Игры на развитие речевого и певческого дыхания.
учебно-методический материал (старшая группа)
Игры на развитие речевого и певческого дыхания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие речевого и певческого дыхания.
Обычное физиологическое дыхание, как правило, неглубокое и равномерное: вдох равен выдоху. Характер физиологического дыхания зависит от физической и нервнопсихической организации ребенка, а также от состояния его носоглотки, способа сидения на стуле и т.д. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).
У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое, и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т.к. рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Поэтому развивать певческое дыхание лучше параллельно с речевым, поскольку способ выдоха родственный: более длительный и экономный.
Экономный выдох связан с диафрагмальной мышцей, которая отделяет грудную клетку от брюшной полости. Диафрагмальная мышца является своего рода задвижкой (форточкой, дверцей), которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым позволяя нам сказать или пропеть целую фразу.
Детям бесполезно объяснять, почему нужно дышать животом, им просто нужны специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который исподволь, незаметно и, главное, постоянно тренирует диафрагмальную мышцу.
Качество речевого и певческого дыхания детей зависит не от количества вдыхаемого воздуха, а от правильного экономного выдоха, от умения распределять его на речевую или музыкальную фразу.
Цикл речевого и певческого дыхания состоит из трех основных моментов:
- вдох короткий, но спокойный (в характере произволения),
- затаивание, или задержка дыхания перед началом,
- выдох более продолжительный, экономный, постепенный.
От качества дыхания зависит и характер атаки (начала) звука: твердый или мягкий.
Спокойное дыхание гарантирует речь или пение без напряжения. Излишнее напряжение дыхательных мышц ведет к повышению интонации, недостаток активности - к понижению.
В детском возрасте лучше использовать мягкую атаку: спокойный вдох и постепенный выдох ведут к мягкому, звонкому, легкому звучанию.
Навык речевого и певческого дыхания развиваем постоянно на каждом занятии и постепенно.
Приведем пример такого упражнения.
Исходное положение (и. п.) - стоя, ноги на ширине плеч.
- Я превращаю вас всех в деревья, покачаемся, как дерево на ветру: в одну сторону
- в другую, «кач» - «кач», вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.
И. п. - стоя. Поднять руку перед собой до уровня пояса, слегка согнуть ее и повернуть на ребро.
- Отведем руку, «как ветку дерева»: вправо - влево, вправо - влево, вдох - выдох, вдох - выдох и т.д.
И. п. - то же, только движения выполняем так: собранную кисть одной руки, «как листик дерева», раскрываем вправо - закрываем влево, то же самое на вдох - выдох.
Перейдем к следующему этапу работы.
Навык речевого и певческого дыхания в игровых упражнениях формируется постепенно с последующим усложнением. Начинаем с игр на развитие трех основных моментов речевого и певческого дыхания: вдох (короткий), задержка и постепенный выдох.
В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (порывами, сильного и холодного, теплого и ласкового, еле заметного, спокойного)». Или всем «раздаем» разноцветные шарики и начинаем их «надувать». Можно «устроить чей-нибудь день рождения» задуть «свечи на торте».
Затем удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свисятщих).
Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста
Доречевые упражнения
Упражнение №1
Положить руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохнуть. Не поднимать плечи. Руками ощутить, как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что взят приличный объем воздуха. После этого сбросить дыхание, выдохнуть. Руки должны ощутить, как опали ребра.
Упражнение №2 «Свечка»
Надо задуть воображаемую свечу. Положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и
“подуть на свечу”. Природа замечательно координирует действия: воздух из легких выходит постепенно, плавно, ребра не опадают мгновенно, а постепенно, по мере выдувания. Диафрагма, как поршень в цилиндре, удерживает воздух, не давая ему сразу “выплеснуться” на первых моментах выдоха. Такая же естественность выдоха должна быть и в пении, когда взятый воздух, должен распределиться на всю фразу, а не сбрасываться на первых ее звуках. Воздух наполняет легкие, а потом направленным потоком посылается наружу. Это упражнение дает хорошее представление о дыхательном процессе в пении. Иногда его можно сделать среди пения, чтобы проверить правильность своих ощущений. Обращаем внимание ещё на один важный момент - между вдохом и моментом выдоха происходит секундная задержка, перестройка с вдоха на выдох. Задержка, но не остановка. Эта пауза очень важна. Главное, чтобы эта пауза оставалась такой же мгновенной и естественной, так же четко переключала вдох на выдох и в пении. Лицо в этот момент не должно терять естественности, губы активные, но не зажаты, никаких лишних усилий. Зеркало в этом большой помощник.
Для тренировки дыхания, контроля плавности и экономичности фонационного выдоха можно поставить перед ртом зажженную свечу. Если пламя останется неподвижным во время звучания, значит, дыхание используется совершенно правильно. Аналогичный прием – использовать вместо свечи – перо, которое держится во время пения на расстоянии 20 см. ото рта.
А теперь ощущения, полученные при “задувании свечи” повторить со звуком. Спеть на выдохе любой удобный звук, потянуть его, а руками в это, время “следить” за “механизмом” выдоха. Проследить, чтобы при пении живот не зажимался, не дергался.
Разминочное упражнение №1 «Ладошки»
Исходное положение: прямая стойка, руки согнуты в локтях и подняты кверху. Ладони обращены от себя. Ладони рук находятся сразу над плечами и локти далеко от туловища не отводятся. Носом сделать короткий активный вдох, при этом ладони сжимаются, как будто чтото хватают. Сделать свободный, легкий выдох через нос (можно через рот). Одновременно разжать ладони. При выдохе ладони держать свободно, они должны расслабиться. Выдох должен быть свободным и легким. Воздух не нужно задерживать в груди, и выталкивать с силой.
В начале тренировок может быть легкое головокружение. Делать упражнение «Ладошки» можно сидя. Скорее всего, не в порядке сосуды головного мозга.
Упражнение №2 «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаки и прижаты спереди к поясу. Носом сделать короткий, шумный вдох и при этом кулаками произведите сильный толчок вниз, к полу, как бы стремясь сбросить с рук тяжесть. Одновременно с этим движением кулаки нужно разжать. Во время вдоха плечи нужно напрячь, руки вытянуть строго прямо вниз, пальцы широко расставить в стороны веером.
Выдыхая и возвращаясь в исходное положение, пальцы рук снова сжимаются в кулаки и возвращаются к поясу. Выдох должен быть свободным и легким, его можно делать как через нос, так и через рот. Главное — он должен быть пассивным. Если выдох делается через рот, то не следует открывать его широко, а лишь слегка разжать губы.
Упражнение №3 «Насос»
Исходное положение: встать прямо, ноги несколько шире плеч, руки опущены. Слегка наклониться вперед. Плечи опущены, мышцы спины расслаблены, спина принимает округлую форму. Голова опущена, мышцы шеи расслаблены, смотреть вниз. В конце этого движения вниз (поклон) сделать короткий шумный вдох через нос, как бы желая вдохнуть аромат цветущего у ног куста роз. Приподняться, возвращаясь в исходное положение. Сделать свободный, пассивный выдох через рот или через нос. Это упражнение нужно делать без напряжения, легко, не прилагая особых усилий. Запрещается наклоняться низко при повышенном давлении, близорукости, при наличии камней в почках, при травмах позвоночника или головы.
Речевые упражнения
Свободно звучащий голос — необходимое условие любого выступления, обусловленное психофизиологией восприятия речи, а также психофизиологическим состоянием самого выступающего. Хорошо, свободно звучащий голос, по существующему закону обратной зависимости тонизирует всю его нервную систему, придает уверенность, вызывает творческое самочувствие.
Многие рекомендуемые упражнения носят игровой характер. Искусство и игра похожи друг на друга. Упражнения игрового характера увлекают, втягивают в работу душевную сферу учащихся, вызывают положительные эмоции, которые, как известно, раскрепощают фонационные пути, помогают верно, формировать свободное звучание голоса.
Упражнение «Звукоподражатель».
Вспомнить звуки природы и воспроизвести их. Свистит ветер: СССССС… Шумит лес: ШШШШШШШ… Появился шмель: ЖЬЖЬЖЬЖЬ… Жужжит пчела или оса: ЖЖЖЖЖЖЖ…Звенит комар: 3333333…
Упражнение «Насос».
Накачать воображаемую «шину», с сопровождая движениями рук, двигающих поршень насосов: ССССССС! ССССССС! ССССС! «Пульверизатор» Сжимая в руке «грушу» пульверизатора, сопровождать движение руки вукоподражательными: Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!Ф!... Можно объединить два вида выдыхания в этом упражнении, то рывками (Ф!Ф!Ф!Ф!), то с силой, но медленно (ФФФФФФ!..).
Упражнение «Метла».
Воображаемой метлой подметаем дорожки на звук «Ш»: ШШШШШШ!
Упражнение «Выключающийся пылесос».
Когда пылесос выключается, появляется «запыхивающийся» звук: ЖЖШШШШШШ…
Упражнение «Пильщики».
Взяли «пилу», начали пилить: С!..С!..С!..С! Вначале звук «С» отрывистый, короткий, как и движения рук, потому что пила «входит» в древесину. Чем шире амплитуда движения рук, тем длиннее тянущийся звук ССССС... ССССС… ССССС…
Упражнение «Мотоцикл».
Завели мотор и поехали на мотоцикле: Р!Р! РРР!... РРРРР... Кто дальше отъедет? Быстрее, быстрее едете, и звук переходит в мягкое РЬРЬРЬРЬРЬ...
Упражнение «Звонок».
Много раз нажимаем на кнопку электрического звонка, настойчиво добиваясь ответа: рьрьрьрьрь... рьрьрьрь… рьрьрьрьрьрьрьрь.,. рьрьрьрьрьрьрьрь...
Упражнение «Сорока-сплетница».
Передать услышанную сплетню дальше: Трр! Трр! Трр-трр! Трр-трр-трр! Трртрр-трр-трр-трр!Трр-Трр! Трр-трр-трр-трр-трр-трр-трр! Ощутить резкие движения диафрагмы, не пытаясь управлять ею (втягивать внутрь или выпячивать). Она сама делает движения такие, какие указаны ей природой.
Для того чтобы упражнения были эффективны, надо избегать монотонности. Нужно разнообразить причины, вызывающие чувства, чтобы они не гасились от частого их повторения. И с этой целью полезно использовать стихотворный материал для упражнений.
Упражнение «Новогодняя елка»
Ай да елка! Красота! - средний регистр.
Широта и высота!
Снизу вверх гляжу, гляжу… - грудной регистр.
Глаз от неё не отвожу!
Вот гирлянды, - постепенное повышение.
Фонари И шары, шары, шары…
Поглядите-ка туда:
Что там светится? Звезда!
Ай да елка! Красота! - постепенное понижение.
Я любуюсь неспроста.
Тренируюсь заодно:
Проверяю «верх» и «дно». – грудной регистр.
Целевая установка упражнений - это точно координированная с другими отделами голосового аппарата подача дыхания, совокупность работы резонаторов на всем диапазоне звучания голоса, сглаживание регистров. Подавать дыхание надо плавно, не ослаблять его и не напирать, чтобы не нарушить найденной координации. Главное научить детей экономному выдоху во время произношения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие речевого дыхания
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ Приятный запахЦель.Развитие фразовой речи на плавном выдохе.Оборудование. Один душистый цветок (ландыш, сирень, жасмин и т.п.), или надушенный носовой платок, или фрукты (ма...

Игры на развитие речевого и певческого дыхания
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2971980","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"448","width":"317"}}]]...

Игры, направленные на развитие речевого и физиологического дыхания. Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики.
Картотека игр направлена на развитие речевого и физиологического дыхания,на развитие артикуляционной моторики....

Презентация " Игры на развитие речевого дыхания" Речевая развивающая среда в средней группе .
Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:Øсдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;Øдуть на легкие шарики, карандаши, свечи;Øдуть на плавающих ...

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»
Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»...


