Практико - ориентированный проект «Бессмертный Полк» в детском саду
проект
ППрактика применения технологии проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика применения технологии проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» В ДЕТСКОМ САДУ
Автор: педагог-психолог Ищик Мария Александровна
МКДОУ «Белочка»
Срок Реализации: 22.04.2024-08.05.2024 г.
г.Тайшет
ПРАКТИКО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК» В ДЕТСКОМ САДУ
Автор проекта: педагог-психолог, Ищик Мария Александровна, МКДОУ «Белочка».
Тип проекта: Практико-ориентированный
Вид проекта: Краткосрочный, групповой
Цель:
Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, страны через воспитание чувства патриотизма, сохранение в семье воспитанников памяти о родных -участниках ВОВ, а также через воспитание чувства уважения к героической прошлой России.
Задачи:
• дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
• познакомить с историческими фактами военных лет;
• формировать духовно-нравственные качества:
• расширять и систематизировать знания детей о ВОВ;
• развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас;
• воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению;
• совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей в вопросе воспитания нравственно-патриотических ценностей у дошкольников.
Структура и срок реализации проекта:
- Подготовительный этап.
Срок реализации: 22.04-27.04.2024г
2. Основной этап.
Срок реализации: 02.05- 07.05.2024г.
3. Заключительный этап. Итоговое мероприятие проекта.
Срок реализации: 08.05.2024г.
Обоснование актуальности проекта
Актуальность проекта "Бессмертный полк" для дошкольного образования обусловлена несколькими ключевыми факторами:
1. Формирование патриотических чувств: В современном мире, когда происходят попытки пересмотреть исторические факты и нивелировать героическое прошлое нашей страны, особенно важно с раннего возраста воспитывать в детях чувство патриотизма, уважение к подвигу предков и гордость за свою Родину.
2. Сохранение исторической памяти: Проект позволяет передать новым поколениям память о Великой Отечественной войне, о её героях и жертвах, помогает детям понять, что Победа – это результат героизма их прадедов и прабабушек.
3. Укрепление семейных связей: Активное участие семьи в подготовке к проекту способствует укреплению связей между поколениями, формирует у детей чувство гордости за своих родных, а также приобщает к семейным традициям.
4. Нравственное воспитание: Проект способствует формированию таких нравственных качеств, как сострадание, милосердие, уважение к старшим, чувство долга и ответственности.
5. Развитие речи и познавательной активности: В ходе проекта дети активно учатся рассказывать о своих семьях, расширяют словарный запас, углубляют знания о войне, развивают творческие способности.
6. Создание эмоциональной атмосферы: Проект способствует формированию у детей эмоциональной привязанности к истории, создает атмосферу торжественности и уважения к героическому прошлому.
Актуальность проблемы проекта решалась с помощью комбинации инновационных образовательных технологий, способствующих новым возможностям в воспитании у дошкольников нравственно-патриотических качеств, партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проекта. Взаимодействие всех участников проекта осуществлялось на основе современных образовательных технологий:
- технологии проектной деятельности, которая формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения;
- личностно-ориентированной технологии обучения и воспитания, которая обеспечивает комфортные условия ребёнку в дошкольном учреждении, предоставляет возможность ребёнку для самореализации в игре в ходе реализации проекта;
- здоровьесберегающие технологии, которые обеспечивают эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье (физминутки, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная);
- технология исследовательской деятельности: знакомство с историей нашего народа в годы Великой Отечественной войны предполагает создание, под руководством воспитателя, проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей, продуктом чего явилось создание мини-музея в чемодане на тему ВОВ.
- информационно-коммуникационных технологий: мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организация видео-просмотров, подбор иллюстративного материала по теме проекта.
Содержание проекта "Бессмертный полк" в детском саду
Проект "Бессмертный полк" –это комплексная педагогическая инициатива, направленная на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Он ставит своей целью не только ознакомление с историей Великой Отечественной войны, но и формирование личной причастности каждого ребенка к этому великому событию через историю своей семьи. Проект был реализован в несколько этапов и включал в себя:
1. Подготовительный этап:
• Информирование и вовлечение родителей: была проведена рассылка информационных материалов с целью объяснить цели проекта, его значимость, а также подчеркнуть важность активного участия семьи в подготовке и реализации проекта. Родители охотно откликнулись и активно помогали на всем протяжении реализации проекта: приготовили детскую военную форму, георгиевские ленточки, предоставили портреты и награды героев своей семьи, участников ВОВ и СВО. Помогли детям составить рассказы о подвигах своих героев-фронтовиков, а также помогли в сборе экспонатов для мини-музея ВОВ.
• Создание предметно-развивающей среды: в группах были организованы тематические уголки, посвященные ВОВ, с использованием фотографий военных лет, книг, репродукций картин, поделок; оформлены окна детского сада в рамках муниципальной акции «Окна Победы». Подготовлены необходимые материалы для занятий и познавательных бесед.
• Сбор материалов: был осуществлен поиск и отбор наглядных материалов (иллюстрации, презентации), художественной литературы о войне, аудиозаписей песен военных лет, разучивание песен «Катюша» и «День Победы». Методической литературы, фотографий, плакатов, предметов и атрибутов военного времени (солдатские каска, котелок, бинокль, ремень и т.д.).
2. Основной этап (образовательно-воспитательный):
• Серия тематических занятий и бесед:
"Что такое Великая Отечественная война?" (Педагоги, с помощью наглядных материалов, адаптированных для дошкольников, рассказали детям о начале войны, о подвигах советских солдат, о том, как наш народ отстоял свою Родину).
"Герои моей семьи" (Воспитанники рассказывали о своих родственниках, участвовавших в войне, демонстрировали фотографии, письма и награды своих героев. Педагоги и родители помогали детям составить рассказ о своих героях).
"Ордена и медали" (Дети познакомились с основными наградами времен войны, их значениями, рассмотрели реальные медали и ордена ВОВ, предоставленные родителями и сотрудниками детского сада, фотографии наград).
"Детство во время войны" (Педагоги рассказали воспитанникам, как жили дети во время войны, с какими трудностями они сталкивались, как помогали взрослым, читали отрывки из детских произведений о войне "Серая звездочка" Г. Снегирева, "Мальчик из села Поповки" К. Паустовского, "Рассказы о войне" С. Алексеева, стихи А. Барто, С. Михалкова).
«Бессмертный полк» (Педагоги, с помощью иллюстраций, фотографий, рассказали детям о Всероссийской акции «Бессмертный полк», о значении этой акции для всех жителей нашей страны)
• Творческая деятельность:
Изготовление портретов "Бессмертного полка": Дети вместе родителями, либо с воспитателями оформляли портреты своих родственников-ветеранов, размещая их на картонной основе и добавляя элементы декора (георгиевские ленточки, звезды и т.д.).
Рисование и аппликация на военную тему: "Танки", "Салют Победы", "Голубь мира".
Лепка: "Солдаты", "Боевая техника".
Изготовление поделок: "Вечный огонь", "Гвоздики" (из бумаги или салфеток), «Голуби мира» для украшения колонны «Бессмертного полка».
Музыкально-ритмические и игровые занятия: Использование музыкальных произведений военных лет, разучивание песен и стихов о войне, проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр ("Мы - солдаты", "Военный госпиталь»; «Собери картинку", "Найди пару", "Чей подвиг?", "Что нужно солдату?"), направленных на расширение знаний о ВОВ и формирование чувства патриотизма.
Создание "Мини-музея ВОВ» (Сотрудниками детского сада, совместно с родителями воспитанников, были собраны уникальные экспонаты для оформления мини-музея в чемодане, посвященного Великой Отечественной войне, которые представлены предметами и атрибутами военного времени - солдатскими каской, котелком, фляжками, биноклем, ремнями и т.д.). Все экспонаты музея были использованы во время проведения познавательных бесед и занятий с детьми в ходе реализации данного проекта)
3. Заключительный этап. Итоговое мероприятие проекта:
Торжественный митинг: На спортивной площадке детского сада собрались более сотни дошкольников, сотрудников детского сада и родителей. Мероприятие началось с торжественного внесения флага Российской федерации и знамени Победы под гимн РФ. В исполнении ребят прозвучали патриотические стихи, посвященные Дню Победы.
Шествие "Бессмертного полка": Ребята под чутким руководством педагогов перестроились в празднично украшенные колонны и торжественно прошествовали по территории детского сада с портретами своих родственников-героев ВОВ и СВО. Шествие колонны сопровождала музыкальная композиция "Бессмертный полк" в исполнении О. Газманова. Девочки и мальчики, сотрудники детского сада с чувством гордости за свою Родину, за Великую Победу пронесли портреты героев.
Минута молчания: По завершении торжественного шествия, на спортивной площадке ДОУ все присутствовавшие почтили память погибших воинов минутой молчания.
Праздничный концерт: Во время праздничного концерта, посвященного Дню Победы, из уст ребят звучали слова благодарности за мирное небо, выраженные в стихах. Затем ребята и взрослые исполнили любимые песни "Катюша" и «День Победы». Завершился праздничный концерт исполнением флэш-моба под песни военных лет.
Результаты проекта
Оценка результатов проекта осуществлялась с помощью наблюдений за детьми в процессе работы и игр, оценки детских рассказов о своих родственниках-героях, анализа творческих работ детей, обратной связи от родителей.
В итоге, реализация проекта "Бессмертный полк" позволила достичь следующих результатов:
1. Когнитивные результаты:
• Дети получили базовое представление о Великой Отечественной войне, её основных событиях и значении Победы.
• Расширился словарный запас детей, обогатилась их речь.
• Дети имеют представление об основных наградах ВОВ, атрибутах солдатского быта.
2. Личностные результаты:
• У детей сформировалось чувство патриотизма, уважения к героическому прошлому России.
• Дети испытывают гордость за своих предков, участвовавших в войне.
• Укрепилась связь между поколениями, сформировалось бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям.
• Дети проявляют сопереживание к ветеранам войны.
• Повысился уровень нравственного развития детей.
3. Социальные результаты:
• Родители активно включились в воспитательный процесс, что укрепило взаимодействие детского сада и семьи.
• У детей сформировалось понимание общественной значимости событий, связанных с ВОВ.
4. Развитие умений и навыков:
• Дети научились составлять рассказы о своих родственниках-героях.
• Проект способствовал развитию навыков творческого самовыражения через рисование, лепку, аппликацию.
• Дети закрепили навык работы в коллективе, проявлять инициативу и самостоятельность.
• Проект способствовал формированию навыков публичного выступления.
5. У родителей:
• Повысился уровень педагогической культуры родителей в вопросе воспитания у детей духовных и нравственно-патриотических ценностей через историю героического прошлого нашей страны.
В заключение: Проект "Бессмертный полк" в детском саду – это не просто мероприятие, это важная составляющая патриотического воспитания, которая способствует формированию духовно богатой личности, способной ценить и уважать прошлое своего народа и своей семьи. Эмоциональное восприятие материала, в ходе проекта, помогло детям испытать чувство гордости за нашу страну и своих соотечественников. Особую актуальность этому придает тот факт, что на протяжении двух последних лет Всероссийская акция «Бессмертный полк» отменялась по соображениям безопасности и многие дети ничего о ней не знали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»
Долгосрочный практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Космос»Проект долгосрочный практико-ориентированный Срок реализации проекта:октябрь-апрель 2011-12 уч.годаУчас...

Практико-ориентированный проект по благоустройству участка детского сада
Проект решал важные задачи дошкольной группы, как создание комфортных условий для развития личности ребенка, создание среды для ознакомления с природой и развитие каждого малыша физически...

Практико - ориентированный проект для средней группы детского сада «Светлая Пасха»
Пасха- это великий праздник христианской церкви , праздник праздников и торжество из торжеств. Я думаю, что не секрет, что из-за стремительного ритма жизни многие праздники стали отходить на задний пл...
Краткосрочный практико-ориентированный проект для средней группы детского сада «Открытый космос»
Проблема:Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос.Обоснование проблемы:1. Недостаточное внимание родителей к российскому праз...

Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада
"Лучшая цветущая площадка детского сада...

Практико-ориентированный проект для старшей группы детского сада «Мы и космос»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представленийо космическом пространстве, освоении космоса людьми....

