План по самообразованию
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Баганский детский сад №2 «Солнышко»
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Воспитатель:
Марчукова А.А.
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Цель самообразования по теме: - Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования.
-Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
-Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
-Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи самообразования: 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста. 2. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования. 3.Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности; 4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы. 5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Ожидаемые результаты: 1.Динамика развития мелкой моторики. 2.Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. 3.Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию 1.Создание игровой ситуации. 2.Показ воспитателя. 3.Использование движения руки. 4.Сравнение двух техник. 5.Проговаривание последовательности работы. 6.Педагогическая диагностика. При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Формы проведения : С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля; рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью. печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография
Актуальность. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский. Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе. Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки). Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать? что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т.д.
Ожидаемые результаты: ∙ Динамика развития мелкой моторики. ∙ Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. ∙ Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности. Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования осуществляется с подгруппой детей. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: ∙ игра, которая является основным видом деятельности детей; ∙ сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; ∙ просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; ∙ музыкальное сопровождение; ∙ яркая, хорошо продуманная наглядность Представление опыта работы: 1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования « Морозный узор» 2. Консультация для воспитателей по теме самообразования. 3. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста». 4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете
План занятий
Месяц | Техника нетрадиц. рисования | Тема занятий | ||
Сентябрь | Рисование пальчиками | Цветные пальчики Ваза в Ягодках Платьице в горошек Разноцветные мячики | ||
Октябрь | Рисование пальчиками | Дождик, дождик пуще... Листья желтые летят Петушок, петушок… Спрячь зайку | ||
Ноябрь | Рисование | Цветные ладошки Цветик-семицветик Ёжик Осьминожки | ||
Декабрь | Рисование ватными палочками | Горошины для петушка Идет снег Узор на платочке В лесу родилась елочка | ||
Январь | Тычок | Вот зима кругом Снег идет Цыплятки Бусы для Кати | ||
Февраль | Оттиск (штамп) пенопластом | Мальчик с пальчик Елочки Колокольчик Звездочки | ||
Март | Оттиск (штамп) Пенопластом Рисование губкой Рисование Трафаретом По-мокрому | Платье для Катюши Солнышко Веселые животные Подводное царство | ||
Апрель | Рисование смятой бумагой Монотипия | Березки Домик Ежик Бабочка | ||
Май | Набрызг Рисование пипеткой | Звездочки на небе Весенний листочек Дождь идет Мухомор | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...

План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...
