консультация "Зеркальное письмо у детей"
консультация (подготовительная группа)

У большинства детей, которых учили печатать буквы в дошкольном возрасте, часто наблюдается "зеркальное письмо". Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит к началу обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни, поэтому необходимо  помочь ребенку через упражнения и игры развить зрительное восприятие и сформировать пространственные представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зеркальное письмо у детей.

  Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением или переворачивание букв и цифр. «Зеркальность –        это одно из проявлений оптической дисграфии. Оптическая дисграфия связана с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых кажутся ему «похожими». Зеркальное письмо также называют почерком «Леонардо» более 7 тысяч страниц его дневников, были написаны в зеркальном отражении.

       Неправильное написание цифр и букв в возрасте 5-6 лет допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет — это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как ребенок сядет за парту.

       У большинства детей, которых учили письму в дошкольном возрасте, часто наблюдается такая особенность: написание букв или цифр в неправильном направлении. Такое нарушение может быть временным явлением, которое проходит к началу обучения в школе, но в некоторых случаях оно может остаться и в дальнейшей жизни, поэтому мягко поправляйте ребенка и показывайте правильный вариант написания букв и цифр.      

Но если у ребенка зеркальное письмо повторяется все чаще, начинайте предпринимать необходимые меры - обратиться

к психологу, к логопеду или неврологу

       Головной мозг человека – это один из важнейших органов нашего тела. Он имеет два полушария – правое и левое. Функции правого и левого полушарий головного мозга различны. Причина таких отклонений, по мнению учёных, – ведущее полушарие головного мозга.

  • Функции полушарий мозга:

- Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Это полушарие контролирует речь, а также способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты и их написание.

- Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты, распознаёт числа и математические символы.

- Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

* Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

* Правое полушарие даёт возможность мечтать и фантазировать. Оно отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

* Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.

       По мере взросления левое полушарие ребёнка начинает развиваться, образуя связи с правым полушарием. Эти связи сначала очень слабые, что сказывается на таких умениях ребёнка как счёт, письмо, чтение, симметричные движения руками и ногами. Со временем между полушариями должны сформироваться стойкие нейронные связи, передающие информацию.

   Причины зеркального написания:

Ведущие педагоги и психологи выделили несколько причин:

  1. Несформированность зрительно-пространственных представлений;
  2. Нарушение зрения;
  3. Нарушение зрительного восприятия;
  4. Скрытая или явная леворукость.

Имея данное нарушение, в школе это повлияет на учебную деятельность.

Наблюдается снижение качества чтения и качества письма, ребенок испытывает затруднения в обучении грамоте.

Выявление предпосылок оптической дисграфии.

Одним из наиболее простых способов выявления сформированности у ребёнка зрительно – пространственных представлений является проверка понимания им значения предлогов, обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Сделать это можно следующим образом:

  • Попросите ребёнка показать, где лежит карандаш: НА книгах, где ПОД книгами, В книге. Или предложить ему самому положить ПОД книгу, НА книгу и В книгу.
  • Поменяйте характер вопросов. Попросите ребёнка взять карандаш С книги, ИЗ-ПОД книги, ИЗ книги.

Затруднения в выполнении этих двух заданий будут свидетельствовать о недостаточной сформированности у ребёнка зрительно-пространственных представлений, выражающейся в непонимании расположения предметов в пространстве по отношению к друг другу.

Следующие задания позволяют выявить правильность ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах пространства.

  • Положите свой карандаш справа от книги и попросите ребёнка сделать то же самое с его карандашом. Вполне возможно, что он положит свой карандаш слева, то есть воспроизведёт расположение в пространстве этих двух предметов «зеркально».
  • б) Сложите два карандаша в виде печатной буквы «Г» и попросить ребёнка сделать то же самое с его карандашами, а затем так же букву «И» сложить.

Зеркальность выполнения этих заданий будет свидетельствовать о затруднении в дифференциации левой и правой сторон пространства.

Трудности выполнения ребёнком старшего дошкольного возраста хотя бы нескольких из приведённых выше заданий будет свидетельствовать о несформированности у него зрительно- пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза, а значит и о наличии явных предпосылок оптической дисграфии.

Как и любое другое речевое нарушение, оптическую дисграфию легче предупредить, чем устранить. Поэтому важно провести профилактическую работу еще в дошкольном возрасте.

Для развития межполушарного взаимодействия существуют различные упражнения. В большинстве случаев детям с зеркальным письмом можно и нужно помочь.

Игры и задания на развитие у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного восприятия.

🍏 Пальчиковые игры

🍎 Палочки, пазлы, рисование узоров, орнаментов

🍏 «Вправо, влево», «Где игрушка?»

🍎 Штрихофки

Вызывают у детей затруднение печатание:

– Б, В, Г, Е, Ё, И, Й, К, Р, С, Ц, Щ, ы, ь, ъ, Ю – пишутся справа.

– З, Л, У, Ч, Э, Я – пишутся слева.

🍏 воспроизведение букв с помощью карточек, трафаретов, кубиков;

обведение буквы пальчиком в воздухе с проговариванием;

🍎 написание графических диктантов (точка, две клетки вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка влево);

🍏 узнавание букв, «написанных» на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнавание букв на ощупь;

🍎 моделирование букв из палочек, из элементов букв, изменение букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трёх (И, А, П, Н, С, Ж) и из двух элементов (Г, Т, К). Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка;

🍏 письмо проблемных букв под диктовку (буквы диктуются в неопределённой последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: Э, Э, Е, Е, Э, Э, Э). Перед записью каждой буквы нужно сказать, из каких элементов она состоит, в какую сторону «смотрит».

C:\Users\Светлана\Downloads\MB5qqyB4nXhQvWURVex3dS8IATfkEwSHOByP2CyUdkGcgUnldj2Ywcxg4H-ovaXSDiZbgshJzDbwM4a5eGWQSiWb.jpgC:\Users\Светлана\Downloads\jDJhJCFhrng.jpgC:\Users\Светлана\Downloads\55640380.pngC:\Users\Светлана\Downloads\x_65ae601f7b.jpgPicture backgroundC:\Users\Светлана\Downloads\f6b8284ad2856348435321d37b3ffbd9.jpgC:\Users\Светлана\Downloads\S0bQQujRt_A.jpg           

       Благодаря этим упражнениям дошкольники учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается зрительный контроль, закрепляются знания о геометрических формах, они учатся писать элементы букв и дифференцировать их друг от друга.

       Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного восприятия и формированию пространственных представлений, что является профилактикой зеркальности или оптической дисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Веселые прописи"(подготовка руки к письму) для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка, задачи, этапа обучения, календарно - тематическое  планирование, приложения, список использованой литературы....

Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей

Данные игровые приемы помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, ...

Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статья раскрывает актуальную проблему  формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста с ОНР

Опыт работы по формированию элементарных навыков чтения и письма у детей с ОНР. Конспекты фронтальных логопедических занятий для детей подготовительного к школе возраста с ОНР.Темы: "Ударный слог";"Уд...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Из опыта работы: «Письма-рисунки дети детям".

Во время самоизоляции, детям не хватало общения друг с другом и они стали посылать письма-рисунки. И в этом им помогали родители и я. Родители пересылалимне рисунки и писали о том, что ребенок хо...

«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма

laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале.   Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...