обобщение из опыта работы «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
учебно-методический материал (старшая группа)
То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Ребенок еще не умеет логически мыслить, то и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими утверждениями. Ребенок не любит наставлений, то и сказка не учит его напрямую.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»
«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Воспитатель:
Домбровская О. С.
2025г.
«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
В.А. Сухомлинский считал, что «…Чтение сказок – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка…», «…Сказка – это зернышко, из которого подрастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»
То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Ребенок еще не умеет логически мыслить, то и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими утверждениями. Ребенок не любит наставлений, то и сказка не учит его напрямую.
И поэтому тема моего обобщения: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Актуальность моей работы заключается в следующем:
Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. ФОП ДО позволяет осуществлять формирование основ гражданской и культурной идентичности дошкольников на соответствующих их возрасту содержании доступными средствами. Я считаю, что одним из таких средств является благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей -это русские народные сказки. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка-носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в нашем современном обществе. Именно сказка играет важную роль в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая важную информацию. Сказка помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие.
Легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия духовности и нравственности через сказку. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом.
Через сказку дети познают свое место в этом мире, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости.
Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в апробации на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Практическая направленность.
Данную работу может реализовать любой заинтересованный воспитатель ДОУ.
Я для себя сформулировала цель: выявить влияние русских народных сказок на воспитание у детей духовно-нравственных качеств, развивая при этом речь.
Для реализации цели был определен ряд задач:
1.Изучить сущность проблемы использования сказки как средства духовно-нравственного воспитания в психолого-педагогической, научной методической литературе.
2.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками, воспитывая любовь к художественной литературе и ценностное отношение к книге.
3.Приобщать детей к истокам народной культуры.
4.Работать над связной речью, формируя её выразительность.
5.Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
6.Поддерживать стремление детей рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях, развивать эмоциональную отзывчивость.
7.Привлечь родителей к воспитанию у детей любви и интереса к русской народной сказке в условиях семьи.
Для решения задач я проводила следующую работу.
Изучила научно-методическую литературу, мне понравились следующие источники: Кондрашовой Натальи Владимировны «Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок», Ольги Алексеевны Шороховой «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников», статья из журнала за 2005 год «Дошкольное воспитание» И. Зиминой «Народная сказка в системе воспитания дошкольников».
Авторами представлены научно-методические основы использования народных сказок в процессе приобщения дошкольников к духовному и этнокультурному наследию русского народа, представлены направления работы с дошкольниками, разнообразный речевой материал, подобранный с учетом произносительных возможностей ребенка.
Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизации.
Разработала перспективное планирование по ознакомлению детей с русской народной сказки. Свою работу я начала со второй группы раннего возраста. Я столкнулась с некоторыми трудностями при корректировки перспективного плана, так как с 1сентября 2023г обязательная часть нашей образовательной программы была перестроена в соответствии ФОП ДО, которая включает примерный перечень литературных произведений. Внесла коррективы в перспективное планирование.
В своей работе с детьми использовала следующие формы:
- Чтение.
Выразительное чтение настраивает на положительные эмоции и облегчает усвоение содержание сказки. В момент чтения сказки я напоминала детям о бережном и аккуратном обращении с книгой.
- Пересказ.
В процессе рассказывания я допускала сокращение текста, переставляла слова, включала пояснения. Однако, главное в передаче рассказчика - это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.
- Этическая беседа.
Этическая беседа – благоприятный прием, в ходе которого я уделяла и уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их к поступкам. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах.
- Театрализованные постановки.
Театрализация - одна из любимых видов деятельности, занятия театром всегда несут детям радость, пользуются у них неизменной любовью. В младшем возрасте наши воспитанники под руководством музыкального руководителя Кокориной Елены Викторовны и моим впервые участвовали в постановке сказки «Репка» перед родителями. Перевоплотившись в героев сказки дети почувствовали себя настоящими артистами и сыграли свои роли на отлично.
Кукольный театр более, чем какой-либо другой, близок и доступен маленьким детям. Ребята самостоятельно «оживляли» кукол и начинали их двигать, а еще и говорить за них, то сами артисты получали массу удовольствий, как будто попадали в настоящую сказку.
Мои ребята с большим удовольствием показывали небольшие театрализованные представления малышам. Также старшие ребята приходили со своим театральными представлениями.
- Драматизация.
Мы с детьми разыгрывали пластичные этюды с использованием ряжения, где ребята превращались: хитрую лисичку; сурового, неуклюжего медведя; трусливого зайчика и т.д. Также выполняли упражнения в проговаривании отдельных реплик героев, звукоподражании животных.
- Рисование по мотивам сказки.
Используя эту форму работы, создавала живой интерес к сказке, который благотворно сказывается на формировании личностных качествах дошкольника. Так при совместном рисовании на тему «Моя любимая сказка», дети показывали свои рисунки, называли и пересказывали.
- Дидактические игры.
Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Как например, такими дидактическими играми могут служить игры «Знаешь ли ты сказку?», «Узнай героя сказки по описанию», «Собери картинку», «Найди лишнего героя сказки» и другие. Необходимо отметить, что такие игры сопровождала беседой по обсуждению герое сказки, их поведения. Вся беседа проходила непринужденно, что делает ребенка открытым для общения с взрослым. викторина
Русская народная сказка служит не только средством нравственного воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. И поэтому в 2023-2024 учебном году я акцентировала внимание на развитие речи воспитанников через сказку.
При подготовке к восприятию новой сказки, я размещала в книжном уголке книги, в которых была напечатана новая сказка, но иллюстрации разных художников. Демонстрировала игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, объясняла их названия и назначение. Проводила специальные речевые упражнения, которые помогали детям освоить содержание сказки (например, перед рассказывание сказки «Теремок» несколько детей строила друг за другом и предлагала назвать кто за кем подходит к домику).
При работе с детьми использовала приемы, которые наиболее эффективны в беседах по сказкам и помогали разобраться в содержании произведения:
- вопросы: вопросы задавала разнообразные по своей направленности, помогающие охарактеризовать героев сказки;
- рассматривание иллюстраций: иллюстрации помогали детям понять произведение и накапливали представление о сказке;
- повторное чтение отрывка сказки;
- предлагала детям вспомнить самый смешной эпизод или самый грустный и страшный эпизоды;
- драматизация: по моему мнению самая интересная в плане обогащения и активизации словаря.
На протяжении совместной деятельности объясняла детям незнакомые слова, обеспечивающие полное восприятие произведения.
Работая со сказкой, при формировании речи детей, использовала такие приемы:
- задавала проблемные вопросы (зачем? почему?);
- разбирали слова (омонимы) с одинаковым написанием, но с разным значением (лисички-грибы, лисичка-животное; коса у девочки, коса-косят траву);
- находили ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- дети рассказывали сказки;
- отгадывали загадки;
- пересказывали сказки с помощью иллюстраций;
- пересказывали по цепочке с опорой на иллюстрацию;
- самостоятельно описывали любимого персонажа сказки;
- придумывали нового названия сказки. («Колобок»- «Сладкая булочка»)
В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Работа с родителями.
Чтобы достичь результатов в этой работе я обратилась к непосредственной помощи родителей. Именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителем духовных ценностей. Работу с родителями решила начать с проведения родительского собрания «Сказка в жизни ребенка», «Сказка- ложь да в ней намек», «Вместе играем- речь детей развиваем». В родительском уголке были подобраны консультации и памятки: «Как читать детям», «Какие сказки читать детям?», «Роль сказки в воспитании детей раннего возраста», «Учимся пересказывать произведения», «Роль сказки на развитие речи детей», «Первые уроки нравственности для детей раннего возраста».
Оформила выставку книг «Сказки для малышей», более в старшем возрасте-«Какие сказки мы читаем»
Привлекаю родителей и детей на протяжении четырех лет посещать библиотеку: «Центр семейного чтения», что стало традицией нашей группы: «Семейный выходной в библиотеке». Рыбальченко Елена Алексеевна каждый раз нас встречала с новыми идеями: «Знакомство с библиотекой и книгами», «Знакомство с разными видами театра», инсценировка сказки «Курочка Ряба» и т д. Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, можно ожидать высокое качество образования, его доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие в воспитании детей.
Интересным опытом оказалось для родителей театрализованное представление для детей. Приняли на себя роль актеров в показе кукольного спектакля «Беззаботный зайка». Привлекала к участию родителей и детей к творческим выставкам группы: «Моя любимая сказка» (выставка прошла в библиотеке), «Мой любимый сказочный герой.» Изготовили книжки-малышки «Русские народные сказки». Также наши родители непосредственно приняли участие в смотре-конкурсе «Лучший литературный центр», где наша группа заняла 3 место.
Я чётко убеждена, что процесс формирования духовно-нравственных качеств у детей с помощью русских народных сказок, будет действенным, если в группе будет создана целесообразная и подходящая развивающая среда. В частности, книжный уголок с подбором той самой необходимой литературы, а именно сказок. Совместно с родителями мы пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками. В центре «Театрализация», имеются различные виды театров, маски, инструменты для музыкального сопровождения драматизаций, фигурки персонажей знакомых сказок.
Для исследования развития нравственной сферы детей с помощью педагога-психолога Тулиевой Валентины Евгеньевны использовали психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.
Метод «Беседа». С помощью метода беседы мы выявили этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста. Например, ребёнку задавали вопросы: «Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?», «Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?» и другие.
Методика «Закончи историю». С помощью методики проверяли знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком.
Методика «Сюжетные картинки». С помощью методики выявляли у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам. Индивидуально каждому ребёнку предъявляли картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Ребёнок раскладывал картинки и объяснял, куда он положил каждую и почему.
Методика «Раскрась рисунок». С помощью методики изучали характер помощи (сочувствия) другому человеку. Ребенку предлагалось самостоятельно закрасить рисунок, помочь ребёнку, у которого раскрашивание не получается, или докрасить рисунок ребёнка, у которого всё хорошо получается. Решение оказать помощь другому можно трактовать как показатель сочувствия и стремления к совместной деятельности.
год | Начало учебного года | Конец учебного года |
2021-2022 | н. ур.- 67% ср. ур.- 33% в. ур.- | н. ур.-14% ср. ур.- 54% в. ур.- 32% |
2022-2023 | н. ур.- 41% ср. ур.-59% в. ур. | н. ур.-6% ср. ур.-74% в. ур.-20% |
2023-2024 | н. ур.-32% ср. ур.-62% в. ур.-6% | н. ур.-13% ср. ур.-47% в. ур.-40% |
2024-2025 | н. ур.-41% ср. ур.-47% в. ур.-12% | н. ур.- ср. ур.- в. ур.- |
Трудности испытывали дети, которые редко посещали детский сад, так как часто болели или долго сидящие на домашнем режиме.
В настоящее время я продолжаю работу по этому направлению, но уже вижу ее результаты, методическую тему я трансформирую как «Развитие связной речи у детей подготовительной группы с использованием приемов мнемотехники».
Мои воспитанники научились сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей. Родители принимают активное участие в мероприятиях, понимают ценность сказки в нравственном воспитании.
Таким образом, с помощью сказок детям дошкольного возраста можно преподавать основы нравственности, знакомить их с моральными законами, обычаями, взаимоотношениями людей. Своеобразие сказок позволяет это делать без принуждения, в занимательной форме. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети. Главное средство воспитания - сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.
Список литературы:
1 Министерство просвещения РФ. «Федеральная образовательная программа дошкольного образования», Москва ЦЕНТРМАГ 2023
2 Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014.
3. https://upload2.schoolrm.ru/iblock/3a6/3a6933f97986d7f86bde665cfa51b540/8236020e4f73c52cc7ee885a32804b33.pdf 3
4. Параметры, показатели, критерии, диагностические задания изучения нравственных качеств Авторы: Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина https://olga_pushnoy.netfolio.ru/files/3d8f3956-99b9-4605-8c2d-bcce6461d206.pdf
5. О. А. Шорохова «Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М., 2006.;
6. https://ckofrcom.s3.amazonaws.com/dou/zhurnal-doshkolnoe-vospitanie-2005-01.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".
В презинтации по теме "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»
АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
отчет по самообразованию...
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Сказка – это могучее, действенное средство в нравственном воспитании детей....

Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная ч...
"Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок"
С раннего возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.Для этого я выбрала русские народные сказки, как одно из мощных средств. Сказка, её противопоставление добра и зла, вырази...