консультация "Зеркальное письмо у детей"
консультация (подготовительная группа)
У большинства детей, которых учили печатать буквы в дошкольном возрасте, часто наблюдается "зеркальное письмо". Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит к началу обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни, поэтому необходимо помочь ребенку через упражнения и игры развить зрительное восприятие и сформировать пространственные представления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 833.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Зеркальное письмо у детей.
Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением или переворачивание букв и цифр. «Зеркальность – это одно из проявлений оптической дисграфии. Оптическая дисграфия связана с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо» более 7 тысяч страниц его дневников, были написаны в зеркальном отражении.
Неправильное написание цифр и букв в возрасте 5-6 лет допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет — это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как ребенок сядет за парту.
У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит к началу обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни, поэтому мягко поправляйте ребенка и показывайте правильный вариант написания букв и цифр.
Но если у ребенка зеркальное письмо повторяется все чаще, начинайте предпринимать необходимые меры - обратиться
к психологу, к логопеду или неврологу
Головной мозг человека – это один из важнейших органов нашего тела. Он имеет два полушария – правое и левое. Функции правого и левого полушарий головного мозга различны. Причина таких отклонений, по мнению учёных, – ведущее полушарие головного мозга.
- Функции полушарий мозга:
- Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.
- Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты, распознаёт числа и математические символы.
- Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.
* Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.
* Правое полушарие даёт возможность мечтать и фантазировать. Оно отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.
* Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
По мере взросления левое полушарие ребёнка начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, что сказывается на таких умениях ребёнка как счёт, письмо, чтение, симметричные движения руками и ногами. Со временем между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию.
Причины зеркального написания:
Ведущие педагоги и психологи выделили несколько причин:
- Несформированность зрительно-пространственных представлений;
- Нарушение зрения;
- Нарушение зрительного восприятия;
- Скрытая или явная леворукость.
Имея данное нарушение, в школе это повлияет на учебную деятельность.
Наблюдается снижение качества чтения и качества письма, ребенок испытывает затруднения в обучении грамоте.
Выявление предпосылок оптической дисграфии.
Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребёнка зрительно – пространственных представлений является проверка понимания им значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом:
- Попросите ребёнка показать, где лежит карандаш: НА книгах, где ПОД книгами, В книге. Или предложить ему самому положить ПОД книгу, НА книгу и В книгу.
- Поменяйте характер вопросов. Попросите ребёнка взять карандаш С книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ книги.
Затруднения в выполнении этих двух заданий будут свидетельствовать о недостаточной сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений, выражающейся в непонимании расположения предметов в пространстве по отношению к друг другу.
Следующие задания позволяют выявить правильность ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах пространства.
- Положите свой карандаш справа от книги и попросите ребёнка сделать то же самое с его карандашом. Вполне возможно, что он положит свой карандаш слева, то есть воспроизведёт расположение в пространстве этих двух предметов «зеркально».
- б) Сложите два карандаша в виде печатной буквы «Г» и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашами, а затем так же букву «И» сложить.
Зеркальность выполнения этих заданий будет свидетельствовать о затруднении в дифференциации левой и правой сторон пространства.
Трудности выполнения ребёнком старшего дошкольного возраста хотя бы нескольких из приведённых выше заданий будет свидетельствовать о несформированности у него зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, а значит и о наличии явных предпосылок оптической дисграфии.
Как и любое другое речевое нарушение, оптическую дисграфию легче предупредить, чем устранить. Поэтому важно провести профилактическую работу еще в дошкольном возрасте.
Для развития межполушарного взаимодействия существуют различные упражнения. В большинстве случаев детям с зеркальным письмом можно и нужно помочь.
Игры и задания на развитие у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного восприятия.
🍏 Пальчиковые игры
🍎 Палочки, пазлы, рисование узоров, орнаментов
🍏 «Вправо, влево», «Где игрушка?»
🍎 Штрихофки
Вызывают у детей затруднение печатание:
– Б, В, Г, Е, Ё, И, Й, К, Р, С, Ц, Щ, ы, ь, ъ, Ю – пишутся справа.
– З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.
🍏 воспроизведение букв с помощью карточек, трафаретов, кубиков;
обведение буквы пальчиком в воздухе с проговариванием;
🍎 написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);
🍏 узнавание букв, «написанных» на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнавание букв на ощупь;
🍎 моделирование букв из палочек, из элементов букв, изменение букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трёх (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка;
🍏 письмо проблемных букв под диктовку (буквы диктуются в неопределённой последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э). Перед записью каждой буквы нужно сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону «смотрит».
Благодаря этим упражнениям дошкольники учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается зрительный контроль, закрепляются знания о геометрических формах, они учатся писать элементы букв и дифференцировать их друг от друга.
Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного восприятия и формированию пространственных представлений, что является профилактикой зеркальности или оптической дисграфии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Веселые прописи"(подготовка руки к письму) для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка, задачи, этапа обучения, календарно - тематическое планирование, приложения, список использованой литературы....
Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей
Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...
Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Статья раскрывает актуальную проблему формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...
Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР
Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей с ОНР. Конспекты фронтальных логопедических занятий для детей подготовительного к школе возраста с ОНР.Темы: "Ударный слог";"Уд...
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада
Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Из опыта работы: «Письма-рисунки дети детям".
Во время самоизоляции, детям не хватало общения друг с другом и они стали посылать письма-рисунки. И в этом им помогали родители и я. Родители пересылалимне рисунки и писали о том, что ребенок хо...
«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма
laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале. Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...









