Где труд, там и счастье
материал (подготовительная группа)

Бочарникова Светлана Дмитриевна
Трудовое воспитание – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества. В процессе труда происходит: • Накопление практического опыта, • Формирование навыков и умений, • Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата) • Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий) • Расширение словарного запаса, • Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения, • Ощущение радости от результата труда, В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда. Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности. Хозяйственно-бытовой труд – именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т. д) белья, уборка игрушек и наведение порядка в игровой комнате, помощь родителям по кухне. Обратите внимание, как, понаблюдав за мамой на кухне, девочки в игре начинают и сами «варить борщ», а мальчики старательно «делают ремонт автомобиля». Такая игра — первая школа приобретения трудовых умений и навыков, которые впоследствии будут усовершенствоваться. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку работать, а вместе с ним приучаем заботиться о других людях, формируя благородные желания. Приучать детей к выполнению любых бытовых дел нужно не только потому, что мы должны готовить их к будущей самостоятельной жизни. Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию. Ручной труд — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». Самостоятельное и с помощью взрослых изготовление из бумаги, картона, природного и бросового материала простейших предметов, необходимых в быту и для игр ребенка. (Из пустых спичечных коробков, пачек из под конфет, из под чая можно сделать домики, шкатулки, машинки; обклеив их цветной или оберточной бумагой, фольгой и пр.). Различные поделки из пластилина и глины. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда. Наряду с наблюдением за трудом окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. Дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. В уголках природы живут морские свинки, птички, имеются аквариумы с рыбками. Все это предоставляет возможность для ознакомления детей с жизнью животных и освоения навыков по уходу за ними. Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель — заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия. В марте в подготовительной группе был организован огород на окне. С помощью опытно - исследовательской деятельности дети получили необходимые знания: что необходимо для роста растений, выявили многообразие и разнообразие посевного материала. На «огороде» были посажены лук, перец, помидоры и кукуруза. Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Цель данной работы: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Воспитание у детей любви к природе. Дети вели дневник наблюдений, учились ухаживать за всходами, научились рассаживать помидоры и перцы. А самое главное с удовольствием ели зеленый лук, который вырастили своими руками. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети – это счастье, созданное нашим трудом

«От того, как прошло детство,кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира -от этого в решающей степени зависит, какимчеловеком станет сегодняшн...

Консультация для родителей "Дорога к счастью лежит через труд"

В консультации дается информация о том, как научить детей трудиться и развить у них способность получать от этого удовольствие....

нод художечтвенный труд "Птица счастья"

материал по изготовлению поделок из бумаги на занятиях с дошкольниками...

Буклет для родителей "Старание и труд к счастью ведут"

В буклете даны рекомендации для родителей "Как воспитать трудолюбивых детей", "Что может делать ваш малыш дома?"...

Современные технологии работы с родителями в дошкольном учреждении. «Дети – это счастье, созданное нашим трудом» В.А. Сухомлинский.

Современные технологии  работы с родителями в дошкольном учреждении. «Дети – это счастье, созданное нашим трудом»В.А. Сухомлинский....

Конспект организованной образовательной деятельности по ручному труду . На тему: «"Голубь - символ счастья, мира! " посвящён празднованию «Дню Победы» для детей старшей группы

закрепление знаний детей о Голубе, как символе мира и счастья, создание условий для реализации творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Конспект родительского собрания в рамках темы по ознакомлению с трудом взрослых "Что такое счастье?"

Уже в дошкольном возрасте нужно знакомить детей с разными профессиями, чтобы было легче оценить свои возможности в будущем, чтобы уже с ранних лет ваш ребенок уважал вас не только как родите...