют самостоятельную инициативу в рассматривании книг, рассматривают иллюстрации и высказывают соё предположение, о чм написано в книге – это 73%, у остальных родителей дети интерес к книгам не проявляют - 27%.

Нам было интересно узнать, читают ли родители детям книги на ночь, - 37% родителей дали положительный ответ, сказали о том, что читают детям на ночь сказки, 43% сказали о том, что читают редко и предпочитают включить сказку на телефоне, а не читать самостоятельно; 20% родителей дали отрицательный ответ, детям на ночь сказки не читают.

В последнем вопросе «Дарите ли вы книги ребёнку в день рождения и на праздники» 40% родителей подтвердили данный факт, а большая часть - 60% - книги детям на праздники не дарят, а дарят игрушки, одежду, планшет или то, что ребенок захочет.

Таким образом, анализируя результаты нашего исследования митодики, можно констатировать, что существует проблема читательской культуры в семьях, родители уделяют гораздо меньше времени за чтением книг со своими детьми и предпочитают использовать планшет или телефон для прослушивания аудиосказок, а не читать ребёнку лично. Отсюда и дошкольники проявляют слабый интерес к книге.

Подводя итоги нашего исследования, мы с уверенностью можем сказать, что необходима целенаправленная работа с родителями  и детьми дошкольного возраста по формированию читательской культуры современной семьи. Необходимо знакомить детей и родителей с книжным миром, воспитывать понимание и потребность в чтении книг, поскольку культура чтения является частью общей культуры личности, его компонентом, который предполагает потребность в чтении и устойчивый интерес к нему. Процесс формирования читательской культуры не должен оставаться в стороне, поскольку это влияет не только на успешное овладение человеком чтением, но и на его культуру в целом. Если в раннем детстве ребёнок будет слушателем, потом, обучившись грамоте, он будет и читателем.

Библиографический список

  1. Тюнников Ю.В. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя // Дошкольное воспитание. 2005. № 9. С. 31–38.
  2. Чубарьян, О. С. Словарь библиотечных терминов / О.С. Чубарьян, И.М. Суслова, Л.Н. Уланова. – М.: Книга, 2018. – 80 с..
  3. Чушкина, С. Е. О подходах к определению понятия читательская культура / С.Е.Чушкина // Филология и искусствоведение. - 2015. - №2. – 18 с.
  4. Шулер, И.В. Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды / И.В. Шулер. - Тюмень, 2011. – 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья - есть основа развития общества

Семейный климат  детей с нарушением интеллекта желает оставлять лучшего, родители испытывают затруднения в таких вопросах: как надо воспитывать своего ребенка? Возникает много других вопрос...

"Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников на современном этапе развития общества"

Помощь воспитателям по патриотическому воспитанию дошкольников в детском саду....

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.(Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Толерантность и дошкольное образование: проблемы взаимодействия ДОУ, семьи, общества").

На современном этапе развития отечественной системы специального образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья осуществ...

Консультация для родителей "Формирование читательской культуры в семье. Организация чтения дома"

Вы знаете, что ваш ребенок может получить информацию через телевизор, компьютер, радио, беседуя со сверстниками и т.д. А главным доступным источником информации, которая нравственно и духовно обогащае...

Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. В современном российском общес...

Статья "Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества"

     В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями....

"Повышение педагогической культуры семьи как условие развития творческого потенциала ребенка"

В современном стремительно развивающемся информационном обществе мыслящие, мобильные личности с неординарным мышлением, широким кругозором, умеющие ставить и решать нестандартные задачи будут иметь бо...