Сценарий мастер-класса «Игры головоломки "Слагалица" и "Репка""
методическая разработка

Сценарий мастер-класса для педагогов детского сада по обучению играм-головоломкам "Слагалица" и "Репка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар № 2

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости любознательности»

В.А.Сухомлинский

Добрый день уважаемые коллеги! Рада видеть вас на нашем семинаре! Давайте создадим дружественную атмосферу и открыто общаться. Если у вас есть вопросы, не стесняйтесь задавать. Вместе мы сделаем этот семинар интересным и полезным для каждого из нас. Поехали!

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива. (координация совместных действий, распределение ролей в группе)

- Для начала предлагаем вам немного поиграть. Упражнение называется «Кто быстрее?». Вам необходимо объединится в две группы. Группа должна быстро, без слов, используя всех игроков команды, построить какую-либо фигуру. (Участникам предлагаются: квадрат; треугольник; ромб; букву; сердце).

Вопросы группе в заключение: «Что помогло нам справиться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?» «На что Вы ориентировались, когда принимали решение выйти?»

В наше время особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления. Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.

Известный психолог Л.С. Выготский сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики настоящего времени.

Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется только в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Игры-головоломки служат своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности.

Дети очень активны в восприятии головоломок. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Упражнения с головоломкой, безусловно, полезны для детей дошкольного возраста, поскольку в ненавязчивой форме развивают у них полезные умения:

• учат пространственному мышлению;

• формируют и закрепляют понятия цвета и формы;

• улучшают внимание, воображение;

• развивают способность «читать» схему-инструкцию;

• учат визуально делить целый объект на части;

• помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигурки малыши складывают на столе при помощи пальцев.

Целью таких тренировок становится улучшение мышления ребенка. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес.

Сегодня на примере головоломок «Слагалица» и «Репка» мы с вами освоим приемы обучения детей решению головоломки.

Данные головоломки относятся к геометрическим головоломкам в одной проекции. Они более просты и понятны для детей.

Игра-головоломка состоит из 7 плоских геометрических фигур, уложенных в коробочку (в некоторых заданиях коробочка используется как элемент игры) и серии карточек с заданиями трех видов и трех уровней сложности. Её автору удалось представить более 300 вариантов различных фигур.

Цель игры – воссоздать на плоскости силуэты предметов и объектов «по образцу», «по памяти», «по схеме», «заверши образ», «по сплошной заливке» или создать новый образ.

Педагогическая ценность данной головоломки заключается в том, что она создает условия для формирования умения выделять свойства и отношения деталей (форма, величина, расположение в пространстве); формирования умения действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять собственный алгоритм, самостоятельно создавать новый образ; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность; развития целостного восприятия, памяти, образного мышления, произвольного внимания. Игра воспитывает уверенность в себе, в своих возможностях, целенаправленность, умение планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, стремление доводить начатое дело до конца.

Но, прежде чем предложить ребенку игру-головоломку «Слагалица», необходимо провести ряд подготовительных упражнений, способствующих ознакомлению с деталями головоломки, правилами сборки, способами составления различных фигур.

Давайте рассмотрим набор фигур:

- Какой формы детали?

- На что похожи детали? (показ деталей со скошенным краем).

Отберите все треугольники, сосчитайте их. Сравните по размеру, накладывая один на другой.

- Сколько маленьких, одинаковых по размеру треугольников?

- Сколько больших?

- Сколько всего треугольников и какого они размера?

Возьмите детали и составьте из них последовательно: квадрат, треугольник, четырехугольник.

Обратите внимание ребенка на то, что из треугольников можно составлять новые различные фигуры - квадраты, четырехугольники, треугольники. Рассмотрев фигуры, поясните, что это набор фигур к игре, которая называется головоломка. Из деталей головоломки можно составить много интересных фигур. Можно дать задание на составление фигуры по собственному замыслу ребенка.

Итак, на первом этапе освоения головоломки «Слагалица» проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой, соотношение сторон фигур по размерам. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры - составлению фигур-силуэтов по схеме. Фигурой-силуэтом называем предметное плоское изображение, составленное из частей игры.

Второй этап работы с детьми является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.

Начнем с игр-упражнений «Собери по образцу». Собираете фигуру, рассматриваете её с ребенком, предлагаете назвать фигуру, считаете количество деталей, просите назвать детали, из которых сложена фигура. Далее просите ребенка собрать такую же фигуру, глядя на образец. В завершении сравниваете собранную фигуру с образцом. Пробуем? Собираю дом. Посмотрите внимательно на собранную фигуру и соберите такой же дом (собирают дом). Похожи наши дома?

Усложняем задачу, предлагая ребенку игры-упражнения «Собери по памяти». Собираете фигуру, рассматриваете её с ребенком, предлагаете собрать такую же фигуру по памяти, закрываете образец листом бумаги (тканью и т.п.). После того, как ребенок собрал такую же фигуру, сравниваете ее с образцом и отмечаете, совпал ли его вариант. Пробуем? ракета. Посмотрите внимательно на собранную фигуру, запомните расположение деталей (накрываю образец листом бумаги) и соберите такую же ракету (собирают ракету). Похожи наши крабы?

Эти игры-упражнения готовят ребенка к более сложному этапу – пониманию, «прочтению» схем.

Переходим к играм-упражнениям «Собери по схеме». Предложите ребёнку рассмотреть фигуру на карточке и собрать такую же с опорой на схему. Вы можете усложнить задание, предложив ребёнку собрать фигуру по памяти. Не забудьте вместе с ним выполнить проверку результата.

Во время использования геометрических головоломок на плоскости при работе со схемой рекомендуем предложить ребенку, испытывающему затруднения, использовать метод наложения деталей на карточку. Итак, пробуем. Рассмотрите схему (рассматривают карточку № 10 «Воздушный змей») и соберите такого же воздушного змея. Получилось?

Чтобы ребенку понравилось решать головоломки, правильно выбирайте уровень сложности. Если с самого начала брать сложные задачи, это может вызвать негативную реакцию: ребенок не сможет найти решение и откажется дальше заниматься. Начинайте с самых простых примеров. Затем — усложняйте. Помните, лёгкие задания интересны поначалу, когда ребёнок только знакомится со стратегией решения. Поэтому, как только он освоит один навык, давайте ему упражнения посложнее.

По мере того как ребенок осваивает сбоку по схеме с контурным делением, у него все лучше развивается способность к анализу, синтезу, выстраиванию образов, можно переходить к играм-упражнениям «Заверши образ», которые помогают ребёнку сделать первые шаги в решении головоломок, т.к. они объединяют игры-упражнения «Собери по схеме» и «Реши головоломку». Объединение этих двух заданий в одно поможет создать ситуацию успеха в достижении поставленной цели.

Итак, игра-упражнение «Заверши образ». Предложите ребёнку рассмотреть незаконченную схему, подумать, на что она похожа, и завершить образ, выбрав необходимые детали. Данное упражнение-головоломка даст ребенку возможность проявить самостоятельность в решении, используя ранее приобретенный опыт, развить воображение. Если ребенок испытывает затруднения, также рекомендуем использовать метод наложения деталей на карточку.

Итак, пробуем. Рассмотрите схему (рассматривают карточку «Кошка»), на что похоже? Подберите необходимые детали и завершите образ. Получилось?

Игра-упражнение «по сплошной заливке»

Давайте попробуем решить последнюю головоломку, но сначала отгадайте загадку:

Разного цвета бывает она,

Из плотной ткани,

А бывает тонка,

Галстук красивый

Под нее подберем

На работу и в школу

С папой пойдем

Рассмотрите схему (рассматривают карточку № 11А «Рубашка»), на что похоже? Подберите необходимые детали и заполните образ. Получилось?

Переходить к играм-упражнениям «Создай новый образ» можно тогда, когда у ребенка сложились представления об игре-головоломке: он узнаёт детали, их количество, называет их; имеется опыт ее решения.

Предложите ребенку подумать, какой образ он хотел бы создать при помощи деталей игры-головоломки и собрать его. Можно устроить соревнование «Самые необычные фигуры», «Кто быстрее соберет» и др. Обучайте детей пояснительной речи, умению комментировать и показывать результаты своих творческих находок.

Игра-головоломка становится доступной ребенку дошкольного возраста после ряда логических игр-упражнений. В геометрических головоломках на плоскости представленные на карточках схемы легко превращаются в фигуры (образы) со сплошной заливкой и становятся головоломками.

На этом наш мастер-класс подходит к концу. Уважаемые педагоги не утомил вас новый материал? Замечательно, тогда мы предлагаем взять вам по две детали из любой головоломки.

- Если упражнения и задания были скучными, тяжелыми и выполняли вы их через силу, уберите эти детали на место.

- Если наша встреча была для вас интересной и полезной, соедините грани этих деталей.

- Если наша встреча помогла вам узнать новое, возьмите еще 1 деталь и продолжите строить свой объект.

А теперь внимательно посмотрите, что у вас получилось, осталось придумать название. (педагоги называют свои варианты) Замечательно, вы самостоятельно придумали и создали новый образ, а это значит, что у вас сложились представления об игре-головоломке.

Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария мастер-класса ко дню матери "Игра для группы по Кронштадту"

Изготовление игры по принципу домино, город «Кронштадт».Цель: Обучить родителей изготовлению дидактических игр совместно с детьми с помощью технических средствПрограммное содержа...

Сценарий мастер-класса "Нетрадиционные формы работы с родителями. Деловая игра "Мостик понимания между родителями и педагогами ДОО"

Конспект проведения педагогического совета с участием родителей в форме деловой игры «Мостик понимания между родителями и педагогам ДОО»Цель: установление партнерских взаимоотношений ...

Сценарий мастер- класса для родителей в подготовительной логогруппе " Играя, обучаем, развиваем".

Цель:  повышение педагогической компетентности родителей и обучение их способам подготовки детей к обучению в школе.....

Сценарий мастер-класса «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитии музыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»

Сценарий мастер-класса«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в развитиимузыкально-творческих способностей детей через музыкально-дидактическую игру»   Здравствуй...

Сценарий мастер-класса для родителей воспитанников младшей группы «Пальчиковые игры»

Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми....