Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»
консультация (подготовительная группа)

Шершнева Евгения Олеговна

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, через раннюю профориентацию в игре.

2. Познакомить педагогов с формами и методами работы с детьми по профориентации.

3. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и форм использования через раннюю профориентацию в игре.

4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_rannyaya_proforientatsiya_doshkolnikov.docx407.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 196»

Мастер-класс для педагогов:

«Формы и методы работы с дошкольниками

по ранней профориентации»

Подготовила:

воспитатель высшей кв. категории

Шершнева Евгения Олеговна

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, через раннюю профориентацию в игре

2. Познакомить педагогов с формами и методами работы с детьми по профориентации.

3. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий и форм использования через раннюю профориентацию в игре.

4. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Форма проведения: Мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Практическая значимость: содержательный материал представлен в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.

Результат: Ознакомление с последовательностью действий, методов, приемов и форм при формировании знаний о разных профессиях у детей дошкольного возраста, через раннюю профориентацию в игре.

Ход мероприятия

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на мастер-классе «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Актуальность

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Задача педагогов подготовить детей к тому, чтобы они могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде, о профессиях занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Больше всего дети дошкольного возраста любят играть. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Коллеги, я предлагаю вам обратить внимание на экран. Необходимо определить, к каким профессиям относятся эти группы слов. Предлагаю вам отгадать загадки.

1) Игра «Калейдоскоп профессий»

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник —

Делает нам стулья… (плотник)

 

Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть.
Как его, друзья, назвать? (Режиссёр.)

 

Это кто с ружьём в лесу

Ищет зайца и лису?

Он не повар и не плотник,

Он конечно же (охотник)

 

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз – и помним вас. (фотограф)

 

Он природу охраняет, браконьеров прогоняет, 

а зимою у кормушек, в гости ждет лесных зверюшек (егерь)

 

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка. (слесарь)

 

Его приходу каждый рад,
Когда на кухне водопад. (сантехник)

 

Всей семьей мы в цирк ходили

В цирке всех нас удивили

Мастерством артисты- (иллюзионисты)

На попе сидит
И кнутом погоняет. (ямщик)

 

Теперь сложите первые буквы этих картинок и у нас получиться слово – ПРОФЕССИЯ

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Для начала давайте вспомним, что такое труд? Труд – целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

Что такое профессия? Профессия – род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Все верно. Термин «профессия» от лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от «profiteer — объявляю своим делом», род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. А результат профессиональной деятельности обычно является основным источником дохода.

Профессиональная ориентация - система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

2) Игра «Профсловарь»

1.        Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист).

2.        Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).

3.        Преступник, закон, охрана, погоня, смелость, безопасность (полицейский).

4.        Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты. (корреспондент, журналист)

5.        Игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие (воспитатель детского сада).

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент.

Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать формы и методы ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

В воспитательной работе используются разные формыметоды работы знакомства детей с трудом взрослых, учитывая их возрастные особенности.

1. Наблюдения.   

2. Беседы.

3. Игра как средство знакомства с трудом взрослых.

-театрализованные  

-словесные

-дидактические    

-игры с предметами    

-настольно – печатные

4. Экскурсии и встречи с людьми разных профессий.

Применяемые нами информационно-коммуникативные технологии можно разделить на:

-мультимедийные презентации;  

-интерактивные игры;

-виртуальные экскурсии (на предприятия и места работы, с представителями профессий которых знакомят дошкольников)

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

В младшей группе нашего детского сада используются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь.  Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Уважаемые педагоги сейчас я предлагаю вам всем поиграть.

Вашему вниманию предлагается игра: 

3) Игра «Продолжи пословицу»

1. Без труда …не вытащишь и рыбку из пруда.

2. Один в поле …не воин.

3. Семь раз отмерь …один раз отрежь.

4. Один пашет, семеро …с ложкой.

5. Терпенье и труд …все перетрут.

6. Дело мастера …боится.

7. У ленивца обе руки …левые.

8. К большому терпенью придет и …умение.

4) Д/и «Угадай профессию» 

(отгадайте о каких профессиях идёт речь)

1.    Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
(Пилот, лётчик, космонавт.)
2.    Кто выносит сор из избы? 
(Уборщица, техничка.)
3.    Самый сладкий мастер – это... Кто?
(Кондитер.)
4.    Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара.
(Айболит, ведь он лечил зверей.)
5.    Как звали первую женщину-лётчицу?
(Баба-Яга.)
6.    Звёздный бухгалтер – это... Кто?     
(Астроном.)
7.    Ухажер за деревьями - это…Кто?   
(Садовод, садовник)
8.    Ткань в одежду превращает - это …  Кто? (
Портной, швея)
9.    Представители какой профессии всё время задают детям вопросы, на которые сами знают ответы? (
Учителя.)
10.    «Сумчатый» профессионал – это… Кто? (Почтальон.)

5) Физминутка «Покажи профессию». 

Для того, чтобы узнать, что лежит в сундучке, нужно сказать волшебные слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок».

На отдельных листочках написаны профессии. Каждый участник выбирает листочек, не глядя, и читает название профессии и показывает характерные движения.

Давайте, немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем занимаются люди разных профессий.  

-Как делает шофёр?
-Как делает повар?
-Как делает маляр?
-Как делает парикмахер?
-Как делает пианист?
-Как делает дворник?
-Как делает врач?

-Как делает програмист?

- Как делает летчик?

-Как делает пожарный?

6) Д/и «Бюро находок» 

Узнай, кому принадлежат вещи (предметы)
ν    КОЛЕСО (Водитель)
ν    КИРПИЧ (Каменщик, строитель)
ν    ИГЛА-ТАБЛЕТКИ (Врач, доктор)
ν    НИТКИ (Портной, швея)
ν    МУКА (Повар, пекарь, кондитер)
ν    МЕЛ (Учитель, педагог)
ν    НОЖНИЦЫ (Парикмахер)

7) Д/и «Что лишнее» 

В цепочке слов найдите лишний предмет (кто быстрее справится с заданием?)

1)Шприц- лекарство- вата- спица

спица

2) Игла –нитки –гвоздь –напёрсток – сантиметровая лента

гвоздь

3) Кастрюля –ложка –тёрка –ножницы

ножницы

4) Фен –нож –расческа –ножницы

Нож

8) Игра «Самая, самая…»

1. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор.)

2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе.)

3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель.)

4. Самая волосатая (парикмахер.)

5. Самая детская (воспитатель, педиатр, гувернер, учитель.)

6. Самая смешная (клоун, пародист.)

7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель,

массовик-затейник.)

8. Самая серьезная (врач, пожарный, хирург, полицейский, нотариус, судья, архитектор, сталевар, инженер).

- Уважаемые Коллеги Современный педагог- это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать.

Константин Дмитриевич Ушинский писал:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».

Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества. Спасибо за внимание.

Лист рефлексии

1.  Что Вам больше всего понравилось в ходе проведения  семинара________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Ваши мнения, пожелания относительно данного семинара ___________________

________________________________________________________________________

3. В каких новых формах Вы хотели бы сотрудничать с организациями дополнительного образования  в рамках профориентационной деятельности? (семинары-практикумы,  конкурсы,         конференции,  неделя профориентации,         организация и проведение          экскурсий          и   др.)____________________________

________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игровые упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»

Мастер – класс «Игровые  упражнения и дидактические игры при работе с детьми по ранней профориентации»...

Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного в...

Мастер-класс для педагогов "Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации"

Цель мероприятия:     повышение уровня теоретической и практической подготовки       воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых...

"ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ"

Автором представлен материал мастер-класса для педагогов ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации»...

Мастер-класс "Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"

Ранняя профориентация в ДОУ знакомит ребёнка с разнообразием профессий, формирует интерес к труду и закладывает основу для успешного выбора профессии во взрослой жизни....