ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
материал (подготовительная группа)
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Что бы выполнить эти требования необходимо использовать современные обучающие технологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Что бы выполнить эти требования необходимо использовать современные обучающие технологии.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников в различных видах деятельности. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Игра затрагивает все стороны личности ребенка, она требует активной работы мысли и трудовых умений, богата эмоциями и искренними чувствами. Поскольку в игре находит отражение окружающая жизнь, и в то же время игра является наиболее доступным и интересным для ребенка видом деятельности, она тем самым оказывается эффективным средством гармоничного развития личности.
Использование игровых технологий в процессе воспитания и обучения детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так по мнению А. В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребенка, его творческие возможности. Включение дидактических игр в учебно-воспитательный процесс создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят материал.
Дидактическая игра – сложный процесс. Она является одной из форм обучения и вместе с тем остается игровой деятельностью. Это выражается в особом характере отношений между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В процессе обучения детей в НОД отношения воспитателя и детей выражены в краткой и исчерпывающей форме: воспитатель дает знания – дети знания получают. В дидактической игре отношения иные – воспитатель играет с детьми, учит детей игровым действиям и выполнению правил игры, как руководитель и как её участник.
Интерес, который вызывает игра, непосредственные эмоциональные переживания сближают детей и педагога. Искусство воспитателя заключается в сохранении свойств игры, в способности через свою роль в игре, игровые действия руководить умственной деятельностью детей, использовать игру как форму обучения. Игровые отношения устанавливаются и между играющими детьми. Как только игровые отношения нарушаются, исчезает сама игра, иногда она принимает форму упражнения.
Дидактическая игра имеет четкую структуру: дидактическую задачу, выраженную в программном содержании, игровую задачу (цель игры для детей), правила игры, игровые действия, предполагаемый результат.
Основное отличие дидактической игры как формы обучения от занятия заключается в том, что в ней познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо, в открытой форме, а заключена в игровой задаче, в содержании, в правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. Повторность в игре способствует формированию навыков и умений. Но игра для ребенка не просто развлечение. Н. К. Крупская писала: «Для ребенка дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».
Дидактическая игра имеет свои преимущества – познавательное содержание в ней сочетается с близкой, привлекательной для ребенка деятельностью. Игра вызывает живой интерес, сопровождается эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, доброжелательного смеха. Соревновательный элемент дает возможность тренировать волевое усилие, развивать способность детей к правильной оценке и самооценке, к переживанию успеха без переоценки своих сил и возможностей, а неудач и проигрышей – без обид и огорчений. Дидактические игры не случайно заняли почетное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи вначале под руководством педагога, а затем и в самостоятельной игре.
Постановка вопроса об использовании дидактических игр в формировании познавательной активности ребенка, в том числе и экологическом воспитании, является актуальной в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Ведь в современном мире проблема окружающей среды приобрели первостепенное значение. И наша задача заключается в том, чтобы научить детей экологически целесообразному образу жизни. Начинать работу в этом направлении нужно в дошкольном возрасте, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
Овладение знаниями о природе в процессе дидактической игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Благодаря игре у детей отрабатывается позитивное отношение к окружающему миру. Формируются положительные чувства и эмоции.
В экологических дидактических играх дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. Дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарный запас, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. Возникают новые формы мышления. В результате развития мышления анализ становится более детальным, а синтез более обобщенным и точным. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины наблюдаемых явлений, их особенности.
Руководя дидактическими играми, воспитатель опирается на возрастные особенности детей. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые доступны для детей его группы, ибо как легкая дидактическая задача, заключенная в игре, так и трудная в равной степени не вызовут у детей интереса к игре, и, значит, поставленная цель не будет достигнута. Принципы отбора, таким образом, остаются постоянными: доступность правил, материала, возможность варьирования заданий, эмоциональное воздействие на детей.
Воспитатель должен быть экспериментатором, творческой личностью, которая инициативно ищет, пробует, придумывает различные новые средства, методы и способы проведения дидактических игр различного содержания и исследует их результаты.
Литература.
- Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 6 – М., 1959. 344с.
- От рождения до школы. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,, М. А. Васильевой - 3-е изд. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в работе с детьми
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»...

«Применение игровых технологий для развития речи дошкольников»
Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит и стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строя...

Применение игровых технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Игровые технологии, которые использую в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса посредством применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.
Результаты использования социо-игровой технологии....

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."
Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ. Под ...

Применение игровых технологий в процессе ознакомления дошкольников старшего возраста с родным краем. Обобщение опыта работы.
Познавательный интерес дошкольников к изучению малой Родины во многом зависит от того, как преподносится материал, как проходят занятия. А как сделать так, чтобы занятия по краеведению н...

ОПЫТ РАБОТЫ: «Применение игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Игровая педагогическая технология...
