Проект «Поздняя осень»
проект (старшая группа)

Татьяна Леонидовна Крылова

Данный проект поможет расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, развить взаимодействия и бережное отношение к природе. Дети смогут отличить признаки ранней и поздней осени. Проект позволит приобщить родителей к совместной работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» №6 «Солнышко»

H:\1584645663_19-p-svetlo-zelenie-foni-dlya-prezentatsii-46.jpg

Проект

«Поздняя осень»

Проект предназначен для детей старшей группы

Характер проекта краткосрочный

Picture background

Выполнила: воспитатель Крылова Т. Л.

г. Семенов

2024 г.

«Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться»

Сухомлинский В. А.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

Природа – это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства уходят своими корнями в детство, а «человечность, доброта, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира». Нужно побуждать детей сберегать природные ценности всегда и везде.

Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребёнка с её тайнами, показывать интересное в жизни природы и окружающего мира.

Актуальность проблемы:

К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Все листья с деревьев осыпались, деревья стоят голые, все цветы завяли, небо затянуто серыми тучами. Становится холодно, по ночам бывают заморозки, на листьях и траве появляется иней. От холода замерзают лужи. Многие птицы улетают на юг – в теплые страны, звери начинают готовиться к зиме.

Родная природа оставляет в душе ребёнка глубокий, неизгладимый след. Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя –всё это привлекает внимание детей. Многообразие красок природы осенью завораживает, воздействует на чувство детей, обогащает знания детей, их словарный запас. Наблюдая за изменениями в природе, дети учатся анализировать, сравнивать, делать выводы. Но, к сожалению, не у всех детей достаточный объём знаний о признаках осени и небольшой словарный запас.

Данный проект поможет расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период, развить взаимодействия и бережное отношение к природе. Дети смогут отличить признаки ранней и поздней осени. Проект позволит приобщить родителей к совместной работе с детьми.

Достигнуть результатов проекта планируется путём приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдения за природой и занятий художественным творчеством, обогащением развивающей среды и тесным сотрудничеством с родителями.

Цель проекта:

Установление партнерских отношений с семьями воспитанников, вовлечение их в единое образовательное пространство.

Задачи проекта:

  1. Углубить представления детей об изменениях в природе осенью.
  2. Систематизировать представления детей о характерных признаках поздней осени.
  3. Развивать познавательный интерес к окружающему миру природы, воображение, наблюдательность.
  4. Развивать умение называть приметы осени, изменения в природе.
  5. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.
  6. Воспитывать умение видеть красоту природы, любить и беречь её.
  7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Участники проекта:дети старшей группы «Подсолнушки», воспитатели, родители.

Вид проекта: познавательно– творческий.

Продолжительность проекта:краткосрочный (1 неделя)

Гипотеза – предполагается, что организованная работа по ознакомлениюс сезонными изменениями в природе в осенний период, в соответствии с современными требованиями будет успешна, если:

  • Будет создана соответствующая развивающая предметно пространственная среда.
  • У ребёнка будет развиваться познавательная активность, мышление, воображение, способность обобщать и анализировать.
  • Сотрудничество ДОУ и родителей будет активным и продуктивным.

Формы организации работы:

  • ОД, обеспечивающая доступность, наглядность, смену деятельности.
  • Совместная и самостоятельная деятельность вне занятий.  
  • Совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

Методы  и приёмы обучения:

  • Словесные
  • Наглядные
  • Игровые  
  • Индивидуальная работа    
  • Практические

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

  • Подбор методической литературы по данной теме;
  • разработка конспектов;
  • картотеки наблюдений;
  • подборка художественной литературы (рассказы и стихотворения об осенней природе);
  • дидактические игры «Времена года», «С какого дерева листок», «Лото», разрезные картинки «Сложи картинку», «Лабиринт»;
  • картотека дидактических игр;
  • Центрнаблюдения в природе и экспериментирования в группе, в котором помещены:
  • иллюстрации, обучающие карточки «Деревья», репродукции на осеннюю тему, альбомы «Здравствуй осень», «Осень», «Что такое осень?»;
  • демонстрационный материал: «Деревья наших лесов», «Ветки и детки», «Времена года»;
  • Гербарий «Деревья и кустарники»;
  • Бросовый материал (шишки, ракушки, жёлуди, камешки,семена цветов, скорлупа грецких орехов);
  • создание условий для самостоятельной деятельности детей: трафареты, альбомы для раскрашивания «Осень»;
  • подборкакниг об осени.

Ожидаемые результаты:

 для детей

  • расширят и обогатят знания обизменениях в природе осенью;
  • будут сформированы знания о  характерных признаках поздней осени;
  • проявят интерес и бережное отношение к окружающему миру природы;
  • обогащение пассивного и активного словарного запаса;
  • возрастет речевая активность детей в разных видах деятельности;
  • проявят творческие способности в рисунках на тему «Осенние зарисовки».

для родителей

  • обогатится  опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повысится педагогическая компетентность родителей;
  • проявят  единство, творчество и заинтересованность.

Этапы реализации проекта:

I этап – Организационный  

II этап – Практический

III этап – Обобщающий

Организационный этап - Поиск, изучение и обработка информации

- определение цели и задач проекта;

- работа с методической литературой и интернет - ресурсов по данной проблеме;

- подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр, игрушек, материалов для игр;

- подбор детской художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок  по данной теме;

- подбор презентаций: «Осень»,  «Зарисовки поздней осени»;

- организация совместно с родителями экскурсию в парк;

- привлечение родителей к участию создания поделок из природного материала «Осенние фантазии», альбома «Здравствуй осень», «Осень», «Что такое осень?», гербария «Деревья и кустарники», рисунков «Поздняя осень».

Практический этап - Работа над проектом  

- реализация поставленной цели и задач с использованием игровых технологий, изобразительных технологий;

- совместная деятельность с родителями.

   Обобщающий этап

-оформление результатов проекта;

-презентация проекта на педсовете ДОУ.

План реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

1. Работа с детьми

1. ОД по теме

2. Беседы на темы:«Осень бывает разная», «Осенние явления в природе», «Поздняя осень».

3. Рассматривание картин, просмотр презентаций с последующим обсуждением («Поздняя осень», «Зарисовки поздней осени»)

4. Рассматривание наглядно – демонстрационного материала «Деревья и листья», «Времена года. Осень»

5. Рассматривание альбомов, иллюстраций«Осень», «Здравствуй осень», «Такая разная осень».

6. Чтение художественной литературы

7. Дидактические  и развивающие игры

8.Организовать экскурсию в парк и понаблюдать за осенними изменениями в живой природе.

9.Оформление альбома из детских рисунков и рисунков                                                                                                  родителей «Осенние зарисовки».

10.Досуг «Осенние старты».

2. Сотрудничество с родителями

1. Помощь в оснащении  группы дидактическими материалами (иллюстрациями, дидактическими играми, игрушками и пр.)

2. Консультация для родителей «Осень», «Поздняя осень»

3. Предложить родителям подобрать  детскую художественную литературу для выставки: стихи, загадки, книг о времени года, об осени.

4. Изготовление родителями гербария «С какого дерева листок?».

5.Изготовление альбомов об осени: «Здравствуй осень», «Что такое осень?».

6.Организовать прогулку в парк.

7.Создание альбома совместных рисунков родителей и детей «Осенние зарисовки».

8. Выставка совместных творческих работ родителей и детей из природного материала «Осенние фантазии».

3. Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды.

2. Подборка художественной литературы.

3. Консультационный материал для родителей.

4. Обобщение и распространение наработанного материала.

Заключительный этап

  1. Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Осенние фантазии»
  2. Создание альбома рисунков «Осенние зарисовки».
  3. Досуг «Осенние старты».
  4. Оформление результата проекта в виде фотоотчета.

Последствия решения проблемы:

В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:

  1. Собран и систематизирован материал по теме проекта.
  2. У детей сформированы знания об изменениях в природе осенью, знают  характерные признаки поздней осени.
  3. Владеют большим словарным запасом по теме и активно им пользуются при построении речевого высказывания в ситуации общения, при выражении своих мыслей и желаний.
  4. Дети проявляют интерес и уважительное отношение к окружающему миру природы,чувство гордости за свой край.
  5. Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – в игре, общении, творчестве.

Дальнейшее развитие проекта и трансляция опыта:  

 - Продолжать проектную деятельность по взаимодействию с семьями воспитанников по другим сезонам.

 - Наработанный опыт будет распространен среди педагогов ДОУ, на сайте детского сада, интернет - сайтах.  

Список литературы:

1.Ознакомление с природой  и развитие речи интегрированные занятия– М.: Мозаика-Синтез, 2006

2. Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. -  СПб.: Издательство: «Детство-Пресс», 2017

3.В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004

4. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5-6 лет) / авт.-сост.: О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. – СПб.: ООО «ИЗД-ВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016

5. Леонова Н.Н.«Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ», Перспективное планирование, конспекты. – Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017

6. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 5-6 лет» - МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2016

7. Волкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада (ИЗО). -  Воронеж:  «Учитель», 2004

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Поздняя осень»

Актуальность данного проекта: На сегодняшний день, экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.Мир природы – не может...

Проект «Поздняя осень»

Велика роль природы в духовной жизни общества. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребенка в первые годы жизни в значительной степени зависит от природного окружения. Дело о...

Конспект занятия к проекту «Поздняя осень»

Аппликация- одно из самых любимых занятий детей. Детям нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, раскрашивать, клеить и в итоге получать творение, сделанное своими руками. Во время работы реб...

Проект: "Поздняя осень" для детей старшей группы

Проект: "Поздняя осень" для детей старшей группы....

Проект "Поздняя осень"

Проектная деятельность в средней группе....

Проект "Поздняя осень"

Закрепление и обогощение знаний о осени и сезонных изменениях....

Проект «Поздняя осень»

Наша задача –  помочь ребёнку-дошкольнику открыть мир окружающей природы....