Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: « Зимующие птицы»
план-конспект урока (подготовительная группа)

Эльвина Равилевна Абзалова

 

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности

  в подготовительной группе  на тему: « Зимующие птицы»

 

Цель:

закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время.

Задачи:

Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.

Развивающие: развивать у детей наблюдательность, память, мышление и воображение у детей. Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Воспитательные: воспитывать чувство любви ко всему живому, желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «зимующие птицы»

Методы: словесные, информационно-рецептивные, наглядные, игровые.

Материалы: иллюстрации птиц, две тарелочки ( синего и желтого цветов), разнос с разрезными картинками, три птицы для зрительной гимнастики, веер, два листа бумаги, перья разной длины , величины, цвета, схемы строения пера,

 

Форма образовательной деятельности «На помощь птицам»

Про птиц мы говорили и знаем уже много. Какие птицы бывают? (перелетные, зимующие и домашние) - Кто  ответит, что есть общего у всех птиц? (клюв, крылья, хвост, перья). - Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах.

Ребята, на нашем участке висит кормушка, а в кормушке ничего нет, я хотела покормить птиц, а потом думаю, каких же я птиц буду кормить. Я решила, что отнесу кормушку в группу, ведь у меня ребята умные, помогут мне разобраться с птицами, какие зимующие, а какие – перелетные. Я пока ставлю кормушку, а мы с вами рассмотрим картинки.

Игра «Перелетная или зимующая».

  На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только зимующих птиц. Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные? Вот ребята, у меня две тарелочки, одна синего, другая – желтого цвета. Как вы думаете, в тарелочку какого цвета мы будем собирать  зимующих птиц, а в тарелочку какого цвета – перелетных птиц? Почему? С чем у вас ассоциируется синий цвет? А желтый цвет? Помогайте мне, раскладывайте птиц по тарелочкам. Почему положили в эту тарелочку эту птицу? Давайте ребята назовем всех зимующих птиц, Вот спасибо что мне помогли. А почему перелетные птицы улетают в теплые края? А почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Чем похожи птицы? (летают, клюют, крылья, хвост) А чем отличаются? ( оперением, величиной клюва, лап..)

Ребята, а у меня для вас за мольбертом спрятаны еще птицы, хотите узнать какие?

Игра «Угадай птицу»

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)

4. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

5. Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым,

«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)

Правильно, ребята.

Ой, ребята, мне кажется, у меня еще были птицы, неужели они улетели? А давайте мы их глазками поищем в группе. Нашли всех птиц. Молодцы.

Ребята, а вы хотите немного поиграть? Тогда подходите ко мне. Закройте глаза и представьте, что вы сказочные птицы, представили?  Я вам буду называть текст, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом под музыку, хорошо?

Физминутка. Звучит музыка, и дети выполняют движения.

Вот на ветках посмотри, сказочные птицы

Распустили перышки, греются на солнышке.

Головою вертят, улететь хотят

Улетели, полетели, полетели за метелью.

Улетели птицы (открыли глаза)

Сказочные птицы улетели, а на память нам оставили перышко.

Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? А что помогает птицам летать? А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.

Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.

Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом,  она опирается на воздух. Вот еще посмотрите  на примере веера. Так складываются и раскладываются перья , когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.

Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш центр науки.

Работа за столами.

А давайте мы с вами поиграем с пальчиками. Пальчиковая гимнастика.

Птичка прилетела,          (машем кистями рук)         

Головкой повертела (  Пальцы собраны в щепоть. повороты кистями)

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула,

Быстро упорхнула.      (  Машем кистями рук.)

Игра «Определи на ощупь» (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)

Отгадайте загадку:

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)

Познавательно-исследовательская деятельность. 1. Опыты с пером. «Почему говорят «Как с гуся вода?»

Ход эксперимента: Дети рассматривают перья гусиные и пуховые куриные, смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.

2. Опыт «Как устроены перья у птиц?»

Ход эксперимента: Дети рассматривают маховое перо птиц, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Предложить детям помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу или микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, что оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).

Рефлексия: Что мы с вами сегодня узнали? Какие бывают птицы? Назовите их. Какое перо легкое или тяжелое? Почему говорят «Как с гуся вода? Как устроены перья у птиц?

Молодцы ребята. Теперь давайте пойдем и покормим птиц на нашем участке. Положим корм в нашу кормушку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy_podgotov.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности

  в подготовительной группе  на тему: « Зимующие птицы»

Цель:

закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время.

Задачи:

Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.

Развивающие: развивать у детей наблюдательность, память, мышление и воображение у детей. Развивать умение делать выводы и умозаключения.

Воспитательные: воспитывать чувство любви ко всему живому, желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «зимующие птицы»

Методы: словесные, информационно-рецептивные, наглядные, игровые.

Материалы: иллюстрации птиц, две тарелочки ( синего и желтого цветов), разнос с разрезными картинками, три птицы для зрительной гимнастики, веер, два листа бумаги, перья разной длины , величины, цвета, схемы строения пера,

Форма образовательной деятельности «На помощь птицам»

Про птиц мы говорили и знаем уже много. Какие птицы бывают? (перелетные, зимующие и домашние) - Кто  ответит, что есть общего у всех птиц? (клюв, крылья, хвост, перья). - Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах.

Ребята, на нашем участке висит кормушка, а в кормушке ничего нет, я хотела покормить птиц, а потом думаю, каких же я птиц буду кормить. Я решила, что отнесу кормушку в группу, ведь у меня ребята умные, помогут мне разобраться с птицами, какие зимующие, а какие – перелетные. Я пока ставлю кормушку, а мы с вами рассмотрим картинки.

Игра «Перелетная или зимующая».

  На столе разложены картинки с изображением разных птиц. Детям предлагается выбрать только зимующих птиц. Все картинки перепутались, где же зимующие, а где перелетные? Вот ребята, у меня две тарелочки, одна синего, другая – желтого цвета. Как вы думаете, в тарелочку какого цвета мы будем собирать  зимующих птиц, а в тарелочку какого цвета – перелетных птиц? Почему? С чем у вас ассоциируется синий цвет? А желтый цвет? Помогайте мне, раскладывайте птиц по тарелочкам. Почему положили в эту тарелочку эту птицу? Давайте ребята назовем всех зимующих птиц, Вот спасибо что мне помогли. А почему перелетные птицы улетают в теплые края? А почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Чем похожи птицы? (летают, клюют, крылья, хвост) А чем отличаются? ( оперением, величиной клюва, лап..)

Ребята, а у меня для вас за мольбертом спрятаны еще птицы, хотите узнать какие? 

Игра «Угадай птицу»

1. Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

3. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья – белобока, а зовут её ….. (Сорока.)

4. Птичка-невеличка, ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок,

Получается прыжок. (Воробей.)

5. Кто там прыгает, шуршит?

Клювом шишки потрошит?

Голосом речистым, чистым,

«Клё-клё-клё» - поёт со свистом? (Клёст.)

Правильно, ребята.

Ой, ребята, мне кажется, у меня еще были птицы, неужели они улетели? А давайте мы их глазками поищем в группе. Нашли всех птиц. Молодцы.

Ребята, а вы хотите немного поиграть? Тогда подходите ко мне. Закройте глаза и представьте, что вы сказочные птицы, представили?  Я вам буду называть текст, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом под музыку, хорошо?

Физминутка. Звучит музыка, и дети выполняют движения.

Вот на ветках посмотри, сказочные птицы

Распустили перышки, греются на солнышке.

Головою вертят, улететь хотят

Улетели, полетели, полетели за метелью.

Улетели птицы (открыли глаза)

Сказочные птицы улетели, а на память нам оставили перышко.

Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья? А что помогает птицам летать? А хотите посмотреть, как крылья помогают птицам летать?

Вот посмотрите, у меня два листа, один ровный, гладкий, другой скомкан и превращен в шарик. Как вы думаете, какой лист быстрее упадет на пол? Почему? А давайте проверим.

Бумажный шарик падает очень быстро, как камень, тяжелый. А гладкий лист – медленно, он легкий, широкий, при падении опирается на воздух, поэтому может лететь.

Даже маленькая птичка становиться широкой, большой с раскрытыми крыльями и хвостом,  она опирается на воздух. Вот еще посмотрите  на примере веера. Так складываются и раскладываются перья , когда птица взлетает и садится. А на земле раскрытые крылья и хвост птице мешают, поэтому она их складывает.

Ребята, а вы хотите узнать, как устроено перо? Тогда нам надо пройти в наш центр науки.

Работа за столами.

А давайте мы с вами поиграем с пальчиками. Пальчиковая гимнастика. 

Птичка прилетела,          (машем кистями рук)          

Головкой повертела (  Пальцы собраны в щепоть. повороты кистями)

Поклевала крошки

Из моей ладошки.

Пёрышки встряхнула,

Быстро упорхнула.      (  Машем кистями рук.)

Игра «Определи на ощупь» (В мешочках лежат семена подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки.)

Отгадайте загадку:

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка.)

Познавательно-исследовательская деятельность. 1. Опыты с пером. «Почему говорят «Как с гуся вода?»

Ход эксперимента: Дети рассматривают перья гусиные и пуховые куриные, смачивают водой, выясняют, почему на гусиных перьях вода не задерживается. Наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой). Выясняют, что у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья.

2. Опыт «Как устроены перья у птиц?»

Ход эксперимента: Дети рассматривают маховое перо птиц, обращая внимание на стержень и прикрепленное к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Предложить детям помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу или микроскоп (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут прочно и легко совмещаться между собой, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривают пуховое перо птицы, выясняют, что оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела).

Рефлексия: Что мы с вами сегодня узнали? Какие бывают птицы? Назовите их. Какое перо легкое или тяжелое? Почему говорят «Как с гуся вода? Как устроены перья у птиц?

Молодцы ребята. Теперь давайте пойдем и покормим птиц на нашем участке. Положим корм в нашу кормушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе.Тема" Зимующие птицы"

Занятие комплексное, прослеживается интеграция таких образовательных областей, как познание, художественное творчество, коммуникация....

Конспект в области Познавательное развитие (познавательно – исследовательская деятельность) средняя группа Тема: «Незнайка – путешественник»

Конспект разработан для детей среднего возраста. Развивать у детей познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостью и предметами....

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: « Зимующие птицы».

Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно – исследовательской ...

Непосредственно образовательная деятельности Познавательное развитие. / познавательно-исследовательская деятельность/ подготовительной группы. Тема: « Нефть и ее свойства»

Цель: расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.Задачи:формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира...

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области познавательное развитие В подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы и животные»

Методическая разработка план -конспекта НОД по образовательной области позновательное развитие Тема " Зимующие звери и птпицы" ( для старших дошкольников)...

Познавательно – исследовательская деятельность. Подготовительная группа Тема: «Магнит и его свойства».

Тема: «Магнит и его свойства».Цель образовательной деятельности: Продолжать знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанны...