" Свет и тень"
проект (подготовительная группа)
Наш выбор темыSTEAM проекта был определен одним фактором. Ребенок, придя после выходных в детский сад рассказал, что смотрел интересный мультфильм «Я и моя тень». Ребят заинтересовало содержание мультфильма, имы посмотрели его в группе. Встал вопрос: что такое тень и как она появляется. Возник исследовательский проект «Свет и тень».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Наш выбор темыSTEAM проекта был определен одним фактором. Ребенок, придя после выходных в детский сад рассказал, что смотрел интересный мультфильм «Я и моя тень». Ребят заинтересовало содержание мультфильма, имы посмотрели его в группе. Встал вопрос: что такое тень и как она появляется. Возник исследовательский проект «Свет и тень».
2 слайд
STEАM-проект мыреализовалив рамках проектной и экспериментально-исследовательской деятельности. Обязательным условием успешной и эффективной работы над STEАM-проектомявляется создание актуальной предметно-пространственной среды, соответствующей целевым установкам. При этом объединяющими факторами могут выступать интеграция содержания различной деятельности дошкольников, пересечение в пространстве игровых пособий и материалов, доступность оборудования для самостоятельной деятельности, возможность демонстрации результатов.
Для того чтобы разобраться, что же такое свет и как появляется тень, нам помогла инновационная технология «Свет и тень» по методике Хюндлингс А.
Первая ассоциация с темой исследования, которая пришла в голову детям — это теневой театр. Но авторы технологии предлагают организовать исследовательскую деятельность со светом и тенью в специальной комнате, которую мы назвали «Магическая кладовая». В ней мы изучали эти явления подробно.
Магическая кладовая –это пространство, в котором располагаются световые столы, проекторы, фонарики, различные цветные небьющиеся стеклышки.
3 слайд
Итак, с чего мы начали наш проект?
1 этап – подготовительный. Постановка проблемы
На утреннем круге мы провели интервью, где дети ответили на три вопроса:
- Что такое тень?
-Что мы должны создать?
- И что мы можем создать из тени?
4 слайд
Проблема: что такое тень и как она образуется?
Гипотеза: мы предположили,чтотень появляется тогда,когда рядоместь источник света.
Цель: как можно больше узнать о тени и её свойствах.
Провести исследование, как тень зависит от света.
Выяснить, может ли тень двигаться.
Узнать, в какие игры можно поиграть с тенью.
Рассказать детям своей группы о тени, и показать, как с ней можно поиграть
Практическая значимость проекта:
Я узнаю, что такое тень.
Выясню свойства тени.
Расскажу о своих исследованиях детям нашей группы.
Научу друзей играм с тенью.
2 этап – составление плана работы над проектом
Для того, чтобы найти ответы на наши вопросы, мы воспользовались матрицей и составили план:
5 слайд
НАУКА:
1. Найти фото и видео информацию о тени в интернете.
2. Показать зависимость тени от источника света.
Решаем образовательную задачу посредством наблюдения явлений в природе и в искусственно созданных условий.
ТЕХНОЛОГИЯ:
- Провести опыты для изучения свойств тени (сходство тени и объекта,
изменчивость тени, подвижность).
- Научиться создавать с помощью теней образы.
То есть проводим исследования по определению положения предметов в пространстве относительно освещения, учимся искусственно создавать тень, изготавливаем атрибуты к экспериментам и играм.
ИНЖЕНЕРИНГ:
- Создать собственный театр теней.
Создаем театр теней, средства передачи света, придумаваем сюжет, реквизиты.
ИСКУССТВО:
- Знакомимся с нюансами театрального искусства,
- Чтение сказки,
- Рисование персонажей, декораций.
МАТЕМАТИКА:
- Закрепить умение ориентироваться в пространстве, понятия шире-уже, длиннее-короче, геометрические фигуры, размер, направление.
6 слайд
Создание интеллект- карты «СВЕТ и ТЕНЬ» помогло дошколятам структурировать свою деятельность.
Итак, мы приступили к третьемупрактическому этапу нашего проекта.
7 слайд
Мы узнали, что тень — это тёмное отражение на чём - либо от предмета, который освещён с противоположной стороны. Тень всегда появляется при лучах солнца, от света фонаря, лампочки, свечи. Также выяснили, что тень не всегда одинакова. Ребята провели эксперимент, и заметили, что если предмет расположить дальше от источника света, он загораживает меньше света, и тень от него будет маленькой, а контуры отчётливыми.А если близко – тень будет большой, а контуры расплывчатыми.
8 слайд
Интересным оказался опыт «Тень может двигаться?» Для этого ребенок
на улице встал на свет фонаря и посмотрел, будет ли его тень двигаться
вместе с ним. Тень от него не отставала.Как сказала МАША: «Я за ней,она от меня, я от неё,она за мной». Затем решили проверить, будет ли тень двигаться за неживым предметом?
9 слайд
Захар взял свою машинку и попробовал катить ее, одновременно Андрей навел на нее свет фонарика. Захар быстро прокатил машинку и тень тоже двигалась быстро, прокатил медленно и тень двигалась медленно. Ребята узнали, если двигать предмет, перемещается и его тень, предмет находится в неподвижном состоянии, и тень неподвижна.
Тень может даже танцевать если двигается источник света.
Дошколята выяснили, что тень может двигаться как от живых, так и неживых объектов,если их приводят в движение.
10 слайд
Следующим мы решили узнать, а у всех ли предметов есть тень? В Магической кладовой провели опыты и узнали, что прозрачныепредметы не дают темную тень, так как пропускают через себя свет. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее.
11 слайд
Темные плотные предметы дают тёмную тень. А с помощью родителей, дома, ребята проверили: есть ли тень у огня? Оказывается, тени нет, потому что огонь, это тоже источник света.
12 слайд
Ребятам стало интересно, а что будет с тенью, если предмет будет освещён сразу несколькими источниками света? Дляэтого осветили кубик фонариком и лампой и увидели две тени. Вывод: теней будет столько же,сколько источников света.
13 слайд
Дети настолько увлеклись темой проекта, что стали находить ситуации для исследований всюду. Например, утром, придя в детский сад, они обнаружили для себя, что тень от оградынашего садика очень похожа на саму ограду.
14 слайд
Решили тут же провести ещё один интереснейший опыт - сравнить тени геометрических тел и очень удивились. Тени конуса, пирамиды и параллелепипеда выглядят как треугольник и прямоугольник. Мы установили, что тень всегда плоская и не передает объем предмета.
15 слайд
Дома родители показали, что можно изобразить различные объекты из рук и подручных предметов. Ребята тоже попробовали поиграть с тенями в нашей Кладовой.
Вместе с детьми мы нашли в интернете, что существует театр теней. Мы узнали историю возникновения теневого театра, а также, что в Китае театр теней – один из видов театрального искусства. Ему более двух тысяч лет. Он очень популярен в народе.
4 этап – Создание продукта
16 слайд
Конечно, детям тоже захотелось сделать свой театр теней. Нашли коробку для ширмы и сами сделали свой теневой театр. Но сначала вместе обсудили какую сказку лучше показать, что нужно подготовить. Нарисовали билеты, сделали афишу и пригласили на сказку малышей. Она им оченьпонравилась!
5 этап – Презентация результата
17 слайд
Мы оформили результат своих исследований и обо всем, что узнали, с помощью стенда STEAM. Вместе мы поиграли в чудесные превращения тени. Познакомились с новыми дидактическими играми «Узнай по тени», «Чья тень?», «От какой игрушки тень»,«Весёлые тени».
Заключение
18 слайд
Наше предположение оказалось верным, тень появляется только тогда, когда рядом есть источник света.
Игры со светом и тенью очень полезны для детского развития:
- Во-первых, они развивают любознательность, внимание, усидчивость, воображение и фантазию детей.
- Во-вторых, они здорово обогащают сенсорную систему (через зрительный канал).
- В-третьих, сами по себе такие игры сопровождаются загадочностью, отчего дети воспринимают их как сказку. А естественный интерес к развивающим занятиям, согласитесь, дорогого стоит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование света и тени в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста"
В статье отражён опыт практической деятельности в элементарном экспериментировании с детьми старшего дошкольного возраста. Также рассказывается о современном подходе к проектированию образовательного ...

План – конспект прогулки в летний период для детей 5-6 лет. Тема: «Свет и тень».
данный методический материал будет полезен родителям и воспитателям детских садов....
Проектно - исследовательская деятельность на тему: "Свет и тень".
фотрмирование познавательных действий ребёнка через его включение в проектно - исследовательскую деятельность...

Конспект занятия познавательско-исследовательской деятельности «Свет и тень»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

Конспект, совместной познавательно-исследовательской деятельности, проведенный на День открытых дверей, в старшей группе 03 «Светлячки». Тема: «Свойства света и тени»
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка.Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа).Форма НОД: занятиеФорма организации (групповая)Задачи:1. познако...

"Свет и тень"
Свет и тень.Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Сформировать представление об источниках света (что они могут быть...

