создание условия для развития у детей самостоятельности и инициативы
материал
самостоятельность и инициатива очень важный апсект совремменой жизни, и очень важно научить детей проявлять эти качества как можно чаще
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условия для развития у детей
самостоятельности и инициативы
В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: «воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора».
Инициатива – первый шаг в каком-либо деле.
Инициативность в детском возрасте равна любознательности, пытливости ума и видна во время общения, игровой деятельности, в творчестве.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Это качество – признак готовности к школе. Наличие данного качества можно выявить, например, через наблюдения за ребенком во время игры, во время выполнения поручений взрослых.
Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности
Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат.
Роль воспитателя – в стимуляции действий, доводящих до конца начатое дело.
Этапы развития самостоятельности
I этап. Формирование умений - установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания: на первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.
II этап. Применение умений - взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности: понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи.
III этап. Творческое применение умений в новой ситуации - на этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности: педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.
Всегда нужно помнить про методы стимулирования, побуждения к действию:
Поощрение - метод выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности воспитанников. Он закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награда.
Соревнование - это метод устремления естественной потребности воспитанников в соперничестве. С помощью соревнования происходит воспитание нужных им и обществу качеств (физические, моральные, эстетические и др.)
Рассмотрим условия развития детской самостоятельности, инициативы в условиях детского сада:
-- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а также партнёров для совместной деятельности (обновление развивающей предметно-пространственной среды)
-- Мотивирование детей принимать решения, без страха выражать свои чувства и мысли.
-- Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу».
-- Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».
-- Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
-- Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, например проектная деятельность
Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.
Детская инициатива и самостоятельность выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, а так же полноправным участником, субъектом социальных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей
Выступление на методическом совещании по вопросам работы с одаренными деттьми в условиях ДОУ...

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей
Выступление с докладом на педагогическом совещании по воросам работы с одаренными детьми в ДОУ...

Критерии создания условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира
Критерии создания условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира:- знакомство с различными свойствами веществ: твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плав...
Актуальность создания условий для развития креативности детей старшего дошкольного возраста через использование сказки
Статья обращает внимание на актуальность создания условий для развития креативности дошкольников через использование сказки, а также знакомит со способами и приемами сочинения сказок....

План работы по самообразованию "Создание условий для развития речи детей посредством театрально – игровой деятельности"
Образовательный проект...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»
Данный семинар-практикум проводился в рамках работы Муниципального методического профессионального объединения для воспитателей ДОО по направлению "Социально-коммуникативное развитие воспитаннико...
