создание условия для развития у детей самостоятельности и инициативы
материал

Белкова Виктория Сергеевна

самостоятельность и инициатива очень важный апсект совремменой жизни,  и очень важно научить детей проявлять эти качества как можно чаще

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_samostoyatelnost_i_initsiativa.docx15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условия для развития у детей

самостоятельности и инициативы

В нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: «воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора».

Инициатива –  первый шаг в каком-либо деле.

Инициативность в детском возрасте равна любознательности, пытливости ума и видна во время общения, игровой деятельности, в творчестве.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Это качество – признак готовности к школе. Наличие данного качества можно выявить, например, через наблюдения за ребенком во время игры, во время выполнения поручений взрослых.

Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности

Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат.

Роль воспитателя – в стимуляции действий, доводящих до конца начатое дело.

Этапы развития самостоятельности

I этап. Формирование умений - установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания: на первом этапе роль взрослого очень велика. А все задачи, которые ставятся перед ребенком, решаются только в совместной деятельности, многие вещи демонстрирует педагог сам, инициирует детей на повторение или действие по аналогии, подводит к обсуждению этого действия. В конечном счете, вся работа сводится к выработке набора умений, которыми должен владеть ребенок, чтобы решать те или иные образовательные задачи.

        

II этап. Применение умений - взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности: понимая, что дети владеют уже набором умений и некоторых представлений педагог дает задания по аналогии и стимулирует их к самостоятельному решению той или иной задачи.

III этап. Творческое применение умений в новой ситуации - на этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности: педагог выступает в роли наблюдателя, направляя детей в деятельности. Детям предлагается самим поставить цель, самим сформулировать задачи и выбрать необходимые средства для реализации этих задач.

Всегда нужно помнить про методы стимулирования, побуждения к действию:

     Поощрение - метод выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности воспитанников. Он закрепляет положительные навыки и привычки. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, награда.

   Соревнование - это метод устремления естественной потребности воспитанников в соперничестве. С помощью соревнования происходит воспитание нужных им и обществу качеств (физические, моральные, эстетические  и др.)

Рассмотрим  условия развития детской самостоятельности, инициативы в условиях детского сада:

-- Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а также партнёров для совместной деятельности (обновление развивающей предметно-пространственной среды)

-- Мотивирование детей принимать решения, без страха выражать свои чувства и мысли.

-- Создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу».

-- Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!».

-- Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

-- Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, например проектная деятельность

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской  инициативы является групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Детская инициатива  и самостоятельность выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, а так же полноправным участником, субъектом социальных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей

Выступление на методическом совещании по вопросам работы с одаренными деттьми в условиях ДОУ...

Создание условий, способствующих развитию одаренности детей

Выступление с докладом на педагогическом совещании по воросам работы с одаренными детьми в ДОУ...

Критерии создания условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира

Критерии создания условий для развития у детей интереса к физическим явлениям и свойствам окружающего мира:- знакомство с различными свойствами веществ: твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плав...

Актуальность создания условий для развития креативности детей старшего дошкольного возраста через использование сказки

Статья обращает внимание на актуальность создания условий для развития креативности дошкольников через использование сказки, а также знакомит со способами и приемами сочинения сказок....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Создание условий для развития у дошкольников самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Данный семинар-практикум проводился в рамках работы Муниципального методического профессионального объединения для воспитателей ДОО по направлению "Социально-коммуникативное развитие воспитаннико...