Проектно-тематическое планирование в старшей группе «Земля- наш общий дом »
методическая разработка (старшая группа)

Корсакова Елена Николаевна

Природа  –  удивительный  феномен,  воспитательное  воздействие  которого  на духовный  мир  ребенка-дошкольника  трудно  переоценить.  Природа  является источником  первых  конкретных  знаний  и  радостных  переживаний,  часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zemlya_nash_obshchiy_dom.docx45.29 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-тематическое планирование в старшей  группе                                                

Тема: «Земля наш общий дом» 

Составила воспитатель: Корсакова Е.Н.

Тип проекта: познавательно – творческий.

По количеству участников: групповой. По контингенту участников: смешанный (дети, родители, педагоги).

По продолжительности: среднесрочный -4 недели

Актуальность данного проекта заключается в следующем:                                                                                                                                    Природа  –  удивительный  феномен,  воспитательное  воздействие  которого  на духовный  мир  ребенка-дошкольника  трудно  переоценить.  Природа  является источником  первых  конкретных  знаний  и  радостных  переживаний,  часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Цель: Обогащение представлений  детей о неразрывной связи человека с природой.        

Задачи: Формировать у детей систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника

 Развивать познавательного интереса к миру природы, общение, кругозор.

Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;

Воспитывать гуманное, эмоциональное, положительное, бережливое, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом

Вовлечь родителей в совместную деятельность по формированию экологической культуры дошкольников

Организация проекта: создание в группе условий для активной познавательной, исследовательской, речевой, игровой, творческой деятельности, вовлечение родителей в проектную деятельность. Подбор художественной литературы для чтения.

Формы реализации проекта: организация исследовательской деятельности,                                                                                                       рассматривание картинок, чтение художественной литературы, организация коллекции различных животных, населяющих нашу планету,

выставка детских работ, драматические игры-инсценировки, организация сюжетно-ролевых игр, дидактические и развивающие игры

Итоговое мероприятие: Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Мы – друзья природы!»

   

Образовательные области

 Центры активности

       Занятия

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной

деятельности

детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Социально- коммуникативное

развитие

  Познавательное

развитие

Речевое развитие

Художественно-

эстетическое развитие

Физическое развитие

Сбор

Центр

«Театрализация»

Центр «Драматизация»

Центр

«Математики»

«Наука  и природа» 

«Песок и вода»

Центр

«Литература»

Центр «Искусство»

Центр «Конструирования»

Центр

«Физкультура»

Просмотр презентации - «В мире животных». Беседа «Берегите природу»

Цель: в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире

Беседы:

-«Дикие животные зимой»

«Травоядные  и  хищные»

«Красная книга России»

«Польза от животных»,

Беседа «Животные леса»

Беседа «Как помочь лесным жителям зимой»

Беседа «Какие дома у диких животных»

«Птичьи враги»

Игра «Земля, вода, воздух»

Уточнить место обитания животных

Игра «С чем нельзя в лес ходить?»

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.         «Кто где живёт» Цель: Уточнить знания детей о жилищах  животных

«Природоохранные знаки»Цель: Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

Игры – драматизации р.н. сказок:                           «Мешок яблок» В. Сутеева, В.                                    В. Бианки «Сова»

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк»,

«Прогулка в лес»

 «Путешествие в теплые страны»

«Путешествие на север»

Математическая игра  «Продолжи цепочку»

Цель: Развивать логическое  мышление, учить находить общие признаки

Игровое упражнение «Сосчитай зверюшек»                  Цель:  Воспитывать у детей  стойкий интерес к математике, развивать умение считать, решать задачи, развивать смекалку.

Математическая игра

«Узнай цифру»

Цель: закреплять знания о цифрах, запоминать их написание

Задание на листах в клеточку

Цель: Cспособствовать умению ориентироваться на листе бумаги, соотносить число предметов с цифрой.

Решение занимательных задач

Цель:

Развивать навык решения занимательных задач, развивать сообразительность.

«Прогулка в лес»

Цель: Уточнить и расширить представления детей  о лесе и его обитателях

«Что  случится,

если  белочка  не  успеет  сделать  запасы?»,

Зайка не сменит шубку?»

«Животное попало в капкан»

Живая и неживая  природа .

Цель:  Сформировать у детей представления об объектах живой и неживой природы

Игра «Живая

цепочка»

Цель: Формировать у представление детей о взаимосвязи обитателей леса -растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

«Лесные хищники»

Цель: Показать необходимость сосуществования на земле всех видов животных. Избавить детей от неверных стереотипов отношения ко многим из них.

Игра

«Как  вести себя в лесу»

Цель: Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу

Игры- эксперименты

 «Очищение воды»

Знакомство со стихотворением Л. Дайненко

«Земля- наш  дом»    Цель; Продолжать развивать у детей интерес

к пониманию смысла образных выражений.

Воспитывать любовь к природе и окружающей среде.

Рассказывание по картине

« Лиса с лисятами»

Цель:   Продолжать составлять сюжетный рассказ по картине , соблюдая последовательность.

Пересказ рассказа М. Пришвина

 « Ёж»              

Цель: Продолжать

формировать навык пересказывать небольшие литературные тексты точно, последовательно, выразительно.

Игры на дыхание «Ветерок. Удержи пёрышко»

Цель: развитие сильного плавного выдоха

«Слово короткое, длинное»

Цель: развивать умение различать длинные и короткие по звучанию слова

Рисование. Тема: «Совушка-сова» (смешанная техника)

Цель: Продолжать развивать  навык изображения птиц и животных несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал). Отмечать отличительные особенности.

Рисование. Тема: «Подводный мир»

Цель:  Формировать навык рисования в смешанной технике(восковые мелки, акварельные краски)

Рисование. Тема:    

« Кто живёт в лесу» Цель: Познакомить  с новым способом передачи фактуры шерсти животных (кисть с жёсткой щетиной). развивать изобразительные  умения и навыки.

Лепка  «Зайка-попрыгайка»

Цель: Познакомить с несколькими приёмами  лепки  зайца. Вызвать желание отразить образы зайцев в лепке.

Лепка «Ёжик»

Цель: Закрепить умение лепить из целого куска , правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность. Развивать воображение.

Аппликация «Рыбка»                Цель: освоение нового приёма аппликации-объемная аппликация.

Аппликация «Уж верба вся душистая»

Оригами «Лисичка»

Цель: закреплять умение

выполнять работу в технике оригами. Внимательно слушать и выполнять команды.

Развитие у детей интереса к конструированию, оригами, упражнять в сооружении построек с использованием схем

Работа над проектом

« Зоопарк» коллективная работа

Ежедневное проведение  утренних  гимнастик,

физкультминуток

Бодрящая гимнастика:

«Мы большие»

«Потягушки-потягушеньки»

Хождение по дорожкам здоровья

Физ. минутки:  «Обезьянки»,

«Слон»,  «Зайчата»

Общения на тему                        « Природа- наш друг»,

«Чем питаются птицы», Беседа- рассуждение «Для чего зайцам нужны волки?».

Беседа о труде лесника (егеря).

Беседа «Интересные факты о морских животных»

«Как выживают животные, что им помогает?»

«Деревья – лёгкие наших городов »,

«Почему птиц стало меньше? ».

Разучивание стихов по теме

Пальчиковая гимнастика «Червячки и ворона»

Речевые игры:

«Я знаю пять названий животных»,                       «Узнай животных по описанию»,                       «У кого какой дом», «Чьи детки»,                         «Назови детёныша ласково»,                    «Четвёртый лишний»

«Наши помощники», «От какой пищи ты будешь здоров», «Хорошо плохо», «Съедобное и несъедобное»

Обыгрывание  этюдов на тему в лесу:

«Трусливый заяц»

«Хитрая лиса»

«Рыбалка»

«Зоомагазин»

Сюжетно-ролевые игры:

«Зоопарк»,

«Путешествие в теплые страны»

«Путешествие на север»

«Птичья столовая»

Парные картинки», «Лото»,

«Экологическое домино», разрезные картинки, пазлы,

Д/и «Продолжи цепочку»

Д/и «Сосчитай и сложи зверюшек»

Д/и «Накорми зверюшек»

(состав числа)

Д/и «Посчитай и обозначь»

Д/и «Геометрическое лото»

Рабочие листы

-заштрихуй животных

-графический диктант «Животные»

-палочки Кюизенера «Птички. Рыбки»

-Танграм «Собери животное по схеме»

Рассматривание альбома «Животные нашего леса»

Д/и «Рыбалка»

Экологическая игра                «Добрый лес»,

Экологическая игра «Мы друзья природы»

игры с картинками из серии «Хорошо – плохо»,                                    «Мир вокруг нас», «Назови одним словом»

«Что было бы, если бы…»

«Составь пищевую цепочку»

«Узнай знак, по охране природы»

Мемори «Птицы»,

«Наши помощники», «От какой пищи ты будешь здоров», «Хорошо плохо», «Съедобное и несъедобное»

Картотека опытов с водой

Д/ игры: «Шифр-алфавит»

«Зооалфавит»

Д/ игры:

«Слово короткое, длинное»

«Зооалфавит»

«Составь рассказ по мнемотаблице»

Мнемотаблицы для пересказа текста и заучивания стихов

Игры на дыхание

«Ветер»

«Удержи пёрышко»

Рисование:

Рисование животных  при помощи нетрадиционных техник.

Коллективное панно «Подснежники»

Рисование знаков «Берегите природу»

Рисование. Тема: «Зайка серенький сидит».

«Мудрая сова»

Рисование на тему «Пожар в лесу»,

"Лесные животные".

«Дикие животные».

«Животные жарких стран. Жираф»

« Животные Севера». Белый̆ медведь.

Аппликация:

-объёмная  аппликация «Сова»

-обрывная аппликация «Животные жарких стран»

Работа в технике пластилинография

Лепка:

«Кто живет в лесу»

«Пингвины на Севере».

Лепка из пластилина и природного материала;     « Лесные звери на поляне»;

«Ежиха с ежатами»

«Сова»

Оригами  «Зайка серенький» «Лиса»

Конструирование из бросового материала: заборчики, вольеры для животных, дома, водоёмы, мосты

Оригами «Животные»

Конструирование из картонных втулок (животные)

физкультминутки

«Зайке холодно сидеть»

«Хомка-хомка-хомячок»

«Пляшет зайка на опушке»

«Теремок»

«Ходи по лесу медведь»

Подвижные игры.

«Сова и мыши»

«Птички на дереве» «Хитрая лиса

Картины для рассматривания и составления рассказов

Картинки c изображением

насекомых, животных

костюмы для театрализации сказок: «Мешок яблок»,  «Сова»

Маски-шапочки

- Звери

карточки-рисунки комплекты «Число, форма, цвет».

листы с индивидуальными заданиями

Схемы для развивающей игры Геоконт.

Коллекции объектов природы    

Картины,

иллюстрации с изображением пищевых цепочек леса, луга.

набор полосок бумаги разной длины с изображением колосков, травы, зайцев, волка, мышек, совы и т.д.

Картограф

Воронки

Бумажный фильтр

Ватные диски

Книжный уголок.

Н.Сладков. Лесные сказки.

В.Бианки

«Про зайца длинные уши»

Рассказы и сказки -

Д.Мамин-Сибиряк. «Друзья детства»   - Скребицкий Г.

М. Пришвин. «Ёж»

картины для рассматривания

художника Шишкина «Утро в сосновом лесу»

картина

« Лиса с лисятами»

Фотографии, иллюстрации диких животных.

.

Пооперационные карты  для рисования совы, зайца, ежа.

картина « Ежиха с ежатами»

книги с

иллюстрациями Е.Чарушина с изображением диких животных

Кисти с жёсткой щетиной.

трафареты, шаблоны.

Природный материал для поделок.

Раскраски по теме

Картинки  с изображением совы, зайца, ежа, рыбки.

Постройки по замыслу детей, фигурки животных, деревьев, предметы-заместители

Атрибуты маски- шапочки для проведения подвижных игр.

познакомить родителей с предстоящим проектом и его задачами (в форме объявления)

сбор, совместно с родителями, природного материала для занятий

Помощь в подборе детской литературы  по теме

Совместное чтение детской художественной литературы, детских энциклопедий.

Посещение зоопарка, Зоологического музея, Музея воды

Открытая площадка

Наблюдение " Пришла весна"

Цель: закрепить представления о весне, обратить внимание на изменения в природе

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях каждого сезона.

Наблюдение за трудом взрослых.

Цель: продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье;

Наблюдение за небом.

Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега.

Наблюдение за почками на деревьях

Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). 

Наблюдение «Весеннее небо»

Цель: показать особенности весеннего неба, учить детей сопоставлять осеннее небо и весеннее небо. 

Наблюдение за деревьями

Цель: на прогулке помочь постепенно вспомнить название деревьев, находить отличительные признаки, называть отдельные части;

Наблюдение за птицами на участке.

Цель: учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память;

Наблюдение за автомобилем

Цель: продолжать различать автомобили по их назначению, сравнивать с другими видами транспорта; развивать наблюдательность; воспитывать положительное отношение к людям труда.

Наблюдение за поведением птиц на участке

 Цель: побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц:

Труд: Сбор природного материала для поделок. Уборка беседки, игрушек.

 Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.

 Расчистка дорожек, сбор прошлогодних листьев.

Цель: воспитывать аккуратность и чистоту при выполнении трудовых действий.

Подмести веранду.

Цель: закреплять навыки работы с метлой.

Уборка камней на участке.

Цель: формировать трудовые умения.

Дидактические игры: «Когда это бывает?» — воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится.                          

Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе.

 «Отгадай-ка» — дети описывают предложенный предмет. Дидактические игры: «Какой ручей» — дети составляют предложения, описывая ручей.

Цель: развить умение подбирать относительные прилагательные.

«Что бывает широким и узким» — дети рассуждают о величине предметов.

Цель: уточнить представления детей о величине предметов, научить классифицировать предметы по определенному признаку, развить быстроту мышления.

 «Сосчитай-ка» - пересчёт деревьев.                                                     

Цель: согласование существительных с числительными

 «Сосчитай-ка» - пересчёт облаков. 

Цель: согласование существительных с числительными. 

«Подбери словечко» - к слову «небо»          

Цель: развить умение подбирать относительные прилагательные.

Наблюдение « как одеты люди».

Цель: обратить внимание на то, как люди одеты ранней весной. Учить называть части одежды, их назначение. Установить причинно-следственные связи между погодой, сезоном и одеждой людей. 

«Что не так?» 

Цель: развивать монологическую речь, учить детей поддерживать беседу, точно подбирать определения.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.

 Развитие движений.

Цель: совершенствовать навыки катания обруча в произвольном направлении.

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность

Прыжки вверх с места.

Цель: развивать умение концентрировать усилие, сочетая силу с быстротой.

Развитие движений.

Цель: тренировать в беге по узкой дорожке, между линиями с ускорением и замедлением темпа.

Развитие движений.

Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.

«Тройки». Дети по трое берутся за руки скрестно и бегут по площадке, Какая тройка лучше?                                                                                                 

Цель: учить бегать, не размыкая руки, высоко поднимая колени.                                      

"Нитка и иголка". Все становятся в колонну и берут друг друга за талию - это "нитка". Впереди становится "иголка" бежит и ведет за собой "нитку". Задача "иголки" порвать или запутать "нитку".                                                                                          

Цель: учить бегать друг за другом, не наталкиваясь на впереди стоящего

Подвижные игры: «Кто останется в кругу?», «Живой лабиринт». Подвижные игры: «Перелет птиц».

«Мыши в кладовой». Подвижные игры: «Ворона и воробей», «Звери», «В лесу густом», «Зайцы». «Хитрая лиса», «Зайцы и волк». «Мы весёлые мартышки», «На лесной опушки собрались зверюшки» «Море волнуется-раз»

Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

«Прятки»

Цель: развить двигательные навыки, внимание детей.

«Беги к флажку

Литература

Разучивание стихотворений: А. Плещеев. Наступила осень. Е. Трутнева. Осень. Осень. И. Токмакова.

Чтение произведений;

А.Ляпидевски. «Про жаркую пустыню».

В. Танасийчук «Цепочки в лесу», «Невидимые весы».

В. Бианки. Старик и сова.

Л. Толстой «На что нужны мыши?».

Г. Скребицкий «Как белочка зимует», В. Киплинг «Как верблюд получил свой горб», А. Милн «Кенгуру», Чарушин «Зебра», В Бианки «Лесной колобок- колючий бок» К.И. Чуковский «Айболит»

«Сказка о щуке зубастой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной игры – путешествия для детей старшей группы : - «Земля – наш общий дом!»

Занятие, направленное на формирование целостности картины мира через познавательную деятельность....

Конспект экологического занятия в старшей группе "Земля - наш общий дом"

В конспекте изложена информация для формирования у детей представления о земном шаре как планете, как месте обитания живых существ, которым необходимы чистая вода, воздух, земля; о том что планета нах...

Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Земля – наш общий дом»

Формировать представление детей о планете Земля и жизни людей на планете,прививать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей....

Конспект НОД с детьми старшей группы «Земля наш общий дом» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально коммуникативное развитие»

Цель: Расширять представления о планете Земля. Задачи:1. Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.2. Расширять представления детей о том, что Земля  - общий дом для всех люд...

Экологическая викторина для детей старшей группы "Земля-наш общий дом".

Экологическая викторина для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи на тему "Земля-наш общий дом"...

Конспект по познавательному развитию для старшей группы «Земля-наш общий дом»

Конспект по позновательному развитию для детей старшей группы "Земля - наш общий дом"...

Календарно- тематическое планирование 2 младшая группа "Земля, наш общий дом"

ГРУППА № 5Тема месяца: «Загадки природы»Тема недели: «Земля наш общий дом»   11.04.22  – 15.04 22  (12.04 – День космонавтики) Цель: Воспит...