Развитие саморегуляции в детском возрасте
материал

Зиновьева Вера Николаевна

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает школьник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_samoregulyatsii_v_detskom_vozraste.odt25.36 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие саморегуляции в детском возрасте

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает школьник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения, поэтому ее нужно формировать.

Способность ребенка к произвольной регуляции собственной деятельности и, прежде всего, деятельности познавательной является одним из важнейших условий его психического и социального развития, требования к которому резко возрастают с началом систематического обучения в школе. Формирование этой способности у детей с ОВЗ следует рассматривать как приоритетную задачу их психолого-педагогического сопровождения в младшем школьном возрасте.
    Необходимость такой работы исходно обосновывается результатами многочисленных исследований клинико-психологической, нейрофизиологической психолого-педагогической направленности, которые на разных уровнях демонстрируют ряд существенных особенностей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ, препятствующих успешному овладению школьными знаниями и нормами поведения.

Как выяснили исследования, уже на первом году жизни у ребенка начинают появляться произвольные движения. Со второго года жизни появляется способность к представлениям отсутствующих предметов, из-за чего поведение ребенка определяется уже не только представленной ситуацией, но и представляемой. Вследствие этого растет и время удержания заданной ребенку цели действия, а затем появляется и возможность самостоятельной постановки цели.

В возрасте от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи, хотя побуждение и торможение действия в этом возрасте, по большей части, еще регулируется действием реальных внешних стимулов. Благодаря развитию речи и основанного на нем мышления ребенка, постепенно формируется внутренний план, из-за которому ребенок создает замысел и план своих действий, подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет «предвидеть» будущее и учитывать его в своих действиях.С двух до двух с половиной лет ребенок пытается действовать на основе соподчинения мотивов, когда действие, вызывающее неприязнь совершается ради привлекательного мотива.

С четырех лет развивается контроль над собственными действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с трех лет. Уже в дошкольном возрасте появляются первые зачатки самооценки, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает.

Одним из важных результатов, полученных в исследованиях саморегуляции, является выявление связи между развитием саморегуляции и развитием мотивационной сферы личности, зависимости эффективности регуляции действия от силы мотивов.

Развитие саморегуляции, как оказалось также связанно с изменением соотношения внутренней и внешней стимуляции. Если в младшем возрасте регуляция поведения осуществляется только через внешнюю стимуляцию, через взрослых, то с возрастом растет роль собственной стимуляции (собственной постановки цели, самостимуляции, намеренные изменения мотивации). При необходимости затормозить какое-либо действие дети сами создают условия, исключающие привлекательные действия.

Поступление в школу означает собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого является учебная деятельность. В младшем школьном возрасте в центр психического развития выдвигается формирование произвольности: формируется произвольный характер мышления, памяти, внимания, ребенка; появляется умение действовать организованно, в соответствии с поставленными перед ним задачами; ребенок учится управлять своим поведением, протеканием психических процессов. Объясняется это тем, что в указанный период ребенок начинает обучаться в школе, а положение школьника и его учебная деятельность предъявляет к произвольному поведению уже достаточно высокие требования.

У.В. Ульенкова отмечает, что саморегуляция является важнейшим общим фактором успешности протекания интеллектуальной деятельности шестилетних детей. Уровень сформированности саморегуляции у детей с ЗПР находиться в прямой зависимости от сформированности у них действий самоконтроля на всех основных этапах этой деятельности.

Она же выделяет пять возможных уровней саморегуляции:

I уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает, в основном, точно, если и совершает отдельные ошибки, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости делает поправки, совершает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

II уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает их и самостоятельно не устраняет; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром сделанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее желание получить хороший результат у него есть.

III уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить в полном объеме до конца занятия, поэтому пишет беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

IV уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы абсолютно равнодушен.

V уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, часто вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия речи даже не идет.

Саморегуляция включает в себя управление поведением или деятельностью субъекта и саморегуляцию его наличного состояния. Активность, при этом, направлена не на внешний мир, а на себя. Некоторые ученые указывают на зависимость саморегуляции от самооценки. Многие исследователи пришли к выводу, что саморегуляция играет большую роль в учебной деятельности.

По мнению большинства ученых, к началу школьного обучения большинство детей с нормативным развитием уже в состоянии сознательно регулировать свои действия, в то время как у детей с задержкой психического развития имеется явная несформированность этой сферы. По выделенным У.В. Ульенковой критериям дети с ЗПР располагаются на III-IV уровнях, в то время как дети с нормативным развитием показали I-II уровень развития саморегуляции.

Таким образом, саморегуляция у детей с ЗПР отличается существенным недоразвитием. Это обусловило необходимость изучения своеобразия и поиска путей коррекции недостатков саморегуляции младших школьников с задержкой психического развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету "Развитие памяти в детском возрасте"

Память имеет огромное значение в жизни  и деятельности человека. Память – основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности.  Память как особый психический проце...

Использование методов и приемов релаксации для развития саморегуляции у детей дошкольного возраста.

 Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, повышения общего жизненного тонуса, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психофизиологического здоровья, необхо...

"Процесс развития саморегуляции детей дошкольного возраста"

Если  вы замечали у своих детей излишнюю активность, замкнутость, робость или агрессивность с плаксивостью, или уравновешенный, радостный ребенок вдруг становится конфликтным и беспокойным. Как п...

Презентация "Развитие личности в детском возрасте"

Презентация раскрывает психологические особенности ребенка...

Обобщение опыта работы «Рефлексивный круг как один из способов развития саморегуляции поведения детей старшего дошкольного возраста»,

Данный опыт поможет воспитателям старшего дошкольного возраста, реализующим технологии современной социализации. В данной методической разработке раскрыты способы развития саморегуляции поведения у ст...

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок...