Открытые занятия,консультации.
консультация (младшая группа)
конспекты открытых занятий.
презентация консультаций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность исследования Современное содержание воспитательно -образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, обобщение. А если учесть, что мы живем в суровых климатических условиях, которые, зачастую, не позволяют детям не просто изучить природу, но и даже полюбоваться ею, крайне остро встаёт вопрос о необходимости такой целенаправленной работы по экологическому воспитанию дошкольников, которая покажет детям всё разнообразие природы Северного края, будет формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания; развивать устойчивый интерес детей к природе родного края, природным явлениям, формировать практические умения по изучению и улучшению состояния окружающей природы и воспитывать бережное отношение к окружающей среде (от уровня созерцания до деятельностного , созидательного).
Актуальность исследования Практика показывает, что целенаправленное использование метода моделирования в системе экологического образования дошкольников активизирует познавательную деятельность детей, ведет к более глубокому осмыслению предоставляемой информации, а также облегчает понимание связей и отношений мира природы. Поэтому поиск технологий, средств, методов обучения и диагностики качеств детей отношения к природе способности оценивать поведение окружающих людей и уверенно влиять при поддержке собственных знаний приобретает актуальность. И, только вместе, только сообща, мы сможем побудить в маленьком человеке – неисчерпаемую природу- БОГАТСТВО МИРА-ДУШИ.
Объект исследования: представление о природе детей дошкольного возраста. Предмет исследования: моделирование как психолого-педагогическое средство формирования представления о природе детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения. Цель исследования заключается в изучении уровня сформированности представлений старших дошкольников о природе. Задачи исследования: рассмотреть формирование представлений о природе в дошкольном возрасте; охарактеризовать моделирование как педагогическую технологию; определить роль моделирования в формировании представлений о природе у старших дошкольников; выявить уровень сформированности представлений старших дошкольников о природе;
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе вечный источник детского разума В.А. Сухомлинский Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию. Особую роль здесь следует отвести демонстрации моделей, с помощью которых появляется возможность углубить знания детей, помочь им понять сущность явления, установить связи и отношения. Что же такое модель и моделирование? Модели – материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отображающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями. Моделирование – совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей.
Роль моделей и моделирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста: позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи Моделирование способствует развитию восприятия наглядно – действенного и наглядно – образного мышления и речи способствует формированию обобщенных и системных знаний о природе абстрагирует существенные признаки природных объектов, значимых для деятельности.
Цель моделирования – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. Особенность моделирования как метода обучения: оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи и отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов и явлений окружающей действительности . Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Виды моделей Предметная модель представлена в виде предмета, конструкций предмета или нескольких предметов, закономерно связанных между собой. Предметно – схематическая модель в ней существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Графическая модель представлена в виде графиков, схем, таблиц и передает обобщённо разные виды отношений в природе.
должна четко отражать основные свойства и отношения, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту должна быть простой для восприятия и доступной для действий с ней. должна ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые могут быть освоены именно с ее помощью должна облегчать познание. Требования к экологическим моделям :
Этапы обучения моделированию дошкольников: предлагается детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими организуется сравнение двух объектов между собой, в процессе которого выделяются признаки различия и сходства. одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки постепенно увеличивается количество сравниваемых объектов до трех – четырех обучение детей моделированию существенных или значительных для деятельности признаков руководство созданием моделей элементарных понятий
Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи: развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать; учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта; наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире; способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.
Примеры предметных моделей: Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек, аналоги различных животных, отражающие характерные особенности их внешнего вида, глобус. Самая простая предметная модель – заводной петушок, с помощью которого можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении домашней птицы.
Предметно –схематические модели Модель маскировки Модель маскировки показывает значение совпадения и несовпадения окраски, наличия или отсутствия движения для опознания плоской геометрической фигуры, помещенной на картонную панель определенного цвета.
Модель длинных и коротких ног (лисы и волка) Длина ног сказывается на скорости передвижения: чем она больше, тем быстрее животное передвигается; чем длиннее ноги, тем быстрее может бегать животное.
Графические модели передают обобщённо признаки, связи и отношения явлений Формирование понятия «Рыбы» Отражены существенные признаки данной группы животных: покров тела, своеобразное строение конечностей, форма тела, жаберный способ дыхания и размножения.
Формирование понятия «Птицы» Модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки: покров тела, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, строение ротового аппарата, способ размножения.
Модели можно использовать и в качестве плана рассказа Так при составлении рассказов о птицах у детей развивается умение выделять яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения. Обращается внимание на величину, строение ротового аппарата, строение конечностей, покров тела, где проводит зиму, чем питается, особенности внешнего вида.
Формирование обобщенных представлений о диких животных При формировании обобщенных представлений о животных используется модель основных признаков млекопитающих животных: тело покрыто шерстью, имеют четыре ноги, есть пасть с зубами, хищное животное, рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком.
Ознакомление детей с насекомыми Модель помогает сформировать элементарное понятие о том, что насекомые – это маленькие животные, с особенным покровом тела, имеющие 6 ног, три части тела (голова, грудь, тело), у многих есть крылья, вырастают из яичек, которые откладывают взрослые насекомые.
Обобщение представлений о растениях Детям дается представление том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы, семена. По наглядно представленной модели можно определить какое это растение: травянистое, дерево или куст.
Модель «Живое» Далее используется модель «Живое», которая показывает, что растения дышат, питаются, растут и размножаются. Данная модель используется и при формировании понятий «Птицы», «Рыбы», «Звери», «Насекомые», «Растения».
Модель «Функции органов живого» На следующем этапе используем модель « Функции органов живого». Растение - живое существо, у которого есть корень, чтобы дышать, держать и питать; стебель – механическая опора растения, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим частям растения, дышать; листья, чтобы улавливать свет, дышать, испарять влагу; цветы дышат, выполняют функцию размножения .
Способы сенсорного обследования Рассматривая и сравнивая овощи, фрукты, дети упражняются в способах сенсорного обследования: можно посмотреть, потрогать, погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус, послушать, как хрустит, например, огурец.
Использование мнемотаблиц при обучении детей пересказу. «Пингвиний пляж» Г. Снегирев. Прибежали пингвины с гор посмотреть на людей, много их собралось, кричат, как на базаре. На камнях лежал большой лист фанеры, и пингвины устроили на нем танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернется, еще раз пробежит, да еще лапкой притопнет! Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать. Весь день они танцевали. А вечером они ушли.
Мнемотаблицы для самостоятельного составления рассказов детьми по темам: «Весна», «Осень» Весной пригревает теплое и ласковое солнышко. Тают на крышах сосульки, и появляются лужи. Дети пускают в ручейках кораблики. Весной распускаются первые цветы — подснежники, а на деревьях появляются зеленые листочки. Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Дует сильный холодный ветер. Листья опадают. Солнышко светит мало. Часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.
Еще одна разновидность наглядного моделирования - пиктограммы Пиктограммы – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания. Эффективны при разучивании стихотворений, где на каждое слово или словосочетание придумывается картинка. Разучивание становится для детей весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым.
Пиктограммы – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания Уж тает снег, бегут ручьи В окно повеяло весною . Засвищут скоро соловьи И лес оденется листвою Чиста небесная лазурь , Теплей и ярче солнце стало . Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала . А. Плещеев «Весна»
Модели многофункциональны. Они могут использоваться на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности. В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Сказка «Репка» Рассказ «Осень» Строение растений
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Список использованной литературы 1. Белоусова Р. Ю. Пономарева О. А Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников Нижний Новгород, 2006 г. 2. Бондаренко Т.М . Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж, 2004. 3. Воронкович О.А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург «Детство – Пресс», 2007. 4. Коноплёва Н.П. Вторая жизнь вещей., «Просвещение», Москва, 1993 г 5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед . уч. зав. - 3-е изд. перер ., М., «Академия», 2005 г. 6. Николаева С. Н . Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие. — М., 2002. 7. Маневцова Л.М., Саморукова П.Г.. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников – СПб,1998. 8. Серебрякова, Т.А., Абоимова , И.Е. Использование моделей и деятельности моделирования в работе по формированию основ экологического сознания / Т.А.Серебрякова , И.Е. Абоимова . - Н.Новгород , 2005. 9. Сово И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. – СПб.: ООО «Издательство и Детство ПРЕСС», 2010. 10.Филиппова, Г. Экологическое образование: психологические основы / Г.Филлипова // Дошкольное воспитание. – 1996. - №-10. С. 74-77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое комбинированное игровое занятие-консультация "В зимнем лесу".
Цель: Стимулировать/повысить интерес родителей к взаимодействию с ребенком в играх, направленных на развитие познавательной и речевой сферы.-Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.-Г...

Использование фольклора на музыкальных занятиях. Консультация для воспитателей.
Дидактическая направленность фольклора. Использование игр, танцев, песен детского фольклора на музыкальных занятиях детского сада. ...

Конспект детско-родительского игрового занятия-консультации "Строим город малышей"
Цель данного игрового занятия способствовать развитию детско-родительских взаимоотношений в совместной игре. Задачи, которые реализуются в ходе игры - это получение родителями знания о значении игрушк...
"Речевые игры на музыкальных занятиях " консультация для родителей детей с ОНР
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Средства музыкаль...

«Роль воспитателя в подготовке к музыкальным занятиям» - консультация воспитателям
Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша...

Открытое занятие-консультация для родителей консультационного центра "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития"
laquo;Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством физического развития»...
