Настольная игра « Народные праздники и традиции» для старших дошкольников
методическая разработка
Цель игры: Приобщение детей к русским провославным праздникам, традициям и обычаям посредством дидактической игры.
Задачи:
1.Знакомить детей с христианскими и народными праздниками, традициями проведения праздников на Руси, традиционной едой и обычаями.
2.Воспитывать бережное отношение ко всему, что делает нас русскими,- гостеприимству, благотворительности, доброжелательности, искренности;
3.Воспитывать уважение к мужеству воинов-Защитников Родины, Дмитрию Донскому, Александру Невскому, Георгию Победоносцу.
4.Обогащать словарный запас.
5. Учить из множества других предметов выбирать нужный предмет (объект)
6. Учить складывать карточки с изображениями предмета с картинкой с предметом той же группы.
7.Тренировать навык контроля и самоконтроля в процессе игры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Кушвинский городской округ
Управление образования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
_____________________________________________________________________________________________
ИНН/ КПП 6620007430 /662001001 БИК 046577001
624315, РОССИЯ, Свердловская обл. , г. Кушва, п.Баранчинский ул. Луначарского, 10
тел. (34344) 5-26-99 E-mail : kalinka25@mail.ru Сайт http://kalinka25.ucoz.net
Дидактическая настольная игра ассоциации «Народные праздники и традиции» для старших дошкольников (5-7 лет)
Номинация: Дидактическая разработка – рабочая тетрадь, сборник заданий, наглядные пособия, презентации по теме, настольные игры, и т.д.
Автор: Слепченко Наталия Павловна,
МАДОУ№25, воспитатель 1 квалификационной категории.
П.Баранчинский
2024
Пояснительная записка.
Актуальность.
Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность.
Для этого необходимо использовать разные виды фольклора: поговорки, потешки, песенки, пословицы, сказки и т.д. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них сосредоточены накопленные веками точные наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, птицами. Наблюдения, связанные с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Воспитатели очень часто недооценивают присказки, потешки, считалки, поговорки, пословицы плохо знают их наизусть и не всегда могут использовать их к месту. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знают обычаи русского народа, их традиции и историю.
Исходя из вышеизложенного мною была разработана дидактическая настольная игра ассоциации по теме: «Народные праздники и традиции», как средство закрепления уже полученных знаний о традициях, обычаях русского народа, историю народной культуры, прониклись чувством понимания её древности и величия.
Цель игры: Приобщение детей к русским провославным праздникам, традициям и обычаям посредством дидактической игры.
Задачи:
1.Знакомить детей с христианскими и народными праздниками, традициями проведения праздников на Руси, традиционной едой и обычаями.
2.Воспитывать бережное отношение ко всему, что делает нас русскими,- гостеприимству, благотворительности, доброжелательности, искренности;
3.Воспитывать уважение к мужеству воинов-Защитников Родины, Дмитрию Донскому, Александру Невскому, Георгию Победоносцу.
4.Обогащать словарный запас.
5. Учить из множества других предметов выбирать нужный предмет (объект)
6. Учить складывать карточки с изображениями предмета с картинкой с предметом той же группы.
7.Тренировать навык контроля и самоконтроля в процессе игры.
Именно игра занимает значительное место в жизни детей. Она является средством общения в совместной деятельности детей. Игровая форма способствует успешному освоению фольклорного языка, помогает создать сказочную атмосферу того времени, необходимое настроение. Игра выявляет индивидуальные особенности ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Данная игра будет полезна старшим дошкольникам, педагогам, родителям. Её можно использовать как в образовательной, совместной, так и в досуговой (свободной) деятельности воспитателя, детей и родителей. Играть можно парами, подгруппами и индивидуально. Она охватывает все области развития, духовно-нравственного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, социального и физического развития.
Формы работы с детьми, с целью вызвать интерес к игре.
-рассказ
-беседа
-загадки
-считалки
-сказки
-стихи
-поговорки, частушки, скороговорки, считалки и т.д
Ожидаемые результаты:
-ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с русскими праздниками.
-ребенок знает и понимает народные праздники, традиции и обычаи
-ребёнок знает о подвигах Дмитрия Донского, Александра Невского.
-ребёнок знает имя святого изображенного на гербе г.Москва.
-ребёнок выражает интерес к народному устному творчеству фольклору.
-ребенок проявляет интерес к развивающей игре как средству приобщения к культуре и истории русского народа.
-знает и выполняет правила игры
Содержательная часть.
Вариант 1.
Дети сидят за столом, воспитатель раздаёт картинки, изображающие какие-либо объекты, игроки должны сказать к какому народному празднику и традиции его проведения они относится и соединить с объектом.
Вариант 2
Воспитатель произносит поговорку, пословицу, частушку, скороговорку или читает стихотворение. Дети должны угадать о чём идёт речь, показать картинки к этим строчкам и назвать народный праздник, традицию или название битвы.
- Получить платок в подарок было заветным желанием девушек, они пели частушки:
Купи, батюшка, платок,
На затылочке-цветок:
Теперь мода на платки,
На затылочке цветы. (Покров)
- В народе говорят:
Кузьминки-по осени поминки.
Кузьминки-встреча зимы.
Кузьма Демьян-кузнец куёт лёд на земле и на водах. («Кузьминки»)
- Отрывок чтение стихотворения Саши Чёрного.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос,
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён его волос…. (Рождество)
- Период от рождества Христова до Крещения называют….(Святками)
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтику,
Или денег полтину,
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком.
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пяточки!
По копеечке давайте
Колядовщикам! (Христославы)
- Поговорки. Про него говорят..
Не житьё, а масленица.
Масленицу семь дней гуляют.
Без блинов-не масленица.
Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны. (Масленица)
- Праздник прилета птиц называют…(«Сороки»)
Жаворонки, прилетите,
Весну-красну принесите!
Принесите весну
На своём хвосту,
На сохе, на бороне,
На овсяном снопе.
Скороговорка
Приучить сороку-
Одна морока,
А сорок сорок-
Сорок морок.
- Праздник, который прославляет победу добра над злом, жизни над смертью. Света над тьмой? (Пасха). Что является символом праздника пасхи?
Избушка нова, жильца нет.
Жилец появится-избушка развалится. (Яйцо)
- Всякая душа празднику рада!
Утро на Троицу светлое, нежное –
Слышится звон колоколов.
Летнее небо, лазурно-безбрежное,
Смотрит на высь куполов.( Святая Троица)
- Про него говорят…
На Иванов день солнце на восходе играет
Ивановские дожди — лучше золотой горы
Иван Купала — обливай кого попало
Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала (Иван Купала)
- Чтение стихотворения Н.Канчаловской
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Кто является автором слов «Кто с мячом на русскую землю придёт, тот от него и погибнет» (Александр Невский)
- Про них говорят…
«Убитых воинов было столько, что лошади не могли ступить- так говорилось в летописи.(Сражение на Куликовом поле) русский полководец-князь Дмитрий Донской
- Кто изображен на гербе г.Москва? (Георгий Победоносец)
Вариант 3
Детям раздаются картинки-объекты, включается русская народная мелодия «Как у наших у ворот», они спокойно гуляют. Музыка останавливается каждый находит свою пару. Называют символ и сам праздник, а также героя победителя и битву, в какой он участвовал.
Вариант 4
Детям показывается квадрат, цветовая модель времени года. Нужно назвать серию осенних, зимних, весенних и летних праздников.
Зима- белый квадрат: «Рождество», «Святки», защитники страны-подвиги Дмитрия Донского, Александра Невского, Георгия Победоносца.
Весна-зеленый квадрат: «Сороки», «Масленица», «Пасха».
Лето- красный квадрат: «Святая Троица», «Ивана-Купала».
Осень-оранжевый квадрат: «Покров», «Кузьминки».
Список литературы:
- КнязеваО.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие- 2-е изд., переб. и доп.-СПб:Детсво-Пресс,2010.-304с.
- Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.-432с.
- Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты бесед-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.-416с.
- Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры /В.В.Малова.- М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-350с. (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные праздники в этнокультурном воспитании старших дошкольников
Народные праздники в этнокультурном воспитаниистарших дошкольниковПетрова Тамара ПавловнаМДОУ «Детский сад № 4 «Вис – вис» общеразвивающего вида» д. Полевая Волжского районаВ современной Р...

Духовно -нравственное воспитание дошкольников через народные праздники и традиции
На Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащим разным народам. Поэтому мы и говорим о народной культуре, характерной для данного конкретного народа, конкретной нац...

Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»
Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающи...
Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Народные праздники и традиции в формировании ЗОЖ дошкольников.
Народные традиции и праздники в формировании ЗОЖ у дошкольников....

Консультация для родителей "Как приобщить дошкольников к народным праздникам и традициям"
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши...

Познавательный альбом для дошкольников "Русские народные праздники и традиции"
Познавательный альбом для дошкольников "Русские народные праздники и традиции"...
