Для коллег! Проект «Нет милее края»
проект
Предварительный просмотр:
Проект «Нет милее края»
Разработала Кадоло Нина Леопольдовна, воспитатель МДОБУ «Детский сад № 15 «Тополек» г. Минусинск, Красноярского края
Актуальность темы:
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края, с её традициями, природой и культурой прошлых лет, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма. Базовым этапом формирования у детей любви к Родному краю следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников любви к родному краю и интерес к прошлому и настоящему.
Основные задачи:
- Знакомить воспитанников с понятиями «Родина», «Отечество».
- Прививать любовь и интерес к жизни народа в разные исторические эпохи, к его культуре.
-Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в творчестве народных умельцев, в устном народном творчестве.
-Воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, «традициям» родного края.
-Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.
- Формировать творческое воображение через поэзию и восприятие картин местных писателей и художников.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать и называть свой город, историю его возникновения, символику, достопримечательности, климатические условия.
- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой родной край, желание сохранить его культуру и традиции.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
II. Организационно-практический
- НОД с детьми в соответствии с перспективным планом,
- Совместные мероприятия с краеведческим музеем,
- Целевые прогулки по городу, посещение музея,
- Пополнение развивающей среды,
- Проведение мероприятий совместно с родителями,
- Выставки детских работ.
III. Итоговый
- Выставка продуктов детской деятельности.
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
Перспективный план подготовительной к школе группы
по реализации проекта
Месяц | Тема | Программное содержание |
Сентябрь | Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе. | Определение уровня знаний детей о малой Родине. |
Октябрь | «Русский национальный костюм» | Формировать знания о русском национальном костюме, вызвать чувство восхищения талантом русского народа. |
«Земля – наш общий дом» | Формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. | |
«Мой город, моя улица » | Закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу, народному творчеству. | |
«Государственные символы России – флаг, гимн, герб". | Закрепить знания детей о государственных символах РФ: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране. | |
Ноябрь | «Мой город Минусинск» | Уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
«Щедрые дары природы России » | Познакомить детей с лекарственными растениями, родного края; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. | |
«Рассказ о знаменитых людях родного города» | Расширить представление детей о родном городе, дать представление о знаменитостях родного города. | |
Декабрь | «История возникновения герба родного города» | Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
«Культура народа Красноярского края» | Поддерживать интерес к истории своего народа, закреплять знание о культуре нашего народа; воспитывать любовь к родному краю. | |
Январь - Февраль | «Выставка мордовского промысла» | Научить составлять композицию мордовского узора, формировать интерес к произведениям мордовского прикладного и изобразительного искусства. |
«Народные праздники на Руси» | Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, формировать представление о ценностях народной культуры, развивать образную речь с использованием пословиц и поговорок; воспитывать любовь к своей Родине. | |
«Защитники земли русской» | Формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. | |
«Есть такая профессия Родину защищать» | Познакомить детей с условиями жизни солдат в воинской части, с их воинской службой, особенностями быта; воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. | |
Март | «Мужчины и женщины в семье» | Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу. |
«Отражение народных традиций в национальном костюме» | Цель: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране. | |
«Русские народные промыслы» | Цель: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров. | |
Апрель | «Многонациональная Родина» | Формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. |
«Что такое героизм?» | Формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них. | |
«Боевая слава нашего народа» | Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. | |
«Знаменитые земляки» | Познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими. | |
Май | «День Победы» | Закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну. |
«Мой город: вчера и сегодня» | Познакомить детей с историей возникновения города, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма. | |
«Поляна детства» | Диагностическое обследование детей целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине. | |
«Мы – патриоты» | Диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике. |
Тематическое планирование подготовительной к школе группы представлено следующими разделами:
- «Город, что сердцу дорог»
- «Природа родного края»
- «Народное декоративное искусство»
- «Русский народный фольклор»
Город, что сердцу дорог.
- Посещение краеведческого музея.
- Улицы города: название и расположение.
- Рассматривание альбома «Наша малая Родина город Минусинск».
- Создание и рассматривания альбома «Страницы прошлого».
- Фотовыставка «Наш город сегодня».
- Выставка детских работ «Мой любимый город».
- Знакомство детей с инфраструктурой города
- Беседа «Профессия родителей»
- Выставка детских работ, посвященная ВОВ
- Целевая прогулка к мемориалу «Воинской славы».
Природа родного края.
- Целевая прогулка в парк.
- Беседа о животных и птицах нашего края.
- Беседа «Растительный мир Красноярья».
- Рассказ-беседа «Лекарственные растения».
- Создание альбома (гербария) «Лекарственные растения нашего края»
- Беседа «Природные памятники Красноярья»
- Беседа «Берегите природу»
- Выставка детских рисунков «Сохраним природу родного края»
Народное декоративное искусство.
- Знакомство с глиняными и деревянными изделиями мастеров Красноярья.
- Знакомство с росписью (хохломская, жостовская, гжель, городецкая и др.)
- Знакомство с национальными костюмами народов Красноярья.
- Посещение выставки-ярмарки «Сибирские узоры»
- Создание альбома «Минусинский помидор»
«Русский народный фольклор»
- Знакомство с русскими народными инструментами.
- Знакомство с обрядами, традициями, праздниками края.
- Разучивание песен и колядок.
- Развлечение «Как на масленой неделе».
- Разучивание хороводов, народных песен.
- Знакомство с прибаутками, небылицами, считалками, играми.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
- Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
- И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
- Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
- М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
- И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 №
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Моя милый край» (путешествие по Удомельскому району с Почемучкой)
Авторская дидактическая игра по краеведению, разработана в рамках проекта "Введение ребенка 6-7 лет в социальный мир средствами краеведения"....

Мой милый край - родная Белгородчина.
Сцеарий праздника построен в форме концерта , в котором принимают участие дети старшей и подготовительной группы детского сада....

проект "Яблоко наливное, краю милому родное"
Проект будет способствовать формированию экологического сознания воспитанников, их представлений о здоровом образе жизни, поможет приобщиться к национальной культуре. Проект разработан совместно с род...

Проект "Мой милый край - моя Югра"
Проект "Мой край - моя Югра" (взаимодействие с социумом "Дом Севера")...

Проект "Мой милый край, моя Югра"
Что такое патриотизм? – это привязанность и любовь к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать её богатства. Любовь к Отчизне начинается с ...

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. «Тамбовский край, мой милый край».
Цели: расширить знания детей об истории родного края, о государственных символах области....

Для коллег! Проект «Край любимый и родной» для старшей группы ДОУ
Проект «Край любимый и родной» для старшей группы ДОУ...

