Конспект по опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Вращения Земли вокруг Солнца».
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Конспект по опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Вращения Земли вокруг Солнца».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 180.19 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Галкинский детский сад
Конспект по опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Вращения Земли вокруг Солнца».
Подготовила:
Чернавская Д.Ю.
с.Галкинское, 2025
Цель: формировать представление о смене дня и ночи, о смене времен года, а также формировать понятия «время».
Задачи:
Познакомить детей с движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Формировать понятия: сутки, год, времена года.
Научить пользоваться календарем и планировать по нему свою жизнь.
Материалы: карта с графической моделью солнечной системы,
глобус, человечек, настольная лампа, картинки четырех сезонов года и календарь, альбомные листы, гуашь и кисти.
1часть:
- Здравствуйте ребята, сегодня у нас будет увлекательное путешествие! (стук в дверь, Буратино принес конверт, прочитаем послание?) Нам нужно отгадать загадку:
Мы все обязаны ему, оно дарует жизнь всему!
На букву «С» оно зовется, Вы догадались это …(Солнце).
-Ребята, а что такое солнце? (Это огромная звезда, раскаленный газовый шар).
- Еще солнце находится далеко от нашей планеты Земля.
- Что нам дает солнце? (Солнце дает нам тепло и свет)
- А без тепла и света возможна жизнь на Земле?
- Дети отвечают: Без солнца жизнь невозможна. Мы бы замерзли, а еще плохо бы себя чувствовали, потому что без света нельзя быть здоровым.
- А что было бы, если не было Солнца?
- Дети: Если бы не было Солнца, то на Земле всегда была бы ночь.
Не пели птицы, не росли бы деревья и цветы, потому что без света ничего не растет. Без солнца всем плохо.
- А Солнца на небе бывает всегда?
Дети: - Нет, Солнце мы видим только днем.
- Ребята, а вы задумывались, почему день сменяет ночь, а потом опять приходит день?
- Дети: Солнце встает утром, а вечером садится за горизонт.
- Правильно. Это мы видим, находясь в одном месте Земли.
- А на самом деле наша планета находится в постоянном движении и вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. В результате этого на Земле день сменяет ночь, проходят одни сутки и наступают следующие сутки.
- Как это можно проверить?
Опыт:
– Наша планета – это огромный шар.
Для того чтобы мы могли себе ее представить, ученые изобрели глобус.
-Возьмем глобус и настольную лампу. К глобусу прикрепим человечка там, где находится Москва. Зажигаем лампу. Это Солнце. Оно светит на флажок –значит, там день. Вращаем глобус вокруг своей оси. Мы видим, что флажок удаляется от «Солнца» и становится все менее освещенным, а затем вообще исчезает из вида и оказывается на противоположной стороне глобуса. Это значит, что там, где флажок, наступила ночь.
Смена дня и ночи - это сутки.
Как происходит смена дня и ночи.
Почему на Земле то светло, то темно? Теперь на тоже место мы поставим человечка и проследим, когда наступит в городе день, а когда ночь. И узнаем, когда человечку надо спать, а когда пора вставать.
Вывод: День на Земле сменяет ночь. Проходят сутки, за сутками. Это происходит, потому что планета Земля вращается вокруг своей оси и поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной.
2часть: смотрим видео «Вращение Земли вокруг Солнца».
- А еще Земля, как и все планеты солнечной системы, вращается вокруг Солнца. Полный круг делает за 365 дней, то есть за один год. И за это время сменяются все времена года. Давайте их назовем.
Дети: - Зима, весна, лето и осень.- Правильно.
Когда Солнце далеко от нас и светит на другую часть Земли, у нас наступает зима. А по каким признакам мы понимаем, что наступила зима?
Солнце слабо греет, на улице холодно, лежит снег, ничего не растет.
- А после зимы наступает весна. Какие признаки весны вы знаете?
Дети: Солнце светит ярче, тает снег, набухают почки, распускаются растения. – После весны наступает лето. Что происходит летом?
Дети: Ярко светит солнце, на улице жарко, расцветают цветы.
– Потом приходит осень. И опять Солнце светит не так сильно. Опадают листья, приходят заморозки. И все повторяется по кругу, зима, весна, лето и осень. Смена всех времен года равна одному году.
Вывод: Пока Земля вращается вокруг Солнца, проходят зима, весна, лето и осень и все это вместе составляет один год.
- Чтобы людям было проще ориентироваться в таком большом периоде времени как год, был придуман календарь. Давайте и мы попробуем им воспользоваться ( работаем с календарем). Смотрите, все дни года разделены на месяцы. Их двенадцать, в каждом из них примерно 30 дней.
А теперь вспомните, пожалуйста, в каком месяце и какого числа у вас день вашего рождения. ( Дети выходят и ставят флажок на, число дня своего рождения).- Молодцы, ребята! Смотрите, сколько праздничных дней показывает наш календарь. Глядя на него мы можем спланировать в какие дни пойдем в гости, а в какие будем делать свои дела.
- Давайте попробуем составить план на ближайшую неделю. Например, завтра у нас занятия по музыке и развитию речи, вечером идем на тренировку или в бассейн и так далее .
Это задание вам на дом составить план по дням, что вы важного будете делать на следующий недели. составить план по дням, что вы важного будете делать на следующий недели.
- Сегодня мы с вами узнали много нового о Земле и о Солнце, и о взаимодействии этих планет. Вы запомнили, что наша планета вращается вокруг своей оси, и с этим связана смена дня и ночи. А с вращением Земли вокруг Солнца связана смена времен года. Мы узнали, что люди для удобства подсчета времени придумали календарь, он помогает нам планировать свое время. Ребята вы все сегодня молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игровой образовательной ситуации (ИОС) по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Секреты газированного напитка «Кока-кола»
Занятие направлено на развитие у старших дошкольников познавательной активности и любознательности; расширение навыков исследовательской деятельности....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Необычное расследование».
Цель: развитие познавательных интересов у воспитанников старшей группы через опытно-экспериментальную деятельность....

«Фруктовая лаборатория» (конспект НОД по образовательным областям «Продуктивная» по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

КАРТА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ПОЧВА - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ» (КРУЖКОВАЯ РАБОТА)
Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.Развивать у детей умение с помощью во...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: "Апельсиновая лаборатория"
Данный конспект будет интересен педагогам ДОУ....

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»
формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...

Конспект по опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Чудеса растений»
Конспект по опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста«Чудеса растений»...

