Настольная игра « Народные праздники и традиции» для старших дошкольников
методическая разработка

Слепченко Наталия Павловна

Цель игры: Приобщение детей к русским провославным праздникам, традициям и обычаям посредством дидактической игры.

Задачи:                                                           

1.Знакомить детей с христианскими и народными праздниками, традициями проведения праздников на Руси, традиционной едой и обычаями.

2.Воспитывать бережное отношение ко всему, что делает нас русскими,- гостеприимству, благотворительности, доброжелательности, искренности;

3.Воспитывать уважение к мужеству воинов-Защитников Родины, Дмитрию Донскому, Александру Невскому, Георгию Победоносцу.

4.Обогащать словарный запас.

5. Учить из множества других предметов выбирать нужный предмет (объект)

6. Учить складывать карточки с изображениями предмета с картинкой с предметом той же группы.

7.Тренировать навык контроля и самоконтроля в процессе игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_razrabotka.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Кушвинский городской округ

Управление  образования

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по  художественно-эстетическому развитию детей

_____________________________________________________________________________________________

ИНН/ КПП 6620007430 /662001001       БИК 046577001

624315, РОССИЯ, Свердловская  обл. , г. Кушва,   п.Баранчинский ул. Луначарского, 10

тел. (34344) 5-26-99 E-mail :  kalinka25@mail.ru     Сайт http://kalinka25.ucoz.net

Дидактическая настольная игра ассоциации «Народные праздники и традиции» для старших дошкольников (5-7 лет)

Номинация: Дидактическая разработка – рабочая тетрадь, сборник заданий, наглядные пособия, презентации по теме, настольные игры, и т.д.

Автор: Слепченко Наталия Павловна,

МАДОУ№25, воспитатель 1 квалификационной категории.

П.Баранчинский

2024

Пояснительная записка.

 Актуальность. 

Россия-родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять историю и культуру страны как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность.

Для этого необходимо использовать разные виды фольклора: поговорки, потешки, песенки, пословицы, сказки и т.д. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них сосредоточены накопленные веками  точные наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, птицами. Наблюдения, связанные с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Воспитатели очень часто недооценивают присказки, потешки, считалки, поговорки, пословицы плохо знают их наизусть и не всегда могут использовать их к месту. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов сами плохо знают обычаи русского народа, их традиции и историю.

Исходя из вышеизложенного мною была разработана дидактическая настольная игра ассоциации по теме: «Народные праздники и традиции», как средство закрепления уже полученных знаний о традициях, обычаях русского народа, историю народной культуры, прониклись чувством понимания её древности и величия.

Цель игры: Приобщение детей к русским провославным праздникам, традициям и обычаям посредством дидактической игры.

Задачи:        

1.Знакомить детей с христианскими и народными праздниками, традициями проведения праздников на Руси, традиционной едой и обычаями.

2.Воспитывать бережное отношение ко всему, что делает нас русскими,- гостеприимству, благотворительности, доброжелательности, искренности;

3.Воспитывать уважение к мужеству воинов-Защитников Родины, Дмитрию Донскому, Александру Невскому, Георгию Победоносцу.

4.Обогащать словарный запас.

5. Учить из множества других предметов выбирать нужный предмет (объект)

6. Учить складывать карточки с изображениями предмета с картинкой с предметом той же группы.

7.Тренировать навык контроля и самоконтроля в процессе игры.

Именно игра занимает значительное место в жизни детей. Она является средством общения в совместной деятельности детей. Игровая форма способствует  успешному освоению фольклорного языка, помогает создать сказочную атмосферу того времени, необходимое настроение. Игра выявляет индивидуальные особенности ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

        Данная игра будет полезна старшим дошкольникам, педагогам, родителям. Её можно использовать как в образовательной, совместной, так и в досуговой (свободной) деятельности воспитателя, детей и родителей. Играть можно парами, подгруппами и индивидуально. Она охватывает все области развития, духовно-нравственного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, социального и физического развития.

Формы работы с детьми, с целью вызвать интерес к игре.

-рассказ

-беседа

-загадки

-считалки

-сказки

-стихи

-поговорки, частушки, скороговорки, считалки и т.д

Ожидаемые результаты:

-ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с русскими праздниками.

-ребенок знает и понимает народные праздники, традиции и обычаи

-ребёнок знает о подвигах Дмитрия Донского, Александра Невского.

-ребёнок знает имя святого изображенного на гербе г.Москва.

-ребёнок выражает интерес к народному устному творчеству фольклору.

-ребенок проявляет интерес к развивающей игре как средству приобщения к культуре и истории русского народа.

-знает и выполняет правила игры

Содержательная часть.

Вариант 1.

Дети сидят за столом, воспитатель раздаёт картинки, изображающие какие-либо объекты, игроки должны сказать к какому народному празднику и традиции его проведения они относится и соединить с объектом.

Вариант 2

Воспитатель произносит поговорку, пословицу, частушку, скороговорку или читает стихотворение. Дети должны угадать о чём идёт речь, показать картинки к этим строчкам и назвать народный праздник, традицию или название битвы.

  1. Получить платок в подарок было заветным желанием девушек, они пели частушки:

Купи, батюшка, платок,

На затылочке-цветок:

Теперь мода на платки,

На затылочке цветы. (Покров)

  1. В народе говорят:

Кузьминки-по осени поминки.

Кузьминки-встреча зимы.

Кузьма Демьян-кузнец куёт лёд на земле и на водах. («Кузьминки»)

  1. Отрывок чтение стихотворения Саши Чёрного.

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос,

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лён его волос…. (Рождество)

  1. Период от рождества Христова до Крещения называют….(Святками)

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтику,

Или денег полтину,

Или курочку с хохолком,

Петушка с гребешком.

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Вынимайте пяточки!

По копеечке давайте

Колядовщикам! (Христославы)

  1. Поговорки. Про него говорят..

Не житьё, а масленица.

Масленицу семь дней гуляют.

Без блинов-не масленица.

Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны. (Масленица)

  1. Праздник прилета птиц называют…(«Сороки»)

Жаворонки, прилетите,

Весну-красну принесите!

Принесите весну

На своём хвосту,

На сохе, на бороне,

На овсяном снопе.

Скороговорка

Приучить сороку-

Одна морока,

А сорок сорок-

Сорок морок.

  1. Праздник, который прославляет победу добра над злом, жизни над смертью. Света над тьмой? (Пасха). Что является символом праздника пасхи?

Избушка нова, жильца нет.

Жилец появится-избушка развалится. (Яйцо)

  1. Всякая душа празднику рада!

Утро на Троицу светлое, нежное –
Слышится звон колоколов.
Летнее небо, лазурно-безбрежное,
Смотрит на высь куполов.( Святая Троица)

  1. Про него говорят…

На Иванов день солнце на восходе играет

Ивановские дожди — лучше золотой горы

Иван Купала — обливай кого попало

Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала (Иван Купала)

  1. Чтение стихотворения Н.Канчаловской

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Кто является автором слов «Кто с мячом на русскую землю придёт, тот от него и погибнет» (Александр Невский)

  1. Про них говорят

«Убитых воинов было столько, что лошади не могли ступить- так говорилось в летописи.(Сражение на Куликовом поле) русский полководец-князь Дмитрий Донской

  1. Кто изображен на гербе г.Москва? (Георгий Победоносец)

Вариант 3

Детям раздаются картинки-объекты, включается русская народная мелодия «Как у наших у ворот», они спокойно гуляют. Музыка останавливается каждый находит свою пару. Называют символ и сам праздник, а также героя победителя и битву, в какой он участвовал.

Вариант 4

Детям показывается квадрат, цветовая модель времени года. Нужно назвать серию осенних, зимних, весенних и летних праздников.

Зима- белый квадрат: «Рождество», «Святки», защитники страны-подвиги Дмитрия Донского, Александра Невского, Георгия Победоносца.

Весна-зеленый квадрат: «Сороки», «Масленица», «Пасха».

Лето- красный квадрат: «Святая Троица», «Ивана-Купала».

Осень-оранжевый квадрат: «Покров», «Кузьминки».

Список литературы:

  1. КнязеваО.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие- 2-е изд., переб. и доп.-СПб:Детсво-Пресс,2010.-304с.
  2. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.-432с.
  3. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа. Перспективное планирование, конспекты бесед-СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.-416с.
  4. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры /В.В.Малова.- М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.-350с. (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные праздники в этнокультурном воспитании старших дошкольников

Народные праздники в этнокультурном  воспитаниистарших дошкольниковПетрова Тамара ПавловнаМДОУ «Детский сад № 4 «Вис – вис» общеразвивающего вида» д. Полевая Волжского  районаВ современной Р...

Духовно -нравственное воспитание дошкольников через народные праздники и традиции

    На Земле не встречается двух одинаковых культур, принадлежащим разным народам. Поэтому мы и говорим о народной культуре, характерной для данного конкретного народа, конкретной нац...

Консультация для воспитателей ДОУ «Народные праздники и традиции –важный элемент приобщения дошкольников к культуре родного края»

Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна, так как современное общество нуждается в истинных патриотах, обладающи...

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Народные праздники и традиции в формировании ЗОЖ дошкольников.

Народные традиции и праздники в формировании  ЗОЖ у дошкольников....

Консультация для родителей "Как приобщить дошкольников к народным праздникам и традициям"

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши...

Познавательный альбом для дошкольников "Русские народные праздники и традиции"

Познавательный альбом для дошкольников "Русские народные праздники и традиции"...