ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА «ПиктоМир» - Первые шаги в дошкольное программирование!»
проект (старшая группа)

Котелевская Татьяна Анатольевна

Краткое описание проекта:

Моя педагогическая разработка является средством для организации работы с детьми 4-7лет в условиях детского сада, реализуется в рамках образовательной программы дошкольного образования.

 

Цель:

- Создание условий для развития творческих,  креативных и аналитических способностей детей, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять; логического мышления, первоначальных умений и навыков решения логических и алгоритмических задач с помощью обучения основам программирования.

Задачи:

- Создавать интерактивные занятия с использованием специального оборудования, материалов и игр.

- Развивать навыки работы с пиктограммами для создания простых алгоритмов.

- Поддерживать интерес детей к программированию и технологиям.

- Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, организации игр;

- Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

 

Обоснование социальной значимости проекта:

После завершения сроков проекта "«ПиктоМир» - Первые шаги в дошкольное программирование"получив определенные знания, умения, навыки в области алгоритмики и программирования, ребенок будет успешен в школе продолжая  получать  знания  информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhnaya_karta_proekta.docx55.22 КБ

Предварительный просмотр:

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА

«ПиктоМир» - Первые шаги в дошкольное программирование!»

На 2023-2024 учебный год

Воспитатель: Котелевская Т.А.

Примерный перспективный план работы на 2023-2024 учебный год

Тема

Цели

Средняя группа 4-5 лет

1

Что такое алгоритмика?

Формировать        интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности;

формировать начальные знания и элементарные представлениями об алгоритмике.

2

Придумываем алгоритмы

Учить самостоятельно создавать алгоритм действий по заданному направлению; учить корректировать алгоритмы действий исполнителя; формировать интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, интересоваться причинно-

следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; формировать начальные знания и элементарные представления об алгоритмике.

3

Что нам нужно знать на занятиях по алгоритмике

Формировать        интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности; формировать начальные знания и элементарные представлениями об алгоритмике.

4

Где у меня право?

Учить различать и называть пространственные отношения: справа — слева;

5

Где у меня лево?

6

Поиграем с Мышонком

7

Поможем Мышонку навести порядок

1

Кто такой робот и что он умеет делать.

Знакомить  детей  с  понятием  исполнитель;  познакомить  с  профессиями  людей,

занимающихся созданием роботов; вспомнить, какую пользу роботы несут для человека.

2

Знакомство с Роботом Двуногом.

Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве        в процессе передвижения,

учить составлять маршрут для робота, развивать память.

3

Играем с Роботом двуногом.

Учить различать и называть пространственные отношения: справа — слева; упражнять

4

Сначала на лево, а потом на право.

детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны; закреплять умение определять у себя правую, левую руку; различать правое, левое в окружающем пространстве по отношению к себе; учить согласовывать свои действия и

движения с действиями и движениями других детей.

5

Играем с роботом Двуногом.

6

Веселый лабиринт для Мышонка

Учить ориентироваться на листе бумаги, развивать зрительное и слуховое восприятие,

произвольность внимания и памяти; формировать пространственное мышление.

7

Где твоя левая рука? Где моя правая рука?

Учить различать и называть пространственные отношения: справа — слева; упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны; закреплять умение определять у себя правую, левую руку; различать правое, левое в окружающем пространстве по отношению к себе; учить согласовывать свои действия и движения с действиями и движениями других детей.

8

Домик на полянке

1

Игра «Левая рука, правая рука»

Учить различать и называть пространственные отношения: справа — слева; упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны; закреплять умение определять у себя правую, левую руку; различать правое, левое в

окружающем пространстве по отношению к себе; учить согласовывать свои действия и движения с действиями и движениями других детей.

2

Ориентировка по плану №1

Развивать логическое и пространственное мышления; В процессе занятия ребенок учится действовать по образцу; решать задачи поискового творческого характера, имеющие несколько  решений;  планировать  свои  действия,  целеустремленно,  шаг  за  шагом

выполняя поставленную задачу.

3

Веселые значки «Команды»

Учить составлять алгоритм из 3-4 команд для робота; Учить ориентироваться на листе

бумаги, развивать зрительное и слуховое восприятие.

4

Знакомство с роботом Вертуном (на бумаге)

Учить создавать действующие модели роботов - исполнителей с помощью предметов; формировать умение демонстрировать технические возможности роботов-исполнителей с помощью создания алгоритма их действий; учить самостоятельно создавать алгоритм действий по заданному направлению. Закреплять навыки ориентировки на листе бумаги.

5

Играем роботом Вертуном (на бумаге) №1

6

Играем роботом Вертуном (на бумаге) №2

7

Играем роботом Вертуном (на бумаге) №3

8

Играем роботом Вертуном (на бумаге) №4

9

Мониторинг

Выявление результатов, усвоения программы.

Старшая группа 5-6 лет

1

Веселые загадки для Вертуна

Учить создавать действующие модели роботов - исполнителей с помощью предметов;

формировать умение демонстрировать технические возможности роботов-исполнителей с

помощью создания алгоритма их действий; учить самостоятельно создавать алгоритм

действий по заданному направлению. Закреплять навыки ориентировки на листе бумаги.

2

Знакомство с игрой морской бой

Учить ориентироваться на листе бумаги, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти; формировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к письму; развивать мелкую  моторику и  координацию  движений  руки,  формировать  пространственное

мышление; формировать интерес к техническому творчеству через игровую деятельность.

3

Игра морской бой №1

Учить ориентироваться на листе бумаги, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти; формировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к письму; развивать мелкую моторику и координацию движений руки, формировать пространственное мышление;  формировать   интерес  к  техническому  творчеству  через  игровую

деятельность.

4

Ориентировка по плану №2

Развивать логическое и пространственное мышления; В процессе занятия ребенок учится действовать по образцу; решать задачи поискового творческого характера, имеющие

несколько решений; планировать свои действия, целеустремленно, шаг за шагом выполняя поставленную задачу.

5

Лабиринт для мышонка №1

Развивать        логическое        и        пространственное        мышление        ребенка,        внимание        и сосредоточенность, умение достигать цели; ставит ребёнка перед выбором правильного

пути, нахождения выхода из заведомо сложной ситуации.

6

Составь такой же узор.

Развивать зрительно-моторную координацию и умение решать нестандартные задачи;

учить складывать сложные узоры по предложенному образцу из 6-8  «лего» кирпичей.

7

Играем с роботом Ползуном №1

Развивать        внимание,        логическое        и        пространственное        мышления,        учить        ребенка анализировать, развивать зрительное внимание; Учить составлять алгоритм из 3-4 команд

для робота Ползуна и учить программировать робота с помощью пульта.

8

Напольный лабиринт (играем в робота Двунога)

Развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умения составлять алгоритм из 3-5 команд для прохождения заданного маршрута.

1

Кто ушел, а кто стоит?

Учить различать и называть пространственные отношения: справа — слева; упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны; закреплять умение определять у себя правую, левую руку; различать правое, левое в

окружающем пространстве по отношению к себе; учить согласовывать свои действия и движения с действиями и движениями других детей.

2

Игра морской бой №2

Учить ориентироваться на листе бумаги, развивать зрительное и слуховое восприятие,

произвольность  внимания  и  памяти; формировать  у  детей  старшего  дошкольного

возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к письму; развивать мелкую моторику и координацию движений руки, формировать пространственное мышление;  формировать   интерес  к  техническому  творчеству  через  игровую

деятельность.

3

Ориентировка по плану №3

Развивать логическое и пространственное мышления; В процессе занятия ребенок учится действовать по образцу; решать задачи поискового творческого характера, имеющие

несколько решений; планировать свои действия, целеустремленно, шаг за шагом выполняя поставленную задачу.

4

Лабиринт для мышонка №2

Развивать        логическое        и        пространственное        мышление        ребенка,        внимание        и сосредоточенность, умение достигать цели; ставит ребёнка перед выбором правильного

пути, нахождения выхода из заведомо сложной ситуации.

5

Напольный лабиринт (играем в робота Двунога)

Развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умения составлять алгоритм из 3-5 команд для прохождения заданного маршрута.

6

Играем с роботом Ползуном №2

Развивать        внимание,        логическое        и        пространственное        мышления,        учить        ребенка анализировать, развивать зрительное внимание; Учить составлять алгоритм из 3-4 команд

для робота Ползуна и учить программировать робота с помощью пульта.

7

Загадки «Волшебные палочки»

Закреплять навыки ориентировки на листе бумаги, активизировать в речи детей слова

"вверху", "внизу", "справа", "слева".

8

Кто ушел, а кто стоит?

Учить различать и называть пространственные отношения: справа — слева; упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны; закреплять умение определять у себя правую, левую руку; различать правое, левое в окружающем пространстве по отношению к себе; учить согласовывать свои действия и

движения с действиями и движениями других детей.

1

Игра морской бой №3

Учить ориентироваться на листе бумаги, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти; формировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к письму; развивать мелкую моторику и координацию движений руки, формировать пространственное мышление;  формировать   интерес  к  техническому  творчеству  через  игровую

деятельность.

2

Ориентировка по плану №4

Развивать логическое и пространственное мышления; В процессе занятия ребенок учится действовать по образцу; решать задачи поискового творческого характера, имеющие несколько  решений;  планировать  свои  действия,  целеустремленно,  шаг  за  шагом

выполняя поставленную задачу.

3

Лабиринт для мышонка  №3

Развивать        логическое        и        пространственное        мышление        ребенка,        внимание        и

сосредоточенность, умение достигать цели; ставит ребёнка перед выбором правильного

пути, нахождения выхода из заведомо сложной ситуации.

4

Напольный лабиринт (играем в робота Двунога)

Развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умения составлять алгоритм из 3-5 команд для прохождения заданного маршрута.

5

Играем с роботом Ползуном №3

Развивать        внимание,        логическое        и        пространственное        мышления,        учить        ребенка анализировать, развивать зрительное внимание; Учить составлять алгоритм из 3-4 команд

для робота Ползуна и учить программировать робота с помощью пульта.

6

Путешествие в мир логики.

Закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей

слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

7

Кто ушел, а кто стоит?

Закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей

слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

8

В зоопарке

Закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения животных в реальном пространстве и словесно обозначать его.

Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.

1

Игра морской бой №4

Учить ориентироваться на листе бумаги, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти; формировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к письму; развивать мелкую моторику и координацию движений руки, формировать пространственное мышление;  формировать   интерес  к  техническому  творчеству  через  игровую

деятельность.

2

Ориентировка по плану №5

Развивать логическое и пространственное мышления; В процессе занятия ребенок учится действовать по образцу; решать задачи поискового творческого характера, имеющие

несколько решений; планировать свои действия, целеустремленно, шаг за шагом выполняя поставленную задачу.

3

Лабиринт для мышонка №4

Развивать        логическое        и        пространственное        мышление        ребенка,        внимание        и сосредоточенность, умение достигать цели; ставит ребёнка перед выбором правильного

пути, нахождения выхода из заведомо сложной ситуации.

4

Напольный лабиринт (играем в робота Двунога)

Развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умения составлять алгоритм из 3-5 команд для прохождения заданного маршрута.

5

Играем с роботом Ползуном №4

Развивать        внимание,        логическое        и        пространственное        мышления,        учить        ребенка анализировать, развивать зрительное внимание; Учить составлять алгоритм из 3-4 команд

для робота Ползуна и учить программировать робота с помощью пульта.

6

Ищем клад.

Формировать навыки ориентирования и движения на местности по заданной схеме,

составления  плана  пройденного  маршрута  с  использованием  условных  знаков  и

обозначений; развивать быстроту реакции, наблюдательность, умение принимать самостоятельное решение в заданной игровой ситуации; способствовать формированию у воспитанников  коммуникативных навыков, умения слаженной работы в команде,

развития лидерских качеств.

7

Кто ушел, а кто стоит?

Закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей

слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

8

Игра «Зазеркалье»

Закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей

слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

9

Мониторинг

Выявление результатов, усвоения программы.

Подготовительная группа 6-7 лет

1

Игра морской бой №5

Учить ориентироваться на листе бумаги, развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти; формировать у детей старшего дошкольного возраста графические умения, необходимые для подготовки руки к письму; развивать мелкую  моторику и  координацию  движений  руки,  формировать  пространственное

мышление; формировать интерес к техническому творчеству через игровую деятельность.

2

Ориентировка по плану №6

Развивать логическое и пространственное мышления; В процессе занятия ребенок учится действовать по образцу; решать задачи поискового творческого характера, имеющие

несколько решений; планировать свои действия, целеустремленно, шаг за шагом выполняя поставленную задачу.

3

Космическое путешествие

Формировать навыки ориентирования и движения на местности по заданной схеме, составления плана пройденного маршрута с использованием условных знаков и обозначений; развивать быстроту реакции, наблюдательность, умение принимать самостоятельное решение в заданной игровой ситуации; способствовать формированию у

воспитанников коммуникативных навыков, умения слаженной работы в команде, развития лидерских качеств.

4

Напольный лабиринт (играем в робота Двунога Вертуна)

Развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умения составлять алгоритм из 3-5 команд для прохождения заданного маршрута.

5

Играем с роботом Ползуном №5

Развивать        внимание,        логическое        и        пространственное        мышления,        учить        ребенка анализировать, развивать зрительное внимание; Учить составлять алгоритм из 3-4 команд

для робота Ползуна и учить программировать робота с помощью пульта.

6

Кто ушел, а кто стоит?

Закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей

слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

7

Лабиринт для мышонка Джека №5

Развивать        логическое        и        пространственное        мышление        ребенка,        внимание        и сосредоточенность, умение достигать цели; ставит ребёнка перед выбором правильного

пути, нахождения выхода из заведомо сложной ситуации.

8

Знакомство с планшетом и техника

Учить  соблюдать  правила  безопасного  поведения  при  работе  с  электротехникой,

безопасности.

предметами, необходимыми при организации игр с моделями – исполнителями, игр-

театрализаций с детьми;

1

Играем с Вертуном в Пиктомире.

Знакомить с компьютерной средой, включающую в себя графический язык программирования; учить создавать действующие модели роботов - исполнителей с помощью предметов; формировать умение создавать алгоритмы действий на компьютере для роботов с помощью педагога и запускать их; учить самостоятельно создавать алгоритм действий по заданному направлению; учить корректировать алгоритмы действий исполнителя.

2

Играем с Вертуном в Пиктомире, планета 1, игра 1

3

Играем с Вертуном в Пиктомире, планета 1, игра 21

4

Играем с Вертуном в Пиктомире ,планета 2, игра 1

5

Играем с Вертуном в Пиктомире, планета 2, игра 2

6

Играем с Вертуном в Пиктомире, планета 2, игра 3-4

7

Веселый пиктомир

8

Мониторинг

Выявление результатов, усвоения программы.

Краткое описание проекта:

Моя педагогическая разработка является средством для организации работы с детьми 4-7лет в условиях детского сада, реализуется в рамках образовательной программы дошкольного образования. 

Цель:

- Создание условий для развития творческих,  креативных и аналитических способностей детей, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять; логического мышления, первоначальных умений и навыков решения логических и алгоритмических задач с помощью обучения основам программирования.

Задачи:

- Создавать интерактивные занятия с использованием специального оборудования, материалов и игр.

- Развивать навыки работы с пиктограммами для создания простых алгоритмов.

- Поддерживать интерес детей к программированию и технологиям.

- Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, организации игр;

- Формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

- Воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Обоснование социальной значимости проекта:

После завершения сроков проекта "«ПиктоМир» - Первые шаги в дошкольное программирование"получив определенные знания, умения, навыки в области алгоритмики и программирования, ребенок будет успешен в школе продолжая  получать  знания  информационных технологий.

Целевые группы проекта (участники): 

Дети дошкольного возраста  4-7 лет, педагоги, родители, специалисты по образованию.

Дата начала реализации проекта:

Первый этап – организационный (январь 2023г – май 2024г.)

Второй этап – реализация проекта (сентябрь 2023г.- май 2024г.)

Дата окончания проекта:

Третий этап - оценочно-рефлексивный (май 2024 г.- август 2024г.)

Планируемые  результаты  реализации  проекта: 

Дети: 

Освоение основ программирования через интерактивные уроки и игровые задания, решения логических и алгоритмических задач.                                                                                                                                                                                        Развитие абстрактно-логического мышления и умения решать проблемы с использованием компьютерной графики; математических способностей, внимания, воображения, речи, памяти.

Создание своих первых простых проектов и игр в среде программирования.

Педагоги и специалисты: 

 Приобретение новых знаний и навыков в области обучения детей программированию.

Овладение методикой работы с младшими детьми и использование инновационных подходов в образовании.

Постановка эффективных учебных задач и контроль прогресса детей в процессе обучения.

Родители: 

Понимание важности обучения программированию с раннего возраста и его пользы для развития ребенка.

Возможность участвовать в образовательном процессе своего ребенка, поддерживать и мотивировать его.

Получение рекомендаций по дальнейшей поддержке детей в изучении программирования и компьютерных навыков

Дальнейшее развитие проекта:

Обогащение и развитие цифровой образовательной среды ДОУ

Курс занятий рассчитан на работу с детьми, начиная со среднего возраста с соблюдением требований СанПиН.

В целом, проект "ПиктоМир - Первые шаги в дошкольное программирование!"  направлен на комплексное развитие детей уже на ранних этапах, предоставляя им возможность начать свой путь в мире программирования с удовольствием и пользой; обогащение опыта педагогов и вовлечение родителей в процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Мои первые шаги к Пушкину"

Проект приурочен к Году литературы в России и даёт возможность познакомить детей с местами, связанными с пребыванием Пушкина в Москве. С далёких пушкинских времён многие улицы, площади и дома Москвы н...

Технологическая карта проекта в первой младшей группе на тему: «Моя первая книга»

СодержаниеПояснениеНазвание проектаМоя первая книгаТипПедагогическийУчастники проектаРодители, воспитатели, детиЦелевая группаВоспитанники I младшей группыСроки реализацииКраткосрочныйЦельОбмен информ...

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Презентация проекта "АЭС. Первые шаги в науку".

Тема изучения специфики ядерной энергетики детьми-дошкольниками есть интересное, педагогически целесообразное звено воспитательной деятельности в современном ДОУ....

Дорожная карта проекта "Первые шаги юных инженеров"

Проект "Первые шаги юных инженеров"...

Цифровая образовательная среда «ПиктоМир» - первые шаги в дошкольное программирование!

Что же такое  ПиктоМир?  Это цифровая образовательная среда,  разработанная в Научно-исследовательском институте системных исследований РАН, для систематического погружения в современно...

Образовательный проект: «ПиктоМир» - Первые шаги в дошкольное программирование!»

Наш детский сад  вошел в статус федеральной сетевой инновационной площадки (ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН) по теме: «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и мла...

Консультация для воспитателей «ПиктоМир: Первые шаги в мир программирования для дошкольников»

Ознакомить воспитателей с системой программирования «ПиктоМир», показать её образовательный потенциал и дать практические инструменты для организации занятий с детьми....