Семинар- практикум для педагогов «ПЕНИЕ В ДОУ, КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
методическая разработка

Козина Татьяна Викторовна

Семинар - практикум направлен на обогащение педагогического опыта по формированию вокально – хоровых навыков дошкольников через применение различных игровых упражнений.

Педагоги знакомятся   с игровыми упражнениями по развитию вокально-хоровых навыков для дальнейшего применения их на практике, развивают свой творческий потенциал.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_pedagogov.docx1006.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ПЕНИЕ В ДОУ, КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Picture background

Выполнила: Козина Т.В.

музыкальный руководитель

г. Еманжелинск

2025г.

1 СЛАЙД Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я пригласила вас на семинар – практикум «Пение в детском саду, как основное средство музыкального воспитания»

2 СЛАЙД 

Цель: обогащение педагогического опыта по формированию вокально – хоровых навыков дошкольников через применение различных игровых упражнений.

Задачи:

  • Уточнить знания педагогов по формированию вокальных навыков у дошкольников
  • Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал.  
  • Познакомить педагогов с игровыми упражнениями по развитию вокально-хоровых навыков для дальнейшего применения их на практике.

3 СЛАЙД Значение пения трудно преувеличить. Во - первых, в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей, расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей, ведь при пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.

Пение наиболее близко и доступно детям (почему?) Потому что в песне есть слова. Они помогают детям понять содержание музыки и облегчают усвоение мелодии. Дети любят петь и охотно это делают.

4 СЛАЙД Важно отметить, что пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Слух и голос у человека составляют единый физиологический комплекс: за барабанной перепонкой расположены три ушные косточки, называемые «молоточек, наковальня и стремечко», которые приводятся в движение мышцами гортани. Гортань – это активная сторона слуха, речевого и музыкального: любой звук воспринимается и интонируется гортанью и ухом одновременно. Для воспитания у детей навыков хорошего чистого пения необходимо установление координации между слухом и голосом, в которой и заключается секрет пения в унисон. Что мы должны понимать под словом «координация»? В данном случае – это согласованная работа гортани и слуха. В этой работе слух помогает исправить неточности музыкального интонирования, а гортань мышцами как бы «слышит» нужное звучание и подстраивается на нужную высоту. Т.е, слух и голос – процессы неразделимые! Налаживание такой координации составляет основу первоначальной работы по пению, где дошкольный возраст – самый благоприятный период. Можно ли учить ребенка петь? Конечно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей: в младшем дошкольном возрасте налаживание координации происходит интуитивно с опорой на понятные образы. А в старшем, эта координация должна быть постепенно выведена на уровень осознанного контроля детьми за собственным голосом. 

У дошкольников голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Он отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два – три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, но очень слабый, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего - очень небольшой. При неправильной постановке пения, например, при форсировании звука во время пения, голос у детей приобретает неприятное, несвойственное им низкое звучание. Как же научить дошкольника петь?

5 СЛАЙД

«Чтобы научиться петь – надо петь!». 

Особые качества детского голоса Остановимся подробно над каждой составляющей правильного красивого и правильного пения. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Дыхание – это двигательная сила голоса, ведь оно укрепляет легкие и голосовой аппарат. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (какой он будет? напряженный, тусклый, или звонкий, яркий). Вроде, как просто, просто дышать…Певческое дыхание требует от ребёнка волевых усилий и состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Вдох – производится через нос, бесшумно, не поднимая плеч. Он должен быть очень глубоким. Считается, что ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь задерживать дыхание от 14 до 16 секунд, а продолжительность выдоха может достигать 15 секунд. Выдох должен быть спокойный, без толчков, постепенный и экономный.

6 СЛАЙД

Главное, чтобы ребёнок овладел плавным и равномерным вдохом и выдохом. Это даёт ровность и плавность ведения звука.

7 СЛАЙД

«Листок бумаги» (12,13)  «Едем в гости» (19)  Мои пособия «Вертушки» (2-3) и «Сдуй с картинки» (2-3)

8 СЛАЙД       Чистота интонации  Следует отметить, что точно интонировать абсолютно все дошкольники не могут, чаще преобладает средняя по качеству интонация, когда дети частично искажают мелодию, интонируя «приблизительно», передавая общее направление мелодии. В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие неправильно, фальшиво. Причины фальшивого пения различны. Это и слабо развитый музыкальный слух, голос (маленький диапазон), недостатки в работе артикуляционного аппарата. На чистоту интонации влияют такие качества у детей, как застенчивость, отсутствие устойчивого внимания.

9 СЛАЙД Часто критериями хорошего пения считается громкость. И можно слышать «Как хорошо поют дети – громко и понятно!». Но надо понимать, что громкое пение вредит интонации. Чем ребенок громче поёт, тем он хуже слышит собственное пение и пение соседа, а значит - не может подстроить свой голос на нужную интонацию. Также – громкое  пение вредит здоровью, вредит детскому голосу. Чистота интонации отрабатывается в распевках. Лучше всего наглядное изображение направление мелодии (почему?)

10 СЛАЙД Упражнение «Домик на горе» (46)

Чистота интонаций зависит также от музыкального окружения ребёнка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, дети стараются подпевать, их вокально – музыкальные данные развиваются и улучшается чистота интонации.

Чистота интонации достигается также применением различных приёмов. Очень полезно давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, надо сказать, что мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на каком – нибудь музыкальном инструменте. Например, такая игра с голоса повторяйте «Пой со мной» (50)

11 СЛАЙД Рисование голосом Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. С точки зрения методики, это одна из самых необычных и оригинальных форм, когда ребенок не чувствует себя плохо поющим. Этот способ ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее так, как он может. Исполнение должно быть спокойным и неторопливым, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом.

Работая с дошкольниками, не стоит во главу угла ставить чистоту интонации при пении. Пусть лучше дети поют не без ошибок, но с желанием, получая удовольствие от самого процесса пения. Ребёнок не должен бояться своего голоса! Никогда нельзя говорить ребенку, что он поет фальшиво, и что у него нет слуха! Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя.

12 СЛАЙД      Дикция и артикуляция

Артикуляция - способ произнесения звуков, работа органов речи, необходимая для произношения звуков.

Дикция – это произношение, степень чёткости, отчётливости произношения звуков, слогов, слов в речи, непременное условие вокального, в том числе и хорового исполнения.

Дикцию мы слышим, а артикуляцию мы видим. Можно сказать, что артикуляция – это процесс, дикция – это результат процесса.

Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, с другой стороны – дикция – средство донесения смыслового содержания музыкального образа песни.

К сожалению, многие дети имеют проблемы с произношением звуков, поэтому необходимо использовать вокально – артикуляционные упражнения, цель которых - выработать чёткость, ловкость, а главное – правильную работу артикуляционного аппарата.

Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения. Для хорошего звукообразования имеет большое значение правильное произношение гласных и согласных. Благодаря гласным звукам, раскрываются певческие возможности ребёнка. Важно тянуть гласный звук и петь связно. А согласные в конце слов произносить коротко и мягко.

13 СЛАЙД В.П. Морозов называл гласные – рекой, а согласные – её берегами. Здесь уместны вокальные упражнения на гласные «Плач», «Волк», (75).

14 СЛАЙД Развив правильную артикуляцию гласных и согласных, постепенно переходим к отработке слогов, слов и целых фраз, используя музыкальные пальчиковые игры "Неумеха" (70), а также проговаривание и пропевание скороговорок "Три сороки" (72). Правильную работу артикуляционного аппарата помогают развить логопедические распевки, пение попевок на произнесение определенных слогов. Работу над дикцией нужно начинать с умеренных по темпу песен, а затем, с песен, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата.

15 СЛАЙД  Звукообразование и звуковедение 

Звукообразование - это способ извлечения звука, результат действия голосового аппарата. На начальном этапе необходимо дать детям теоретические знания о том, что такое голос, как возникает звук, что такое голосовые связки. Их сравнивают с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы ниточки сомкнулись и тихонько задрожали. Как вы видите, при пении у детей связки смыкаются и сильно начинают вибрировать. (беру коробочку с резинкой - показываю)

Чтобы звук стал громче нужно напрячь связки сильнее (дернуть посильнее). При громком разговоре, крике и пении наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (сильно дернуть за нить, она порвется). Вот почему мы говорим о вреде громкого пения.

При звукообразовании важно отработать правильное положение рта при пении гласных звуков и закрепить быстрое произнесение звонких и глухих согласных звуков, протяжное – свистящих и шипящих (с,ш,щ,ч,ф).

16 СЛАЙД Детям дошкольного возраста свойственно произношение слов говорком, поэтому с ними особенно важно делать упражнения по протяжному пению. Вообще протяжное пение или кантиленное пение - основной вид звуковедения, где преобладает связность, певучесть и целостность мелодии. (бутерброд с маслом). Рот при таком пении надо открывать вертикально, а не в ширину во избежание крикливого звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы – подвижные, упругие. Сформированный навык такого пения исключает такой недостаток исполнения как скандирование, когда ребёнок больше говорит, чем поёт. Дети, чаще всего, слышат вокруг себя торопливую, с проглатыванием слогов и резкой интонацией, речь. Эту манеру они часто переносят в песню. Поэтому очень важно, сформировать навык плавного, напевного пения.

17 СЛАЙД Упражнение «Плачет киска в коридоре»

18 СЛАЙД Так же, к звуковедению относится и динамика – сила звука - одно из важных выразительных средств музыки. Основными терминами динамики в музыке считаются «f» (форте) и «p» (пиано). Наиболее сложная для исполнения детям динамика – «форте», как вы думаете почему? Потому что дети сразу переходят на крик, что недопустимо! Поэтому основой воспитания детского голоса должна быть выработка активного «пиано» или тихого «форте». Встанем в пары, соединим ладошки перед грудью, там у нас находится звук. Разводим руки в стороны, чем руки дальше, тем звук громче.

Игра «Громче, тише»

19 СЛАЙД       Пение в ансамбле  

И последний, навык певческой деятельности, это навык пения в  ансамбле. Основы ансамбля - стройное, чистое пение в унисон. Ансамбль, как и хор – основывается на коллективном исполнении. В пении хором нужно приучить детей слушать себя и других, кто торопится или отстаёт, сливаться с общим пением, следить, чтобы твой голос не выделялся. В процессе пения хором воспитываются такие важные черты личности как сила воли, организованность и выдержка. Важно учить начинать петь только после музыкального вступления, выдерживать общий темп, одновременно начинать и заканчивать песню. Ансамбль у детей достигается постепенно.

20 СЛАЙД Заметный результат в формировании навыков ансамбля у малышей и у старших детей – даёт приём пения «цепочкой». Первый участник начинает петь песню и поёт первую строчку, вторую строчку песни поёт следующий участник и так далее. Цель игры - спеть песенку без остановок. Также интересно «пение про себя», когда часть песни исполняется как обычно, а другая часть — «молча»: её пропевают только внутренним слухом. Давайте попробуем. Поём сначала цепочкой. Чтобы нам было наглядно, мы будем передавать вот такое колечко друг другу. А сейчас приём «пение про себя» (кто - то держит карточку и  поднимает её по очереди)

Песня «Антошка»

21 СЛАЙД Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное слитное пение) тесно связаны между собой и работа над ними ведётся одновременно. Вся эта работа направлена на формирование качественного пения. А что значит – качественно?

22 СЛАЙД (ПО СЛАЙДУ)

23 СЛАЙД Практика показывает, что дети  младшего возраста могут усвоить за год  примерно 6-8 новых песен, дети пяти лет - до 10 ти и дети шести – семи лет – до 12 песен, включая песни для игр; при этом нужно систематически повторять песни, выученные в предыдущих группах.

24 СЛАЙД Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Например, на занятиях рисованием, лепкой, во время чтения сказок, в процессе беседы, на физкультурном занятии и т.д.

В часы игр желательно, чтобы дети водили хороводы, сопровождали игры пением. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в теплое время года. Но, конечно, взрослым необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражали излишне громкому пению взрослых, не петь на улице в холодную и сырую погоду.

25 СЛАЙД А что делать, если ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов:

Не заставляйте ребенка петь!

Не волнуйтесь, если ребёнок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песню

Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

Не бойтесь петь, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним! "Поющий" человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.

Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!

C:\Users\Педагог\Desktop\музо\консультация\IMG_20250312_214538.jpg

C:\Users\Педагог\Desktop\музо\консультация\Ui7MxLlT55-inwmnMOzNf9uv1bAc_PP9IddHROQiU7exwaJVdF4IDA0wpUZba8dkU6XBn3PL55v-o5GiHpX57eaM.jpg

C:\Users\Педагог\Desktop\музо\консультация\WkQNEZXQNFS8wMd4TlLUrxD1JQ0YOIY3PRrKSerwGlxqBbG1XMtv_U3pmnJXuxny9JEOgHeFDmTWm46YSyqq0WSG.jpg

C:\Users\Педагог\Desktop\музо\консультация\WD8DpMyqay5K8-HRA0JQW_Az5V4-mWyuDTLlULzZ8vr8nkvfnnabYrxWAb5wtsiNMDF1v-zt5MEEfFTfRrUnI1xC.jpg

C:\Users\Педагог\Desktop\музо\консультация\STUbsINZ60cvHYu58_6TgzA1nu3LVUgJUJHDVibgJVOg_niXsIVZRnA-kTTK9V_82kSF_PMVySaNo8i1JMRyDdtb.jpg

C:\Users\Педагог\Desktop\музо\консультация\lquF4WJhTOpUieASs0Qb9kSEFlVsJFDB2tL4I940DSxbJO98sTX5nqS4HmDuR6FH5N0Bvf5f2t2C6UFgddNMkZrH.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Пойте на здоровье!» Пение является основным средством музыкального воспитания.

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по п...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников»

Создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения...

Пение как основное средство музыкального воспитания детей

Роль пения в жизни ребёнка. Краткая характеристика вокальных (певческих) навыков. Приёмы обучения детей правильному произношению в пении....

Консультация "Пение как основное средство музыкального воспитания дошкольников"

Почему именно пение является основным видом развития музыкальных способностей в детском саду? Дело в том, что именно развитие певческих навыков развивает у детей: музыкальный слух, чувс...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ - как средство экологического воспитания дошкольников»

Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.Задачи:Проанализировать теоретические основы создания экологи...

Семинар-практикум для педагогов «Экологическая тропа в ДОУ -как средство экологического воспитания дошкольников» (развернутый план).

Цель: создание мотивации педагогов ДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.Задачи:Проанализировать теоретические основы создания экологи...